Выпрямление имен. Книга 4. Глава 17

Кто такие Чакировы?


Первая версия

Она связана с корсаром Архипелагской флотилии полковника Ламброза Кацониса (Качони), поручиком Николаем Ивановичем Чакировым, оказавшимся в России и поселившимся в Крыму после русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
По обнаруженным  в архиве документах получалось: "Николай Чакиров, 1769 г.р., на 1811 год служил в Одесском греческом пехотном батальоне, от рождения 42 года, из дворян, в службе сержантом с 15 апреля 1788 года, подпоручиком с 1 июня 1790 года. В походах с 1788 г. во время прошедшей с Портою Оттоманской войны в Архипелаге, на флотилии ( корсарской Ламброза Кацониса), участвовал в сражениях: при крепости Косты  Лорито (Кастель-Россо), 20 июня;  при Скарпато, 20 августа; с турецкой флотом при островах Тинос, где был ранен в левую ногу пулею в 1788 году;  с Алжирским флотом между островами Андро и Кавадаро с тридцати двумя судами по 24 июля 1791 г.

В 1807 г. был  в Бессарабии при блокаде крепости Измаил на вылазке и на островах Четалии. В штрафах не бывал и к повышению аттестовался достойным. 9 марта 1811 г. по  Высочайшему Его Императорского Величество указу по прошению от службы уволен поручиком с ношением мундира и на собственное пропитание. Во исполнение чего в Санкт Петербурге 22 марта издан указ Его Императорского Величества.
В разделе о семействе написано: "Поручик Николай Иванов сын Чакиров, 43 лет, в отставке, жительство имеет в Бахчисарае, женат на дворянке Елене Николаевне, 26 лет, законнорожденные дети: сын Иван, один год, сестры Маргарита 11 лет и Стефани... (?) 3 лет, крестьян не имеет, недвижимость состоит в Симферопольском уезде при долине Каче виноградные и фруктовые сады, водяная мельница".
По метрическим книгам города Бахчисарая Соборной Николаевской церкви в архиве Херсонской консистории хранящихся, имеется запись под № 75:  "2 декабря 1811 г. у отставного поручика Николая Чакирова и жены его Елены родился сын Иван, 4 числа крещен преподобным протоиереем Борисом Спиранди, восприемником был майор Феодосий Ревиолети".

Спустя 30 лет его сын Иван ходатайствовал о дворянстве, так как документы на отца из Герольдии отсутствовали. На тот момент он имел "от роду 29 лет, веры православной, происходит из дворян, в службу вступил в Симферопольский уездный суд со званием канцеляриста 5 июля 1829 года. Правительственный Сенат произвел его в Коллежские регистраторы 31 декабря 1831 г. Таврическим губернским правлением, согласно прошению, переведен из уездного суда в Таврический губернский суд 4 декабря 1833 г. Из оного суда Правлением был переведен в Бахчисарайскую городскую полицию 25 июля 1834 г в число канцеляристов и произведен в Губернские секретари. Об этом известно из оформленной ведомости 1838 года за 28 ноября № 4.

Иван Николаевич имел в Таврической губернии Симферопольского уезда на Качинской долине родовое имение, заключающееся в двух виноградных и четырех фруктовых садах, а также дом с заведениями и в г. Бахчисарае мужского полу одну душу крестьянина. Все это имение состояло не в разделе с сестрами его. В походах, штрафах, отпусках и отставках не бывал, к повышению чинов аттестован способным".
21 апреля уже 1847 года Таврический губернский предводитель дворянства, тайный советник Казначеев во Временное Присутствие Герольдии рапортом доложил: «Его Императорского Величества указ из Временного Присутствия Герольдии от 30 января 1847 года за № 549 по делу о дворянстве рода поручика Николая Чакирова в Дворянское депутатское собрание и к надлежащему исполнению 15 марта получен". Таким образом, разбирательство закончилось и сын Николая Иван получил подтверждение о дворянстве.

Одесский греческий дивизион (батальон), в котором до увольнения служил Николай Чакиров, был создан 19 апреля 1795 г. 20 мая 1797 г. он по указу Павла был расформирован, а восстановлен 23 октября 1803 г. по указу императора Александра уже как батальон. Вновь и окончательно был расформирован в 1819 г. по причине отказа молодых одесских греков поступать на военную службу. Его состав был присоединен к личному составу Балаклавского батальона. С 1810 г. он был обращен в военное поселение и поступил в распоряжение гражданских властей Новороссийского края без исключения из военного ведомства.  Балаклавский батальон упразднили 25 октября 1859 г. по приказу военного министра. Все чины и имущество были переданы в Гражданское управление.
С учетом изложенного, возникло соображение отправить запрос в РГВИА о службе в составе Одесского греческого пехотного батальона (уволен поручиком в 1811 г) Николая Ивановича Чакирова и его участии в войнах с турками 1788-1791 и 1806-1812 гг. (запросить послужной список). Представляет интерес его происхождение (место рождения и крещения), родственные связи и данные о его сослуживцах.

