Пирожки или краски?

Наткнулся на следующую тему.

«Художники и деятели искусства — самая незащищенная профессиональная категория в наши дни», «художники и деятели искусства — прекариат», «художник ищет работу разнорабочего» — темы, которые постоянно всплывают в сетевых обсуждениях и личных беседах сегодня.»

А ведь все верно. Речь сейчас пойдет не о тех художниках, кто в членах Союза художников, а о свободных, неформальных художниках. Художников, скажем так, среднего и пожилого возраста. Хотя и к молодому возрасту это относится, просто у молодых сил и задора больше. Иногда художникам элементарно не хватает денег даже на еду, не говоря уже о кистях и красках. Стоит такой художник в магазине и думает – тюбик краски купить или пять пирожков? Или растворитель, или молока? Встречаюсь со многими художниками, талантливыми, гордыми, принципиальными… и  бедными. На дворе 21 век!  Но есть еще богатые, достигшие своих вершин, с которых они молча созерцают на происходящее внизу, в толпе.  Самое интересное – мир художников в России разделился еще давно на тех, кто в колонне,  и на тех, кто за колонной.  Кто обласкан властью, а кто нет. Либо ты член  Союза художников, либо нет. Если на Западе – это формальность, дающая  внеочередное право участвовать во многих выставках, но дающих малую часть поддержки приобретения материала по сниженной цене, то в России – это еще и приобретение инструмента по сниженным ценам. Смотря, у какой организации  бюджет. А что?  Все в порядке – тоже иерархия. В Союзе художников масса отличных, талантливых художников. А почему бы и нет? Наша гордость. Так вопрос в другом. Если нет материала – как работать художнику, когда он постоянно думает, как бы не положить зубки на полчку. Иногда они собирают картонки на помойках, остатки старых картин, иногда кто-то подарит старую кисть, наконец, они сделают их сами, найдя старый облезший воротник. Голь на выдумки хитра. С давних пор повелось, что художники сами себе делали подрамники, клеили их, сколачивал, натягивали и грунтовали. Грунтовка – это был особенный ритуал. Необходимо найти костный клей, он был похоже на подошву, полупрозрачный. Желтого или коричневого цвета. И варился этот клей долго, и вонял он так, что соседи прятались на балконах или террасах. До сих пор помню этот запах. Но зато, качество грунтовки было отменное. Потом добавлялся мел, белая темпера или гуашь. Все тщательно перемешивалось, процеживалось и ву-аля…грунтовка высшего качества готова. Можно было покрыть холст одни разом и  все – идеальная поверхность и идеальный тон. Кроме этого с помощью такого клея можно было делать багет…да-да, самый настоящий багет. Мы делали из обожженной латуни форму, так сантиметров 40, в ней были орнаменты или цветы выдавлены, прочеканены. Чеканка вообще помогала во многом. Но о ней позже. Так вот с клеем, мелом и медицинским гипсом, раскатывалась колбаска. Длина определялась по наличию материала. И потом этим шаблон, до того как материал стал высыхать, продавливались элементы багета. После высыхания багет приводился в нормальное состояние, сглаживался, шкурился и в таком виде наклеивался тем же клеем  на уже готовую деревянную раму. Потом  готовая продукция  в несколько слоев покрывалась грунтовкой и затем  необходимым цветом. Отличный получался багет.  Вот такая рамка обходилась очень дешево. Так что подрамник, багетная рама и холст по советским деньгам стоил около 14 рублей. И все, в общем-то, из подсобного материала. Немного о чеканки как таковой. Для тонкой чеканки бралась пластина медно-латунного сплава. Наносился карандашом рисунок и с помощью металлических шпателей, молотка и чеканов набивался трехмерный рисунок. Я любил делать маски клоунов, шаманов, девиц. Иногда вытягивал 1,5 мм пластины почти на 5 сантиметров  высотой. Правда, трогать такие места было нельзя - материал уж очень был тонким. Сколько я переделал таких заказов не счесть. И стоили довольно дорого по тем временам – 20-30 рублей за А-4 лист. Если заказывали в Дома культуры, в колхозы, на доски почета – можно было получить до 400 рублей. Так что при