Филлипино Липпи. Явление Девы Марии св. Бернарду

 Филлипино Липпи.«Явление Девы Марии св. Бернарду.1486.La Chiesa Di Badia, Флоренция         

        Филиппо Липпи-младший родился около 1457 года в тосканском городе Прато, в семье художника Филиппо Липпи и Лукреции Бути. Рано лишился отца, учился живописи у Фра Диаманте, развивался далее под влиянием Сандро Боттичелли и отцовских произведений. Работал во Флоренции и некоторое время в Прато и Риме. Умер во Флоренции 18 апреля 1504 года.

               Филиппино Липпи было двенадцать, когда умер его отец Филиппе Липпи, художник и бывший монах. Боттичелли взял мальчика в подмастерья и стал его воспитателем. Все работы Филиппино проникнуты трепетной меланхолией. Он был великим художником, хотя его манера не столь телесна, как у отца, и не столь воздушна, как у учителя.

        Его отличали глубокий лиризм и сентиментальность, которые в той или иной мере были свойственны и двум его великим предшественникам.По характеру своего творчества Филиппино прямо примыкает к Боттичелли, но проявляет сравнительно с ним ещё более значительный талант, ещё большую смелость. Для его произведений характерен сильный драматизм в сочетании со свободой и виртуозностью в группировке фигур и рисунке их движений.

    Здесь представлен его первый шедевр, в котором он иллюстрирует легенду о св. Бернарде, заметной религиозной фигуре Средневековья.«Явление Девы Марии св. Бернарду», созданное по заказу Пьеро дель Пульезе для церкви Санта Мария аль Сеполькро в Ле Кампора, предместье Флоренции (с 1530 г. хранится во флорентийской Бадии),;—;одно из наиболее значительных произведений Филиппино Липпи 1480-х гг. и эталонный пример его стиля этого времени.

       С именем французского святого XI-XII веков Бернар из Клерво связал происхождение особого почитания девственной Марии, которое наблюдается до сих пор в католической ветви христианства. Для мистического Бернарда цель человеческого существования заключается в единстве души с Богом, которое осуществляется именно через Марию. В письмах  Бернарда Мария впервые стала известна как мать Бога.

           Главным объектом поклонения св. Бернарда была Дева Мария, и Филиппино показывает ее явление ученому и святому в тот момент, когда он пытается описать в проповеди, что та значит для него. Это многофигурная композиция, где много чисто внешней активности. За спиной святого громоздятся каменные глыбы, которые, возможно, символизируют его аскетизм. Рядом лежат кипы книг, указывающие на его образованность. Светлый лик Девы Марии четко вырисовывается на фоне камней, и от него явно исходит сияние.

             Самой незабываемой фигурой на этой переполненной персонажами картине является св. Бернард в длинном балахоне бенедиктинца. Он пристально смотрит на мимолетное видение Девы Марии с выражением, в котором смешалось смущение и радость, поскольку понимает, что она вот-вот исчезнет.
 
           Вдалеке мы видим монастырь бенедиктинцев. Заказчик картины изображен в нижнем правом углу. он пытается молитвой обеспечить себе вечную жизнь, оказавшись свидетелем небесного явления. Скорчившись в темноте за спиной святого, скованный цепями демон тоже смотрит на видение полными отчаяния глазами.


Рецензии