Южные заметки

    Скажите, вы были в Евпатории? Сколько раз, приезжая на отдых в Крым, мы с мужем всегда выбирали южное или восточное побережье. Меня всё привлекает в этих местах - и изумительной синевы море, и величественные, непохожие одна на другую, горы - Кара-даг, Аю-Даг, и знаменитая Димерджи, и самая южная точка Крыма - гора Кошка, причем в каждой части полуострова они абсолютно разные. А как манят в летнюю пору маленькие кривые улочки курортных городов, сбегающие к людным, переполненным крымскими сувенирами, набережным. Так же незабываемы неповторимые уголки природы - и загадочная Ай-Петри, и водопад Учан-су, и Новый Свет с голицинскрй тропой, места эти можно перечислять бесконечно. Да, и климат здесь особенный, средиземноморский. Крым - это моя давняя любовь, поэтому - Коктебель, Мисхор, Форос, Ялта, Гурзуф... Они для меня самые долгожданные места в мире, и глубокой зимой не приходится решать вопрос относительно летнего отпуска. Конечно, Крым! Мы исходили по южному берегу километры тропинок и дорог, море в этих местах приветливое и ласковое, хотя и случаются штормы. На то оно и море, и названо Чёрным именно по этой причине. Но это уже другая история. Стараемся не повторяться и каждое лето находим здесь всё новые и новые места для отдыха. Благо, их в этом солнечном крае предостаточно. Поэтому, еще с холодов, заблаговременно, мы с Алексеем Ивановичем, моим мужем, откладываем деньги на летний отдых в Крыму и намечаем новые маршруты.

     Когда-то, в глубоком детстве, родители привозили нас с братом в Евпаторию - синее море, песчаные пляжи, маленькие уютные дворики с отдыхающими, где собиралась детвора со всех уголков, той ещё, необъятной страны. Отдых был неспешный и какой-то домашний, по утрам все уходили на пляж и шумный дворик превращался в пустыню, а тёплым, спелым вечером все собирались во дворе. Наши мамы готовили незамысловатую еду, после вели задушевные разговоры под старой шелковицей или сливой. А мы - детвора, обливались из шланга прохладной водой, занимали хозяйские вишни, абрикосы, и это было разрешено, потому что фруктовые деревья росли везде, играли в прятки, классики, казаки-разбойники, а после сидели завороженные в ускользающей темноте летнего вечера и слушали дивные рассказы взрослых об их пионерских кострах, о страшных годах войны и аккупации, о голодном послевоенном детстве. О том, как пришлось рано взрослеть, идти работать на завод или в поле, с 13-15 лет, чтобы помочь матери, не дождавшейся отца с фронта, поднять младших братишек и сестрёнок.

    Вот такой уютной и домашней, со старыми трамвайными линиями на солнечных узких улочках, с вечерней дискотекой в городском парке, с многолюдными дешевыми столовыми, была Евпатория моего детства.
   
    Я ещё не раз была в Крыму, мы старались отдохнуть здесь почти каждое лето - сначала семьёй, с мужем и сыновьями, а сейчас, когда дети уже взрослые и предпочитают отдыху в Крыму Тунис или Анталию, мы с Алексеем каждый год возвращаемся сюда, в край моря и солнечных пляжей, красивейших парков и редкостных можжевеловых рощ, белоснежных летних дворцов и полуразрушенных средневековых замков. В край детства моего и моих детей, и ярких, незабываемых впечатлений. И ещё, что я заметила давно, ещё когда впервые приехала в Крым молодой мамой, с маленьким Димкой на руках, а после и с Сашенькой, дети в эту зиму защищены, они не простужаются и не болеют, хвойный воздух с фитонцидами, удивительной чистоты море в диких и малонаселённых местах помогают холодной зимой избежать всего этого.

     В этот раз мы отдыхали в Мисхоре, в санатории с одноименным названием, на десятом этаже, с видом на море и на величественную Ай-Петри, с прекрасным мисхорским парком, с его уютными аллеями, с неизменной русалкой на прибрежном камне с младенцем на руках, с вполне комфортным санаторским пляжем, и запланированную поездку в Евпаторию оставили на одно из воскресений.

    Поднялись рано, в восемь утра были уже в Симферополе, а через полтора часа - Евпатория. Погода радовала - горячее солнце, скрываясь в облаках, иногда выплывало в чистые островки летнего голубого неба, несколько раз начинался пугливый солнечный дождь, который тут же и заканчивался.
Было тепло и как-то очень радостно - я вновь открывала для себя город моего детства - Евпаторию. Мы припарковались в районе вокзала и пошли пешком к Гезлёвским воротам, сохранившимся ещё с середины шестнадцатого века. Внутри ворот есть музей и кофейня, где подают прекрасный кофе(сютлюк кхаве) и восточные сладости. В музее мы прослушали краткий рассказ о том, что в далёком прошлом на этом месте находился один из пяти входов в город Гезлёв, так в средние века называлась Евпатория, он был большим и многонациональным. Караимы, греки, славяне и крымчаки, армяне, татары, евреи, запомнилась фраза - все народы, населяющие Гезлёв, относились друг к другу толерантно.