 Пришел ответ за № 1720 по поводу запроса о Чакирове Николае Ивановиче:
«На Ваш запрос дополнительно сообщаем, что в архиве выявлены следующие документы:
Прошение подпоручика Одесского греческого пехотного батальона Чакирова Николая Иванова сына (так в документе) на высочайшее имя о увольнении его со службы по состоянию здоровья, датированное ноябрем 1810 г.
Свидетельство о состоянии здоровья Н. Чакирова, написанное 27 сентября 1810 г.
Подписанный им реверс, датированный ноябрем 1810 г.
Формулярный список о службе подпоручика Одесского греческого пехотного батальона Чакирова Николая Иванова сына, датированный 10 декабря 1810 г.
Первый документ «Прошение» Николая Чакирова об увольнении от службы.
«Просит Одесского Греческого Пехотного батальона подпоручик Николай Иванович сын Чакиров.......В службу Вашего Императорского Величества вступил из дворян греческой нации сержантом 15 апреля 1788 года на флотилию Архипелага против турок, действующую под командою полковника Ламбро Качона. Подпоручик с 1-го июня 1790 года. В Одесском Греческом батальоне с 6 мая 1806 года.

Из документа следует, что Николай Чакиров увольнялся из Балаклавского батальона, потому как Одесский был к тому времени уже расформирован. В отдельных выражениях прошения разобраться не удалось, уж так сложно писали в то время с использованием витиеватого слога, но содержание и смысл его от этого не пострадал.
В графе «Какого состояния и дворянин какой губернии, сколько  крестьян мужского рода». Указано: «Дворянин греческой нации города Константинополя, крестьян не имею».
В графе «Образование» сказано: «Грамотен по российски и гречески писать и читать умею, а говорить могу по турецки и сербски».

Отдельно пометил, что в Одесском батальоне Николай Иванович  стал числиться с мая 1806 года. Где он был с 1792 года, когда закончились флотские дела в Архипелаге до 1806, не известно. Возможно, что он получил надел земли в Крыму и жил в Бахчисарае, где рядом были его сады и мельница. Не исключено, что первоначально пришлось пребывать в другом месте, в частности в Карасубазаре, где имелось имение его начальника, полковника Ламброза Кацониса. В 1805 году он погиб и по этой причине Николай Чакиров устроился в Одесский греческий батальон. Пребывание в Карасубазаре Николая Чакирова косвенно подтверждает следующий факт:  По  «Памятной записке Таврической губернии 1914 года» в Карасубазаре  проживал  Иван Христофорович Чакиров член Мещанскогй управы Карасубазара и товарищ председателя Греческого благотворительного общества.



Вторая версия


Она тоже связана с русско-турецкими войнами и исходом из-за притеснений и безземелья с Балкан в Бессарабию за Дунай христиан гагаузов, которые в официальных документах значились болгарами. Первых из них якобы пригласил крупный молдавский землевладелец боярин Иордаке Балш в 1770 г.. На территории Республики Молдова гагаузами были основаны первые пять  сел. Болгарских и гагаузских переселенцев в свои пустовавшие владения приглашали также Михаил Стурдза, другие молдавские помещики и бояре.

По утверждению Дмитрия Чакира, около 1770 г. в места, где жил предок Чакиров Янчу Чорбаджыоглу, явились разбойники (кырджалы), которые убивали людей с целью грабежа. Разбойники разграбили его имущество, а с него самого живым содрали кожу. Чтобы не повторить участи отца, дети его Дмитрий и Желяз (Зиновий) вынуждены были оставить свои дома, имущество и милую Родину, перейти на левый берег Дуная и поселиться в румынском Плоешть. Утверждается, что здесь фамилия Чорбаджыоглу была переименована на фамилию (кличку) Чакир (Чакыр), что якобы было связано с голубыми глазами старшего сына Янчу - Дмитрия.
Семья Чакир (Чакыр) переселилась в 1790 г. Они обосновались в селе Чадыр (ныне Леовский район). 