минимальной стоимости материала – можно было производить довольно дорогие товары. Олово было вообще дешевым, пруток в 50 сантиметров стоил примерно 30 копеек. А из него я мог отлить сережки, или кольца – штук 20. Сначала их технического пластилина делал макеты, отливал гипсовые формы. Процесс идет быстро, главное соблюдать технику безопасности. Все - таки литье. Потом сдавал таки работы в сувенирные магазины, либо в киоски. Вот в месяц и набегало еще рублей 150 (это зарплата за месяц инженера). А взять те же росписи в музеях, в гостиницах, в школах. От начала до конца – твоя работа. Свобода. Сделал эскиз и в ночное время рисуешь. Многие работы сохранились  в Иркутске, в Москве в Амстердаме, в Баден-Бадене, в Гамбурге, Дрездене, Лейпциге… В Голландии есть закон, позволяющий местным властям поддерживать художников, даже при отсутствии у них заказав. Социальная поддержка творчества. Такое же правило есть в Германии, правда там есть свои ограничения. В  России пришло время икс. И кислород свободным художникам стали перекрывать ценами на материал и инструменты. Может просто художников «развелось» как кроликов? Работая много лет в Европе, я такого необъяснимого ревнивого отношения в среде художников не наблюдал. Даже сказал бы - хамского отношения…Ну, да ладно. У нас вокруг одни гении. Гениалищи.
Вот как же жилось художникам, скажем в 19 веке в России? Вспомните литературные произведения русских авторов, где персонажами или вторичными субъектами повествования были художники. Они все были бедны! Бедность не порок! Но, однако, при этом там же описывается, что художники могли без особых усилий позволить себе приобретение красок, кистей, холста, клея и много еще другого. Если этого не происходило было ясно – художник перешел черту бедности и вошел в полосу нищеты. Снимать квартиру стоило тоже денег – простая комната в месяц стоила от 5 до 12 рублей, простая еда обходилась в 2-5 рублей. Бутылка водки 0- 65 копеек, шампанское (кто-то их художников мог это себе позволить) – 12 рублей. Пиво стоило копейки.  В лавках можно было купить готовую продукцию для художников, так, например, стандартный   подрамник с  рамой 80 х 60 см. стоил всего 35 копеек. Около квадратного метра грубого холста стоил всего 10 копеек. Краски был пигментированы, и продавались на вес. В зависимости от цвета различалась и стоимость. За менее чем 500 грамм (фунт) пигмента охры, черной, белил – 20 копеек. Однако экзотические красители – ультрамарин, красная, кадмий – уже стоили за 4-5 рублей, что было чрезвычайно дорого.  Художники растягивали эти материалы на несколько лет, скрупулезно и экономно смешивая нужные им краски на палитре. Но многие художники вынуждены были голодать, приехав в Санкт Петербург (там, в основном находились все учебные заведения) из отдаленных поселений с очень ограниченной суммой денег, вынуждены были снимать квартиры по два три человека, за 5-6 рублей.  И естественно перебивались с хлеба на воду. Многие известные российские художники прошли через это. Умерли в нищете  Федотов, Саврасов, Соломаткин, Врубель…Репин страдал от недоеданий. Академия художеств никаким образом не поддерживала свободных художников. Считалось, что художник должен был сам себя обеспечить, дабы на ноги встать. Но художники народ ушлый – они всегда ищут и находят свою нишу в жизни. Так многие художники уже тогда в далеком 19 веке, творили за деньги, а не из желания остаться в вечности. Не было у них такого  желания. У меня в свое время в интервью спрашивали, вот Вы занимались всем, что только шло в руки, плакаты писали, росписи, оформление,…а как же вечное? Я улыбнулся – вечное это там, далеко и без меня, а кушать хочется сейчас. Вряд ли люди, работающие  по найму, получающие постоянно свою зарплату,  могут понять душу свободного художника. Его стремление к свободе. Чего только не делали художники – писали образа, расписывали церкви, делали иллюстрации, карикатуры, преподавали - заработная плата преподавателя тогда составляла 105 рублей, а зарплата обученного рабочего- 160 рублей. Притом, что продукты стоили невероятно мало: бисквит - 0,60 копеек, цукаты - 0,40 копеек, молоко-0,08 копеек, варенье - 0,30 копеек, свежая капуста –0,05 копеек, оливки- 0,80 копеек, томаты - 0,20 копеек, цветная капуста копеек-0,20 копеек, курица - 0,70 копеек, огурец солёный - 0,03 копеек, рябчик-0,40 копеек, луковица-0,01 копеек, картофель- 0,05 копеек, грудина- 0,22 копеек…
