Скамейка в Пустоте

 


   Чаще всего самые интересные события в жизни происходят случайно, когда даже и не думаешь о том, что - что-то, может  внезапно измениться или стать другим, не таким, как было всегда…

…Нечто подобное произошло с Анютой, когда она вознеслась к небесам. Нет, нет! С девочкой ничего плохого не случилось, она просто легла спать и заснула. А потом – полетела в небеса.

  Конечно, ей это всего лишь приснилось, но,  то что происходило, было так реально, что Анюта даже зажмурилась от страха. И скоро поняла: закрывать глазки нет смысла.  Вокруг нее и так была полная темнота, и она парила,  как птичка, и по ней и в ней, не ощущая ничего кроме полета.

   Девочка летела и летела. Бояться она уже перестала, но ей стало скучно лететь одной, и она собралась крикнуть, позвать к себе кого-нибудь, ведь непременно, кто-то  спрятался от нее в этой темноте, как внезапно натолкнулась на что-то теплое, местами мягкое, местами твердое…

- Осторожнее! – услышала Анюта ворчливый голос, - Там у меня  живот…  Ой! …А теперь -  ребра! Нельзя ли тише!

   Голос был не сердитый, совсем как у Анютиного дедушки,  который живет в деревне.

- Извините! – пролепетала девочка, - Но я не виновата! Здесь так темно!

- Ладно, - примирился  голос.

- А нельзя ли, хоть на чуточку включить свет? Разве можно разговаривать в темноте с незнакомыми людьми?

- Ишь ты, темно ей! А мне и так хорошо! Ну ладно, только чуть – чуть!

  Вокруг немножко просветлело, и Анюта увидела перед собой  старичка в длинной, белой рубахе. Он был маленький, совсем как царь из мультика про Вовку из тридесятого царства. Дедушка сидел на чем-то невидимом и недовольно щурился, хмурил спрятанные под лохматые брови  глаза.

- А на чем вы сидите? – удивленно спросила Анюта: - Ведь тут нет скамейки!

- Раз сижу, значит - есть, на чем сидеть!

- А что это, «на чем?»

- Пустота! – коротко ответил дедушка.

- А можно, я с вами посижу? На пустоте…

- Садись!

   Дедок подвинулся в сторону. Анюта, опасливо ощупав то, на чем сидел дедушка, взобралась на что-то плоское, похожее на ватную дощечку. Поерзала задом, укрепилась на невидимом глазу сидении. Освоилась, заболтала ногами.

- А вы тут один сидите?

- Один!

- Оди-и-н?  И давно? – не поверила Анюта.

- Давно!

- Давно – давно?

- Сказано тебе, давно! Наверное,  всегда!

- Но это же скучно! Точно: мне стало скучно! Дедушка, давай поиграем!

- Это как? – озадачился дед. Он вытянул вперед тонкие, худые ноги, стал внимательно разглядывать их. Протянул руку, заскреб пятку: - Эва! Ногти то, как отросли!

- Ногти нужно стричь ножницами! – строго сказала ему Анюта: - Если их ломать пальчиками,  то мама будет ругать!

- Ругать, ругать! А где же их взять, ножницы то! Отродясь не слыхивал про такое – ножницы! Ишь ты!

- Так мы будем играть? – Анюта нахмурила брови.
 
Хотела топнуть ножкой, но вовремя спохватилась: кто его знает, что за пустота под ней! Вдруг свалишься.

- Это как? – снова спросил дедушка, пряча пятки под «пустоту». И вдруг, словно о чем-то вспомнив, спросил: - А ты кто? Откуда взялась?

- Я Анюта! Так меня все зовут: только дедушка, иногда называет – егозой! А откуда взялась, я знаю! Меня мама родила… И еще - папа…

- Так-так! Егоза говоришь? Это хорошо! Так чего тебе от меня надобно, егоза?

- Я играть хочу! Только тут темно, даже звездочек на небе нет! Темно как в погребе! Так моя бабушка говорит…

- Бабушка, дедушка! – проворчал старичок: - Вон сколько вас развелось, а я думал что сам, один, пустотой наслаждаюсь! А что  это такое  – звезды?

- Звезды это когда…, - Анюта стала серьезно и деловито объяснять деду «незнайке» что такое звезды в небе. Ее даже не удивило, что такой старенький дедушка не знает про звезды: он ведь сказал – в пустоте сижу. А в пустоте – что там может быть?  Ничего! Только он сам! Это Анюта понимала

- Ясно! – кивнул дед: - Смотри! Угадал, так?