Основатель рода Чакир Янчу (Иван) Чорбаджыоглу (Янчу-сын богача) был грамотным человеком, владевшим хорошо греческим языком. И объяснялось это особым влиянием греческой церкви на гагаузский и болгарский этносы. "Учеба в школах была только на греческом языке", - отметил один из членов рода Чакировых - протоиерей Дмитрий Чакир (1839-1916 гг.) в "Биографическом очерке рода и фамилии Чакир". Родина Янчу - причерноморская деревня Шабла (к северу от Каварны, Болгария). Многочисленный род Чакировых был очень религиозным. Более тридцати священнослужителей вышли из рода Чакир. В Чадыре Чакиры прожили около 50 лет. Войны с турками следовали одна за другой и новые колонисты, в числе которых были гагаузы, болгары и греки  переселялись в Новороссийскую губернию, которая в 1783 году получила название Екатеринославского наместничества. Когда русские войска захватили в Бессарабии Буджак, их командование  в 1807 году выселило  часть местных жителей из Буджака в Крым (6404 человек). Не исключено, что в числе их могли оказаться отдельные семьи Чакиров.

Гагаузы сродственники крымским татарам, тоже являются тюркским племенем, близким туркменам, туркам, азербайджанцам. Турецкий историк З.В.Тоган считает, что слово гагауз происходит от kaka-uz или aga uz. Меджит Догру пишет, что этноним происходит от gаg а «отец» в туркменском языке кага означает «отец», «старший», так же азерб. диал. gаg а «отец». Исходя из этого, пишет он, термин «гагауз» следует понимать, как древние огузы. само слово ог-уз, переводится, как "люди со стрелами".
О происхождении татароязычных греков — урумов специалисты спорят до сих пор. По мнению некоторых авторов, это  - потомки аланов, или же готов, или же смешанного алано-готского населения. Готы имели тесные контакты с жителями Боспорского царства, от которых переняли своеобразные черты византийского искусства. Татары называли готский язык татским, а язык греков — румским. Тат — это тюрское слово и означает «чужой», «иной».

Поэтому румеи по отношению к татароязычным грекам - «таты» (инакие). Миграция в Крым шла со всех сторон. Когда в 1223 г. татары взяли Судак, в этом городе уже было мусульманскон население, а в 1269 г. в его окрестностях расселились малоазийские туркмены из Согда. По языку эти мигранты (очевидно сельджукского происхождения) отличались от татар степного Крыма. По утверждению отдельных специалистов, предки урумов восприняли турецкий язык еще в бытность на полуострове Малая Азия. Прибыв в Тавриду эти греки включились в единоверную общину — урум-миллет.

Род Чакиров «оставил свой значительный след в гагаузской культуре. М.М. Чакир был протоиереем и первосвященником гагаузским. 
Про него сказано: «Будущий протоиерей, молдавский и гагаузский книжник, просветитель Михаил Михайлович Чакир родился 27 апреля (9 мая по новому стилю) 1861 года в колонии Чадыр-Лунга (Бендерского уезда Бессарабской области по административно-территориальному делению того времени) в семье пономаря местной церкви «Святого Афанасия» Михаила Васильевича и его законной жены Анны Георгиевны.
Образование им было получено сначала в Чадыр-Лунгской начальной школе, а далее – в одной из Кишиневских мужских гимназий и в Кишиневском духовном училище, по окончании которого (1881) он был оставлен при нем в качестве преподавателя географии и истории религии, законоучителя. Кроме того, М. М. Чакир преподавал и в других учебных заведениях Кишинева. В 1884 году он был посвящен в духовный сан священника, после чего служил в Сретенской церкви при Кишиневском духовном училище, в Мазаракиевской церкви г. Кишинева и в церкви с. Скиноаса Кишиневского уезда.

Таким образом, Михаил Чакир продолжил своей религиозной деятельностью династию священнослужителей Чакиров, берущей свое начало еще с Балканского полуострова, точнее, с территории современной северо-восточной Болгарии, откуда его предки были вынуждены переселиться в последней трети XVIII века. Умер Михаил Михайлович Чакир 8 сентября 1938 года и похоронен в Кишиневе на Центральном (Армянском) кладбище.
Протоиерей Михаил Чакир – кавалер орденов «Св. Анны» и «Императора Александра II», которые давали право на дворянское звание (во времена царской России), а также – кавалер ордена «Steaua Romaniei» (1931), по случаю 70-летия со дня его рождения и 50-летия религиозно-просветительской деятельности". Был депутатом первой Государственной Думы России (1905-1907 гг.).