     Почти напротив ворот, с улицы, находится суфийский храм, построенный так же в шестнадцатом веке. Под старинными сводами его когда-то совершались молитвенные обряды дервишей - странствующих монахов, которых готовили к такой жизни тысячу и одну ночь, то есть приблизительно три года. Юноши, посвященные в сан дервишей, изучали различные науки - математику и географию, астрономию, языки, ремёсла, они были начитаны и физически подготовлены к кочевой жизни. Лишь тогда, когда они успешно сдавали экзамены, их посвящали в сан дервишей и они получали право беспрепятственно странствовать по дорогам, посещать новые храмы и города. Если они заходили в город, глашатаи на улице созывали народ. Их часто приглашали во дворцы, с ними беседовали правители, узнавая последние новости, купцам и простому люду тоже были интересны их рассказы о товарах на рынке в соседних городах, о разбойниках на дорогах, о различных странах, где дервишам довелось побывать. Выйдя из музея, мы ненадолго примкнули к экскурсии и пошли небольшими аккуратными улочками, полностью отреставрированными, с лепными и художественными панно на стенах домов, минуя караимские кенасы, действующую синагогу - место собраний еврейской общины Евпатории. Переулки и улочки старинного города рекомендованы для просмотра ЮНЕСКО и названы громким именем Малый Иерусалим. На одной из стен старого города - план этих самых новых-старых улочек южного города. И так получилось, что осматривать улочки Евпатории вместе с мечетью, Армянской церковью и православным храмом Святого Николая мы закончили, опять-таки, у уцелевших и оставшихся почти в неизменном виде, Гезлёвских ворот.

     Через площадь, напротив ворот - татарский ресторан Джеваль с колоритным восточным двориком, приветливый и аккуратный. Время обеденное, мы с Лешей заказали чебуреки, салат и классический зелёный чай. Могу признаться, что чебуреки там отменные, мы вышли сытые и довольные, прошлись ещё раз уже знакомыми улочками Малого Иерусалима, спустились к набережной и дальше путь наш лежал ещё к одному храму с замечательным цветущим двориком - элийскому. Во дворе много людей, кто-то в храме, кто-то фотографирует старинное здание храма, опять экскурсия. Одна из женщин, оказавшаяся их экскурсоводом, пригласила нас с Лёшей на новую экскурсию одной фразой: "В музей вина не хотите?" Да, кто же откажется? Я считаю, что крымские вина - одни из самых лучших. С Татьяной, так звали нашего экскурсовода, мы прошли мимо гимназии имени Сельвинского, бывшей мужской , мимо женской гимназии, которую в 1905 году окончила Анна Ахматова, после на улице её имени мы нашли дом с мемориальной табличкой, в нём в начале прошлого века, в 1905 - 1906 годах, жила юная Аня Горенко. Тут же, в конце улицы - музей вина, где наша Татьяна провела небольшой экскурс по фирменным винным подвалам Крыма. Их немало - марочные и ординарные вина Массандры и Инкермана, шампанские вина и коньяки Нового Света, магарачские - опытного института виноделия Магарач и многих других производителей. Два из них мы с Лёшей попробоали - Алеатико Массандры и Каберне Качинское - Севастополь, Инкерман, остались довольны своим выбором и покупкой - Белый Мускат Красного Камня, удивительное вино Массандры и вернулись к домику Ахматовой, где есть уютное кафе в стиле серебряного века, когда здесь жила поэтесса. Что там вкусненького нам предложат? Море десертов! Вишнёвый штрудель и кофе, мы с мужем сладкоежки ещё те)

    Но что меня больше всего поразило в Евпатории - это рассказ о его городском голове начала прошлого века - Дуване Семёне Эзровиче, караим по национальности, он избирался на эту должность не один раз и очень много сделал для своего города. Сама фамилия Дуван означает "правитель", когда-то, ещё в  девятнадцатом веке его дед тоже был городским головой. И ему до всего было дело. За время его правления на собственные деньги этот, далеко не бедный человек, построил доходный дом - гостиницу для приезжих, доход от которой полностью шёл в городскую казну, на нужды города. У самого Дувана в Москве были табачные заводы, которые приносили колоссальные доходы их владельцу, а табачные изделия Дукат были широко известны в России. На свои деньги он построил ремесленное училище, библиотеку, и передал их в пользование городу. Городской театр, сельскохозяйственное училище - тоже проект Дувана. Во времена его бытности городским головой в городе появился телефон, трамвай, до сих пор являющийся достопримечательностью Евпатории. Во времена правления городского головы нищих в городе не было, все юные жители города, в том числе из малообеспеченных семей, получали бесплатное образование. В 1917 году городской голова покинул Евпаторию, так как революция добралась и сюда и в миг изменила жизнь города. Оставшуюся часть жизни, а умер он в 1957 году, Семен Эзрович со своей семьёй, провёл в Турции, но горячо и преданно любил свою малую родину, в свет вышла его книга "Я люблю Евпаторию". А после смерти он завещал своим родственникам перезахоронить его в Евпатории, но этого так и не случилось.

    Вот так нас удивила Евпатория и к моим трепетным впечатлениям детства прибавилось ешё одно, очень приятное, от проведенного в этом городе дня.
Скажите, вы были в Евпатории? Побывайте, вам понравится)


Рецензии