- Ой! Сколько их много стало! Совсем как везде! – всплеснула ладошками обрадованная Анюта, разглядывая множество внезапно появившихся звезд: - Теперь мне нужен песочек! А еще ведерко, грабельки, лопаточка…

- Где я тебе все это раздобуду? Чудишь ты, егоза!

- Как где? – заупрямилась Анюта: - Конечно, земли и асфальта  больше чем песка, но ведь его где-то берут?

- Земля! – дедушка озабоченно почесал лысину: - Откуда ей быть, здесь же пустота!

- И совсем не пустота! Вон, звездочек сколько стало! А Земля – это большое и круглое! А еще солнышко! Я это в планетарии видела! Сейчас я все расскажу!

…Через некоторое время, Анюта  восторженно повизгивая, наблюдала как в «пустоте» начало твориться нечто невообразимое: звездочки  закружились в искрящемся  от яркой пыли хороводе, срывались со своих мест, сливались в большие и малые пятна и точки, рассыпались, снова собирались вместе… Горели, лопались словно праздничные фейерверки, гасли и появлялись снова…

- Ну как? – самодовольно спросил дед. Он сидел на пустоте и почесывал выставленную вперед бородку: - Похоже на твой планетарий?

- Дедушка! – восхищенно прошептала Анюта: - Ты наверное волшебник! Или – сказочник!

- Что еще за сказочник? – удивился дед: - Объясняй!

- Волшебник, это тот -  кто творит чудеса! Как Дед Мороз! А сказочник, он еще лучше! Такой дяденька сочиняет сказки. А сказки – это то, что можно придумывать всем, и никто на это не обидится, потому что знают – это сказка! Только не все могут их хорошо придумывать! Папа говорит, главное – чтобы в сказках не было обмана! А ты не обманщик: вон, сколько всего  наделал! – Анюта подумала, и уверенно добавила: - Точно! Ты – сказочник! Только про Луну забыл…

- Про нее ты ничего не говорила! Сделаем! – довольно кивнул Сказочник.

- Только правильно ее прицепи! – торопливо вмешалась Анюта: - А то  будут цунами и катаклизмы! И чтобы она на Землю не упала…

…Они сидели на невидимой лавке, болтали ногами и радостно разглядывали мир, который  раздвинув черную пустоту  проплывал перед ними.

- Ну что, егоза? Пора за песочком? Вон там, Земля твоя должна быть..

- Дедушка! – разочарованно протянула Анюта: - Ты совсем не пользуешься интернетом и ничего не знаешь! Посмотри: Земля красная, значит -  на ней нет воздуха! Как мы будем дышать? А потом, еще нужны:  вода, лес, трава, море…

- Ух ты! М-да! – удивился дед сказочник: - Как вы живете? Сколько много, вам всего разного надо! Толи дело мне – пустота и все! А теперь… Эх, связался с тобой! – дедушка огорченно засопел, отвернулся от девочки.

- Деда! – Анюта тоже огорчилась, потянула старика за рукав: - Ты не сердись! Я ведь не знала что ты такой неграмотный…

- Зато ты, гляжу, не по годам умна! – проворчал дед: - Ну как я все это сделаю? Ведь  про такое надо знать!

- Я помогу! Сейчас закрою глазки и начну вспоминать, все-все! Что папа рассказывал, что в школе успела научиться…я уже во второй класс перешла! А еще, я в интернет подглядывала и в дедушкины книжки! Только ты меня не выдавай, про интернет…

   Анюта долго рассказывала деду все, что успела узнать за своею маленькую  жизнь.

- Все! – выдохнула она! – Если что еще вспомню – расскажу! Самое пустяковое дело - это будет сделать кота и попугайчиков, я их хорошо знаю! У нас в доме живут – Рыжик и Кеша, они друзья! Ты, деда, главное не бойся: чего не понял, обязательно сам допридумываешь! – девочка подбодрила приунывшего собеседника: - Ты все сможешь, ты – сказочник! Не бойся… Все равно нам нельзя останавливаться: «взялся за гуж – не говори что не дюж!». Это мой дедушка так  говорит… Деда! А что такое – гуж, я забыла спросить…

…Через некоторое время Анюта с дедом стояли на берегу моря. Теплый ветер шумел в зеленых пальмовых вершинах, ласковые волны выбегали на чистый песочек. Яркое солнышко нагревало его.