«Биографический очерк рода и фамилии Чакир» написал Дмитрий Чакир. Дмитрий Чакир родился в 1839 г. в селе Чадыр-Лунга, основанном его дедом Захарием, в семье священника. Он без колебаний выбирает тот же путь, что отец и дед. После окончания духовной семинарии в Кишиневе молодого священника определяют в приход села Ивановка-Болгарская, а через несколько лет переводят в село Исерлия, где он проработал всю жизнь.
 Книга протоиерея посвящена роду Чакир, выходцам из села Шабла. Конечно, он много пишет о деде. «Знавшие Захария старожилы рассказывают, что он владел приятным голосом и пел с особенным умением и толком». «Захарий Чакир не получил систематического школьного образования, но был нравственно развит, с живой младенческой верой в Бога и деятельной любовью…» «Пастырская деятельность отца Захария не ограничивалась только исполнением треб, он с любовью вникал во все нужды прихожан».

 Отец Дмитрий не был бы внуком отца Захарий, если бы упустил из виду педагогическую деятельность. Много лет он преподавал в сельских школах Закон Божий. Прихожан привлекал в нем и просветительский пыл, и глубокое знание традиций, народной культуры. На 25-летие служения отца Дмитрия в Исерлии прихожане подарили ему наперсный крест с украшениями, а прихожане из его первого прихода, села Ивановка-Болгарская, – икону Спасителя в серебряной ризе с позолотой…
 Наградами отца Дмитрия не обошли и власти, и епархиальное начальство. За успехи в области образования в 1909 году его наградили медалью в память 25-летия церковно-приходских школ. Среди пожалованных ему знаков отличия – скуфья, камилавка, наперсный крест от Святейшего Синода. В 1894 г. он получает орден Святой Анны III степени. В 1906 г. за особую пастырскую деятельность и ревность в наставлении и просвещении прихожан отцу Дмитрию был присвоен сан протоиерея. А в 1914 г. протоиерей был награжден орденом Св. Владимира IV степени за 50-летнее усердное служение церкви.

 Отец Дмитрий состоял действительным членом Кишиневского православного миссионерского общества, Кишиневского православного христо-рождественского братства, Семинарского трехсвятительского братства, а также Бессарабского церковного историко-археологического общества, которое собиралось открыть музей, и отец Дмитрий передал в дар музею деревянный крест XVII века, привезенный дедом со святой горы Афон, а также – медный наперсный крест, которым Захарий Чакир был награжден в память о войне 1812 года.  Протоиерей умер в 1916 году в селе Кебабче.
 Из рода Чакир вышло много служителей искусству.: известные художники Петр Петрович Чакир, его дочери Алла и Лариса, внук Роман Недопака и правнучка Петра Петровича Лиза. Сообщается, что Лариса Чакир, начиная с 1999 года стала принимать участие в городских и всеукраинских выставках.. В 2008 г. стала членом Национального Союза художников Украины. В 2009 году национальный Киево-Печерский историко - культурный заповедник проводил презентацию выставки «...і білу щічку припудрив травень...», участниками которой стали: П.П. Чакир, Алла Чакир, Лариса Чакир.. В сентябре этого же года Лариса Петровна участвовала в выставке «Болгарские встречи», которую проводил Ливадийский дворец-музей. А в 2010-м — участница Одесской выставки «Человек будущего» и в Международной выставке-ярмарке в Украинском доме города Киева.

Главная версия происхождения фамилии Чакиров (Чакириди) - греческая. О ней говорят документы деда Чакирова А.Х. и его православное верование. Его христианский образ жизни, служба в качестве ктитора в Харбинской церкви. Церковное служение  А.Х. Чакирова продолжил его внук Никита Чакиров — протодиакон, келейник Владыки Православной русской церкви за границей Филарета.
В 1883 году сестра деда Вера Христофоровна окончила в Симферополе Таврическое епархиальное женское училище и стала учительницей.
Где учительствовала Вера Христофоровна. Согласно письму Светланы Лукиной и записки деда в метрической книги ее матери, - в двухгодичной Карасубазарской школе Министерства народного просвещения. По данным «Памятной записки Таврической губернии за 1914 год», она проходила уже учительницей  женской гимназии в Карасубазаре.

По указанной  Памятной записке  в Карасубазаре обнаружились:  Иван Христофорович Чакиров член мещанской управы Карасубазара, товарищ председателя Греческого благотворительного общества; Николай Иванович Олтаржевский — учитель Алуштинской церковно-приходской школы, муж Веры Христофоровны.  Все сходится, только кто такой Иван Христофорович? Согласно ранее обнаруженных материалов, Иван встречался только один — сын Веры (1884 года рождения).
Позднее встретился и другой грек Иван Чакиров, 1811 г.р., а также его отец Николай. Про них уже был рассказ. А вот еще один.  В книге «Профессор Н. Эрнст. Страницы истории крымского краеведения». Автор Андрей Непомнящих сообщил следующее:  «...мать  Софии Олтаржевской (Чакировой), не Вера, как было известно ранее, а гречанка  Васса из известной тогда  в Крыму семьи Чакириди». 
Сразу решил разобраться с именем Васса (Августа).