Но у художника на голодный желудок нередко просыпается купеческая струнка, и он становится  сам себе коммерсант, потому что услуги других людей будут дороги. Вот что рассказывают о русском художнике Крамском, который приехал из отдаленной провинции на учебу. К этому времени он уже отработал ретушером у фотографа. Опыт и терпение у него уже был. Денег не было, но, понимая, что у него есть то, что у других  отсутствует – тонкое проникновение в душу людей, которых он рисовал,…Крамской стал запрашивать непомерную по тем временам цену за портрет – более 400 рублей!!! Даже при таком назначении цены, рамы Крамской все - же заказывал по цене не более 35-50 рублей. Он умело находил подход к своим заказчикам. Итогом стало то, что Крамской не бедствовал. Все стало рутинным и обыденным. Он мог себе многое позволить, но одного он не понимал -  он постепенно терял мастерство.
Это вечная проблема  многих  художников  – есть хорошие заказы и жизнь удалась!  Развлечения, посиделки с водкой и пивом. Нет работы – угасание, депрессии. Алкоголизм, смерть. Наверное, это жесткий отбор. Многие художники замыкаются в своем прошлом, в выдуманную  ими  звезду «свободы». Сколько я уже перевидал таких очень необычных художников, в дальнейшем занимающихся рутиной, ремеслом, шаблонным исполнением якобы нового,  Но, ведь были и есть другие художники. Так, например, русский художник Илья Кабаков, работу которого «Жук» продали  в феврале 2008 года на Phillips de Pury аукционе почти за три миллиона фунтов! А потом он еще не раз подтверждал звание одного из гениальных русских художников. Так 24 ноября 2011 года картина «В университете» ушла в Лондоне  за  754,8 тысяч евро! А ведь, сколько было разговоров о его несостоятельности, абсурдности мышления и попрания канонов русского реализма. Художник покинул Россию, живет и работает в США.
Полотно  «Слава КПСС» Эрика Булатова, было продано за рекордную для художника сумму на том же самом аукционе Phillips de Pury. Вспомните художник Шемякина, живущего и работающего в США. Сколько грязи было вылито на голову художника советской и русской творческой интеллигенцией. Вспомните  Чубарова, чья работа «Без названия» была продана  в июне 2007 года на аукционе Phillips de Pury за 720 тысяч фунтов!
Как - то странно сейчас делить художников на самодостаточных и богатых, на бедных и нищих. Ну не все смогли пройти этот путь. Не хватило ни сил, ни харизмы. Да  и не хватило простой наглости.  К числу успешных можно отнести Илью Глазунова, Александра Шилова, Виталия Комара, Александра Меламида (живет и работает в США), Никас Сафронов…   Русский художник Александр Иванов, родившийся в 1962 году, продал свою работу «Love” почти за 100 000 рублей. Он открыл музей Фаберже  в Баден-Баден. (ФРГ)  Ольга Булгакова, заслуженно признается одной из немногих талантливых и известных русских художниц.  Её самой известной работой является «Сон о красной птице», написанная в 1988 году. Русский художник Михаил Брусиловский, работающий под псевдонимом Миша Шаевич, Лев Табенкин,   Владимир Немухин…они все вгрызались в этот суровый мир искусства. Придумывали то, что отличало их от классической русской школы. Ведь каждое направление в искусстве имеет право на жизнь, и обязательно найдет своего зрителя... Одной из самых известных картин Льва Табенкина  является «Джазовый оркестр». Она продана почти за 120 тысяч рублей. Но если Вы думаете, что и они не испытывали дефицита в питании, проживании, в приобретении материалов - Вы глубоко заблуждаетесь. Они сумели выстоять. Близость к метрополии сделало свое дело. А вот с художниками провинциальных городов поселков дело обстоит намного хуже.  