- Море! Настоящее! – завизжала Анюта.
 
Девочка легла спать в кроватку в короткой рубашечке, и конечно, оставалась в ней до сего времени. Во сне ведь одежек не меняют, незачем. Но это был особый сон, совсем как взаправдашняя жизнь, но Анюта этого не знала. Сорвав с себя рубашонку, она побежала к воде. Дед, оценивающим взглядом глянул на ее беленькие трусики, остальное быстро сообразил сам. Через секунду, он тоже, заторопился вслед девочке, только трусы на нем были – широкие и почти до колен…

…Ласково шуршали волны. На  колючих ветках кустарника,  под ветром, парусом выгибалась белая рубаха. Дед сказочник прилепил на нос лепесток от кустика, лежал на спине, млел под лучами солнца. Дремал… Рядом в песочке копалась Анюта. Правда у нее не было лопаточки и ведерка, но их заменили половинки кокоса. Сок они выпили, а скорлупки пригодились для игры.

- Пустота, пустота! – придавая голосу строгость, ворчала девочка: - И зачем ты в ней сидел так долго? Да еще – один! Такой большой и несмышленый! Учишь вас взрослых, учишь…

   Дед, в половину уха слушал ее воркотню, и ему было необыкновенно приятно, как никогда еще не было за все его существование.

- Деда! – вдруг спохватилась Анюта, и отложила в скорлупку в сторону: - Ты не спи, деда! Ты забыл, что еще надо сделать зверушек, рыбок, птичек… Посмотри, какая пустота без них…

Дед вздохнул и перевернулся на бок.

- Неохота! Да и зачем они? Вон, гляди как хорошо!

- Нет, деда! – убежденно сказала Анюта: - «Мир будет не полон, без того что его должно наполнять!». Так один умный дяденька сказал… по телевизору…

- Ох, егоза! – вздохнул  дед: - Ведь не отстанешь! Ладно, сделаю, только немного: всех – по паре! Остальное – пусть эволюция  доделывает! Не все же мне трудиться! Только – отдохну, и сразу сделаю. Хорошо?

- Хорошо! – согласилась девочка, и вдруг, неожиданно  заявила: - Деда! А я тоже  хочу спать… И еще -  хочу к маме! Давай я посплю, а ты все доделаешь сам! Только не забудь про города, а то  - где я найду маму и папу… Ты делай…

Она свернулась калачиком на песочке, положила руку под щечку.

- Деда! – пробормотала засыпающая девочка: - Я проснусь в городе, а ты меня обязательно там найди. Это легко: у нас во дворе есть большие качели…  я там буду… приходи…

- Вот те раз! – удивился сказочник: - А что я в городУ делать буду… мне и жить там негде!

- Пустяки! Решим! Ты ведь сказочник… Мне бабушка читала как боженька мир сделал, совсем как ты… Только боженька почти неделю трудился, а ты – быстро…  А может ты и есть – боженька, а?

- Не знаю, не думал! Нет! Наверное, ты правильно сказала – я сказочник! Мне так больше нравится. А зачем ты спрашиваешь?

- Не знаю! Слушай, пока не забыла! Мама говорила,  что тете Люсе в магазин сторож требуется. Что бы хороший старичок был, непьющий… Ты ведь не пьющий?

- Не знаю! – растерялся сказочник: - Не пробовал…

- Значит - хороший! – заключила девочка.

- А зачем ты про боженьку говорила? – осторожно спросил дед.

- Ты, наверное, такой же  как и он! А у боженьки, знаешь, сколько домов понастроено? Много – премного! Зачем ему столько, одному? Может он тебе хоть один, самый маленький отдаст! – последние слова Анюта проговорила совсем невнятно. Глазки её слипались.

- Ну и ну!  Кто же он такой, что ему так много домов понастроили?  И зачем ему столько одному то? Мне, если   бы не ты, так и пустоты хватало, с одной лавкой! – изумился старик.

- Не знаю! Надо у бабушки спросить… Она про эти дома все знает…

Старик снял с куста свою простиранную, высохшую на ветру рубаху и укрыл девочку от лучей палящего солнца…




   Дня через три,  после удивительного приключения во сне, во время обеда, Анюткина мама оживленно рассказывала мужу интересную историю.