Так, у Павла Матонина супруга была Августа? Может не случайно? С греческого Васса - “Царственная”. Через интернет нашелся Александр Чакириди 14 лет, г. Бишкек. Анастасия Чакириди: Старый Крым, 1983 г. рождения. Очень много греков Чакириди высланных из Краснодарского края на спецпоселения, в основном в Казахстан. Особое внимание обратил  на Чакириди Софию Савельевну. Родилась в 1858 г, проживала: Краснодарский край, станица Белореченская, приговорена в 1949 г., обвинена по национальному признаку (греки). Приговор: высланы на спецпоселение в Кзыл-Ординскую область Казахской СССР. Источник: сведения ГУВД Краснодарского края. К прабабушке Софии не подходит, так как Вера Чакирова должна быть рождена не позднее 1865 года. Ее дочь Нина появилась на свет в 1881 году.

 Вычитал, что  греки с окончанием фамилии на «ди», как например Савулиди из Севастополя, уроженцы Кипра. Возможно, что фамилия Чакириди тоже связана с Кипром. Занимаясь «крымоведением», вычитал много греческих фамилий с окончанием на «ди»: священики Феофанди, Аргириди (с Крита), Николая Паксимади; торговцы-купцы Павлиди, Теодориди, Милонади, Месаксуди, Тогриди, Шахиниди, Халкиди Константиниди; пекари Мирониди, Муратиди, Симеофориди, Иосифиди, Терленди, Пулуди, Политиди, Сакиди, Елена Самиди, Тобосиди.
По данным интернета, фамилия Чакириди имеет довольно интересную историю происхождения и относится к распространенному типу греческих фамилий.
В XVIII в. начался постоянный приток греческих иммигрантов с покоренных турками греческих территорий — Малой Азии и островов,— во вновь основанные русские города черноморского и азовского побережья. В основном это были купцы и ремесленники, которые в поисках заработка проникали в глубь России.

Существует две версии происхождения фамилии Чакириди. По одной из них, она восходит к греческому «цакирис», что в переводе нас русский язык означает «голубоглазый». Очевидно, прозвище Чакир, легшее в основу этой фамилии, указывало на внешние особенности его обладателя.
 Согласно другой версии, прозвище Чакир произошло от греческого «цакир», означающего «подвыпивший». В таком случае можно предположить, что основатель рода Чакириди был любителем хмельных напитков.
По отдельным заключениям, "фамилия Чакиров в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% - украинское, в 10% - белорусское, в 30% приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т. д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков. В любом случае эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.

Фамилия Чакиров относится к типу не очень распространенной на территории России и соседних стран. В ссылающихся исторических протоколах люди с этой фамилией были важными персонами из русского новгородского купечества в XVI-XVII в., державших определенную царскую привелегию. Изначальные корни фамилии можной увидеть в ведомости переписи Древней Руси во времена царствования Иоана Грозного. У царя хранился определенный список уважаемых и приятнозвучащих фамилий, которые даровались близким в случае особого расположения или поощрения. Тем самым настоящая фамилия пронесла свое оригинальное происхождение и является исключительной. Написание фамилии латиницей: CHAKIROV.

Нашел еще один вариант объяснения фамилии Чакириди. «Chakiridi.  «Фамилия имеет интересную историю происхождения и относится к распространенным греческим именам.  В XVIII веке. начался постоянный приток греческих иммигрантов из завоеванных турками греческих территорий - Малой Азии и островов - в только что основанном русском городе Азове и побережье Черного моря. В основном это были купцы и ремесленники, которые в поисках работы проникали в глубь России.  Есть две версии происхождения фамилий Chakiridi. Одна восходит к греческому "tsakiris", что в переводе на русский язык означает "синий". Очевидно, что прозвище Чакир, которые послужило основой фамилии, указывало на внешние черты его владельца.  По другой версии, прозвище Чакир происходит от греческого "tsakir", что означает "пьяный". В этом случае мы можем считать, что родоначальником фамилии был любитель  опьяняющих напитков».
Может и так. Не зря предки разводили виноград. И потом, синий и пьяный, - это совсем рядом.


Рецензии