Из материалов следственного дела Бухарина-108

Вечернее заседание 4 марта 1938 года.

Допрос подсудимых Крестинского и Рыкова


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Вышинский. А кто такой этот Гаммерштейн?
Крестинский. Гаммерштейн был в тот период начальником штаба рейхсвера, а с 1930 года стал командующим рейхсвером. Сект получил эти деньги, и я к нему зашел - не помню, тогда ли или после - но я зашел к нему. При нашем свидании он завел со мной, не говоря о нашей обязанности сообщать шпионские сведения, политическую беседу на международные темы с тем, чтобы получить от меня некоторую информацию. Не помню, какой именно разговор был тогда, но раньше, когда я с ним встречался, я ему сообщал относительно переговоров Довгалевского с французами относительно готовившегося тогда соглашения, и об этом я его поставил в курс до того, как это было опубликовано. Затем я сообщил о переговорах Любимова с Муссолини или с помощниками Муссолини о торговом соглашении, о кредитной сделке, опять-таки до того и в более полной форме, чем это было впоследствии опубликовано. В этот первый визит я не помню, о чем мы говорили. Небольшую информацию секретного характера я ему дал.
Вышинский. Деньги он уплатил?
Крестинский. Да, деньги он дал.
Вышинский. Он знал, за что дает?
Крестинский. Знал. Но я повел беседу так, чтобы не было разговора специально на эту тему.
Вышинский. Но раньше, до этого разговор был? Раньше вы с ним о деньгах уславливались?
Крестинский. Конечно.
До получения денег ко мне позвонил Маслов и эзоповским языком спросил, не был ли у меня кто-нибудь и нет ли чего-нибудь для передачи ему. Я к Маслову относился отрицательно, считая его непринципиальным. Я его не любил не за те или другие его троцкистские или изменнические настроения, а считал его человеком в этих вопросах непринципиальным.
Вышинский. В каких вопросах?
Крестинский. В троцкистских.
Вышинский. А вы считаете себя человеком принципиальным?
Крестинский. Ну, я был троцкистом, а он мог быть сегодня троцкистом, завтра отойти от троцкизма, затем опять становился троцкистом...
Вышинский. Троцкистом вы были всегда?
Крестинский. Я все-таки придерживался более или менее постоянной точки зрения. У меня были некоторые разногласия, были колебания...
Вышинский. Но троцкистом всегда были?
Крестинский. Да, у меня в троцкистских рядах с Троцким были некоторые разногласия, некоторые колебания, но эту троцкистскую линию я вел все время.
Вышинский. Троцкистом вы были всегда?
Крестинский. Да. Маслову я сказал, что для него у меня нет денег, а есть для Росмера и Мадлены Паз. Через десять дней он позвонил и сказал, что приехала Мадлена Паз, сказал, что она остановилась в отеле "Эксцельсиор". Там у меня с ней состоялось свидание и я передал ей деньги. И так продолжалось до осени 1930 года. Когда я уезжал из Германии, я наметил два варианта: первый вариант- связать с Сектом Седова, с которым у меня уже к моменту отъезда была встреча и установился контакт, или же связать Путна, незадолго до моего отъезда назначенного военным атташе в Берлине, о котором я знал от Смирнова, что он был троцкистом, и о котором я думал, что он троцкистом является и сейчас, но с которым я не мог разговаривать о передаче денег от Секта ему. Я дал знать Седову, чтобы он постарался приехать в Берлин до моего отъезда, а Секту сказал, что к нему от моего имени или от имени Троцкого зайдет кто-нибудь. Если зайдет Седов или Путна, то он может не требовать от них никакой письменной рекомендации и легализации и смело иметь с ними дело. Если же зайдет кто-нибудь третий, то тогда должно быть письмо от Троцкого или записка от меня. На этом мы договорились. Седов не приехал до моего отъезда, и я уехал, не связавши с Сектом никого и предоставив, чтобы это произошло после моего отъезда, когда Седов явится. Я оставил Якубовичу, второму советнику полпредства, который был моим помощником по троцкистским делам, указание-направить Седова к Секту. Седов не попал к Секту. А в 1931 году, когда Пятаков поехал в Берлин заканчивать кредитное соглашение и выдавать заказы, с ним ехал и И. Н. Смирнов. Тогда я сообщил Пятакову о соглашении, которое было между мной и Сектом, и предложил ему выяснить и, если Путна является членом нашей организации, включить его в это дело. Пятаков сказал, что сделает это дело, и при возвращении сказал, что дело сделано, и что Путна эту связь принял и поддерживает. Так что я больше к денежным делам отношения не имел, они перешли к Путна, а потом непосредственно к Троцкому и Седову, и переросли потом в более крупное соглашение. Теперь скажу о своих встречах...
Вышинский. Поскольку вы заканчиваете этот период вашей преступной деятельности, я хочу уточнить один вопрос. Вы говорите, что зимой 1921-1922 года у вас возникли эти расчеты на германский рейхсвер?