Взять хотя бы Иркутск. Есть Отделение Союза художников, в нем 144 члена. Художественный Музей, несколько галерей. В Иркутске порядка 400 неформальных свободных художников. По области еще больше. Совершенно справедливо, что в такое трудное время тоже всем хочется кушать. Вот они и стоят в разных точках города, продавая свои работы, разного качества, разного формата. Кто определяет цены непонятно. Можно купить небольшую работу за 3000 рублей, и тут же купить за 2000 рублей работу уже среднего формата. Но при этом они рассуждают здраво – мы все в одной лодке, сегодня купили у меня, завтра у тебя. У них практически отсутствует конкуренция. Внешне вечно веселые, вечно беззаботные. Хорошее  время – когда туристов в городе полным-полно. А вот зимой трудно, работают художники по домам. Стараются успеть что-то сделать до весны. Вот Алексей Яшкин, талантище! Работал в Чехии. Такие работы у него, свежие, массивные по исполнению, солнечные. Но и зимой выходит на мороз со своими «детками», а что еще остается. При этих коммунальных платежах, стоимости медикаментов и расходов… ноги протянешь. Цены в магазинах нынче тоже кусаются. Вот и думают, что купить – пирожки или материал для картины. Небольшой холст, натянутый не подрамник, грунтованный стоит от 300 рублей и выше, рама к нему еще за 1000 рублей, краски пять цветов – 1500 рублей, кисти тоже около того. А еще терпентин, лаки, добавки…вот вам и часть себестоимости картины. Не считая мастерства художника. А картину в магазин берут на продажу небольшого формата за 1800 рублей, с минусовкой в 35%. Висит себе картина и висит, ждет покупателя. Вот и считайте. Хорошо, если есть покупатель,…а если его нет? Приходится нанимать «старуху - процентщицу», которая за художника процесс продажи будет уже на улице  контролировать. А ведь работы в Иркутске очень интересные бывают. Старожилы нашего города помнят березовые инкрустации в павильоне Иркутского аэропорта. Удивительные по красоте произведения органично вписывались в общий архитектурный фон здания. Пред глазами открывалась вся история Сибири. Монументальная работа занимала большую площадь, выполнена была из сотен видов березовой коры, включала в себя более 6000 элементов. Труд необычайный и эксклюзивный. Нигде в мире подобного не выполнялось. Я имею в виду – березовую кору. Автор этих работ – известный иркутский художник Евгений Ушаков. Он ведь участник войны. Ветеран. И о войне рассказывал просто, без надуманной романтики и искажения реальности. Он ее видел в солдатском поту и крови. Мы часто сидели у него в мастерской, где он рассказывал о своей судьбе, о своей жизни. Все, что на старости лет получил – мокрое подвальное помещение с канализационными трубами, переоборудованное под мастерскую. Он рассказывал, что его акварельные работы страдают от сырости, при этом забывал сказать о том, что у него самого от сырости болят ноги. Остались обиды на бывшего председателя Иркутского отделения Союза художников, который убедил правление не принимать
Е. Ушакова в Союз художников. Так и ходил до смерти... В Иркутске уже давно сформировался свой пласт замечательных художников. И какая разница – член он Союза художников или нет. Все они делают общее дело! Просто может быть поддержать таких художников, дать им площадку, способ общения, создать неформальный союз свободных художников, дать небольшую финансовую поддержку. Ведь разбазарим опять по инерции весь творческий потенциал. Они уезжают за границу и вырываются в чужой стране вперед, а Родина потом  вспоминает, что это же россиянин. Надо же…
А сколько художников пытаются продавать свои работы в Листвянке, на Байкале? Там тоже есть две галереи. Одна из них ранее принадлежала моему другу поэту  Володе Пламеневскому, он многое сделал для простых художников, не входящих в Союз художников. Первая галерея сгорела, вместе с картинами. Володя умер. Сейчас его родственники  руководят вновь построенной галереей. Я с радостью смотрю на то, как в Иркутске создаются новые частные галереи. И с печалью смотрю, сколько художников умирает в нищете, уезжает в другие города, спивается. Невостребованные, никому не нужные. Новое время – новые маленькие трагедии.
 


Рецензии