- Представляешь, Коля! У нас в магазине новый сторож! Ну такой старичок – прямо чудо! Мы как глянули на него – обомлели! Так спокойно рядом с ним, и светло – светло, на душе становится…

- Сектант, какой-нибудь! – проворчал папа, хлебая суп: - Или юродивый…поразводилось их, немерено! Глядите…

- Что ты? Он и речи ни о чем таком не ведет! Он сам по себе, такой – светлый… И пришел к нам - ни с чем! Представляешь? Только одежда на нем, совсем как у твоего папы, та - что он у нас оставляет, что бы с собою не возить… и все!

- Бродяга значит! – упорствовал папа: - Бродяги, они психологию лучше Кашпировского знают… куда хочешь влезут…

- Нет, Коля! Тут совсем другое, поверь мне! Я в магазине всякого народа нагляделась… Жить дедушке и правда, негде! Люся ему каптерку выделила: мы ее выскоблили, вымыли… телевизор поставили, микроволновку…  в общем все что надо… А он, такой обходительный, деловитый… Скажи: ну разве бывают такие люди? Господи, даже не верится… Ну не знаю, как о нем рассказать… Не хватает слов… Но самое главное, знаешь откуда он взялся?

- С заимки Лыковых, из тайги вышел! – улыбнулся папа: - Давай котлеты, раскольница ты наша…

- Его привела наша дочь, Аня! – торжественно объявила мама.

- Как? – изумленный муж выронил из руки ложку.

- Просто! Люся рассказала, пришла Анюта и говорит: «Я вам привела дедушку сказочника! Ему негде жить!»… и все…

- Анька! – медленно начал сердиться папа: - Я сколько раз тебе говорил, не смей говорить с чужими людьми… Откуда  взялся этот сказочник? Лена, кто не доглядел за ребенком? Вы хоть понимаете  о чем говорите?

- Коля! – попыталась вставить слово мама, но муж перебил ее.

- Аня! Я жду ответа!

- Он не чужой! – пролепетала покрасневшая девочка, низко склоняя голову к тарелке. В суп капнули слезки: - Он, правда – сказочник…

- Как он тебя нашел? Отвечай!

- Это я его нашла, когда ударилась головой ему в живот… Там было темно, а я летела, летела, и наткнулась на него… А потом мы с ним сидели на лавочке…

- Где – где? – не поверил папа.

- На лавочке! Там, в пустоте! И он был совсем один… А я нашла его… Папа, ты не ругай дедушку! Я все расскажу…




- Ну ты и насмешила, доча! – папа,  выслушав рассказ Анюты, долго смеялся: - Мать, смотри, какая сказочница у нас растет! Быть ей знаменитой! – и не удержавшись, фыркнул в горячий чай: - В пустоте они сидели…

- Ты ведь сам говорил: «На сказку нельзя сердиться, когда знаешь – что это сказка!»… Скажи, папа? Это хорошая сказка? …Только дедушка не сказка! Завтра  он  придет к нам во двор и будет с нами играть, целый день… пока на работу не уйдет… И ты приходи к нам!

- Хитрушка ты моя! – папа поворошил волосы на головке Анютки, вопросительно глянул на жену.

- Завтра воскресение, и я  разрешила дедушке приходить к детям! – виновато улыбнулась та ему в ответ.

- Ладно, фантазерки мои! – снисходительно  ответил Николай: - Поживем - увидим!



   Ближе к обеду, дети играли во дворе, на своей площадке. Дедушка сказочник сидел на лавочке, смотрел на них, гладил подстриженную бороду, улыбался.
Вместе с детьми играла мама Анюты. Она весело копалась в песке, счастливая - пресчастливая, как ребенок.
Папа тоже, не выдержал и пришел. Он конечно, сразу заметил, что сказочник носит пиджак его папы, но ничего не сказал. Потом, они сидели с дедушкой и долго говорили о разных взрослых делах.

Вечером, когда стало темно, на небе загорелись звезды, много-много. Папа вышел на балкон и долго смотрел на них, задумчивый, добрый, хороший. Анюта пришла к нему, стала рядом.

- Красиво! - сказал папа, показал на звездочки:- Но они станут еще красивее, если их наполнить душой!

- А как это? - не поняла Анюта.

- А ты у дедушки спроси, у сказочника. Он все знает...

- Ладно! - согласилась дочка: - Завтра спрошу. Пойду в магазин за хлебом, и спрошу.


Рецензии