Крестинский. Планы на использование германского рейхсвера в преступных, троцкистских целях возникли весной 1922 года.
Вышинский. Контакт с Сектом у вашей троцкистской организации имел место даже до 1921 года?
Крестинский. Там был контакт с ним, о котором я не хочу говорить в открытом заседании. Это был контакт одного из членов нашей организации, тогда еще не члена нашей организации, и он носил характер не троцкистский.
Вышинский. Позвольте, позвольте, мы всего не будем говорить в открытом заседании, но кое-что можно сказать сейчас. Во-первых, кто такой был Копп?
Крестинский. Копп был вообще старый меньшевик.
Вышинский. В каких отношениях он стоял к Троцкому?
Крестинский. Он с Троцким еще в период довоенный, дореволюционный находился в добрых отношениях, в деловых и личных.
Вышинский. А в партийных?
Крестинский. Когда я говорю в деловых, я говорю о партийных его, в то время меньшевистских, делах.
Вышинский. Значит, он был связан с Троцким по меньшевизму и по троцкизму?
Крестинский. Если считать...
Вышинский. Мы все знаем, что можно считать.
Крестинский. Был ли он троцкистом формации довоенной, я это просто не знаю.
Вышинский. Я не спрашиваю о формации, я спрашиваю вас, кто такой был Копп? Был ли он тогда ближайшим человеком к Троцкому?
Крестинский. Он был близким человеком к Троцкому.
Вышинский. Как меньшевик?
Крестинский. Как меньшевик.
Вышинский. Как разделявший троцкистские взгляды?
Крестинский. Я думаю, что он был больше меньшевиком, чем троцкистом.
Вышинский. А я думаю, что Троцкий был больше меньшевиком, чем троцкистом. Хорошо, значит, у нас разноречий нет.
Крестинский. Разноречий нет.
Вышинский. У вас с Троцким и Концом был разговор о том, чтобы достать средства для конспиративной троцкистской работы?
Крестинский. Этот разговор был весной 1922 года.
Вышинский. Значит, Копп занимался троцкистской конспиративной работой?
Крестинский. Да, да.
Вышинский. Значит, можно говорить, что Копп был троцкистом?
Крестинский. Но не в тот период, о котором вы говорили.
Вышинский. А до этого периода он был меньшевиком, связанным с Троцким. Я разницы здесь не вижу. Это для Истпарта.
Крестинский. Нет, но...
Вышинский. Вы говорите так, что в июле 1920 года по вопросу, о котором вы, очевидно, не думаете здесь говорить, а скажете в закрытом заседании, этот самый Копп наладил контакт с Сектом.
Крестинский. Сект обратился к Коппу.
Вышинский. Копп был тогда уполномоченным Красного Креста по эвакуации военнопленных, какое ему дело до Секта?
Крестинский. В то время он был в Берлине фактически неофициальным нашим полпредом.
Вышинский. Вашим или не вашим, в этом потом разберемся. Но Копп, когда был уполномоченным Красного Креста в 1920 году, у него был контакт с генералом Сектом. Правильно это?
Крестинский. Да.
Вышинский. Я делаю из этого вывод, что не только в 1921 и 1922 годах, но это уже было в 1920 году, Троцкий через Коппа прощупывал и нашел дорогу к Секту.
Крестинский. Подробностей этого я не знаю, тогда были официальные встречи.
Вышинский. Такой вывод естественен?
Крестинский. Мне известна другая сторона этого вопроса, чисто официальная.
Вышинский. Вам известна чисто официальная сторона, а вопрос о денежных средствах-это официальная сторона?
Крестинский. Официальная.
Вышинский. Вопрос о денежных средствах на троцкистские цели от германского рейхсвера,-это официальная сторона или нет?
Крестинский. Это секретная троцкистская сторона, преступная вещь.
Вышинский. Которая приходится на 1921-1922 годы?
Крестинский. На 1922 год.
Вышинский. Вы говорите, что зимой 1921 года были уже встречи и разговоры об этом с генералом Сектом?
Крестинский. Не об этом.
Вышинский. Позвольте огласить следующее место в томе 3, лист 13-й оборот: "...во время этих разговоров стал вопрос о денежных средствах для конспиративной троцкистской работы... Этот вопрос о денежных средствах поднял Троцкий...".
Крестинский. Верно.
Вышинский. "...у которого были какие-то затруднения в использовании для конспиративных троцкистских целей аппаратных средств. Тогда Копп предложил сделать попытку получить необходимые средства от германского рейхсвера. Этому способствовало следующее обстоятельство. Еще в июне 1920 года..." и так далее.
"Контакт между Коппом и генералом Сектом был уже, таким образом, установлен..."
Это показание обвиняемого Крестинского от 9 июня 1937 года.
Обвиняемый Крестинский, вы это подтверждаете?
Крестинский. Да, да, вполне, но несколькими строками раньше говорится о том, что этот разговор между мною, Троцким и Коппом происходил во время моего приезда на XI съезд.
Вышинский. Но этому предшествовал разговор Коппа с Сектом в 1920 году, который вы здесь хотите изобразить как контакт официальный. Я считаю, что это есть уже первый момент вашей троцкистской изменнической связи, с использованием вашего официального положения, с генералом Сектом. Это вы подтверждаете?
Крестинский. Да, да.

Продолжение следует…


Рецензии