Из материалов следственного дела Бухарина-116

Утреннее заседание 5 марта 1938 года

Допрос подсудимого Раковского

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих,
Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Вышинский. Меня не интересует, какие встречи у вас были со всякими лордами, а меня интересует ваша преступная деятельность в пользу английской разведки.
Раковский. Но так как вы меня спросили, когда я видел Армстронга...
Вышинский. Я вас спрашивал и вы сказали, что в 1924 году к вам пришел Армстронг.
Раковский. В конце 1924 года.
Вышинский. Что это было ваше знакомство уже по другой линии. Вот я вас и спрашиваю: по какой по другой линии?
Раковский. По линии ведения переговоров для открытия кредита в Англии.
Вышинский. Значит, тоже официальная линия?
Раковский. Линия официальная, где я выполнял директиву.
Вышинский. Каким образом вы оказались завербованным для службы в английском "Интеллидженс Сервис"? Это нас интересует. В этом мы вас обвиняем.
Раковский. Гражданин Прокурор, я понял, что вы меня спрашиваете, когда я познакомился с Армстронгом.
Вышинский. В 1923 году, вы ответили.
Раковский. А потом в Лондоне я его видел и до этого.
Вышинский. Если я вас правильно понял на предварительном следствии и правильно понял то, что содержится в документах предварительного следствия, то вы уже в 1924 году оказались завербованным в качестве агента "Интеллидженс Сервис". Правильно?
Раковский. Правильно.
Вышинский. Скажите, при каких обстоятельствах произошла эта вербовка, при каких обстоятельствах вы сделались агентом "Интеллидженс Сервис" в 1924 году.
Раковский. Я позволю себе повторить этот момент, что после падения правительства Макдональда в ноябре 1924 года ко мне явились Армстронг и Леккарт, с которыми я раньше уже был знаком и по другой линии.
Вышинский. Ну, пожалуйста. Дальше, как произошла ваша вербовка. Я понимаю, что это вам может быть не совсем приятно сейчас говорить, но это необходимо.
Раковский. Я все изложил в своем показании и здесь.
Вышинский. Тогда будьте добры, расскажите именно об этом вопросе, об этом факте, как вас завербовали.
Раковский. Армстронг сказал: "мы питаем к вам большую симпатию, хотим предупредить вас против опасности, которая вам грозит". Он вынул из кармана бумажку, которую предъявил мне.
Вышинский. Что это за бумажка?
Раковский. Это было письмо, написанное на машинке и подписанное моей подложной подписью.
Вышинский. Подложной ли?
Раковский. Подложной.
Вышинский. А куда было адресовано это письмо?
Раковский. Без адресата.
Вышинский. Кому предназначалось?
Раковский. Я расскажу содержание письма.
Вышинский. Вы не хотите, чтобы я вам ставил вопросы?
Раковский. Нет, я не имею права.
Вышинский. Вы имеете право.
Раковский. Пожалуйста, задавайте, может случиться так, что о том, о чем я хочу рассказать, вы зададите вопросы и я охотно отвечу.
Вышинский. Для кого было предназначено это письмо?
Раковский. Это письмо было написано в Германию, а адресата не было.
Вышинский. Письмо было предназначено для Германии?
Раковский. Из содержания вытекало, что оно предполагалось для германского правительства.
Вышинский. Для германской разведки?
Раковский. Возможно.
Вышинский. Что же в этом письме говорилось?
Раковский. В этом письме говорилось, примерно, следующее: "Посылаю вам приложенный список румынских торговых фирм и редакций газет, которые следует привлечь на сторону Германии для привлечения самой Румынии в войну на стороне той же самой Германии".
Вышинский. Что означает такое содержание письма?
Раковский. Содержание письма означало, что у меня с германской разведкой, с германским правительством или какой-то германской организацией существовала связь.
Вышинский. И вы помогали Германии в вербовке на территории Румынии румынских граждан для содействия Германии?
Раковский. Правильно.
Вышинский. Так обстояло дело.
Раковский. Правильно.
Вышинский. А скажите, в Румынии вы были в это время, к которому относится это письмо?
Раковский. Время, к которому относится письмо?
Вышинский. Да.
Раковский. Письмо было помечено из Берна октябрем 1915 года, а в это время меня не было в Берне.
Вышинский. А вы в Румынии были?
Раковский. Был, как же, к рабочему движению я был причастен.
Вышинский. Рабочее движение вы оставьте в стороне, я говорю не о рабочем движении, которому вы изменили по вашим собственным показаниям в 1924 году. Вы сказали, что в 1924 году вы сделались агентом английской разведки?
Раковский. Сделался.
Вышинский. Это есть измена рабочему классу? Давайте здесь уточним, раз мы коснулись этого вопроса.
Раковский. Изменил.
Вышинский. Поэтому поменьше говорите о рабочем движении, а скажите по вопросам, которые ближе к процессу. В каком году вы были в Румынии?
Раковский. В Румынии я был с 1904 по 1907 год и с 1912 по 1917 год.
Вышинский. В период войны вы находились в Румынии?
Раковский. В Румынии.
Вышинский. Чем вы занимались в Румынии официально? Какие у вас были средства к существованию?
Раковский. Мои средства существования?
Вышинский. Да.
Раковский. Я был сыном состоятельного человека.
Вышинский. Кого? В чем состоятельность его выражалась? Фабрикант он был или землевладелец?
Раковский. Мой отец был помещиком.
Вышинский. Помещиком?
Раковский. Да.
Вышинский. Имел какое-нибудь промышленное дело?
Раковский. Промышленного дела не имел.
Вышинский. Какое-нибудь торговое дело?
Раковский. Торговлей не занимался.
Вышинский. Чем занимался?
Раковский. Мой отец умер в 1903 году.


Продолжение следует…


Рецензии