Из материалов следственного дела Бухарина-120

Утреннее заседание 5 марта 1938 года

Допрос подсудимого Раковского

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих,
Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Председательствующий. Пожалуйста.
Раковский. Я встретился с депутатом Николь из Роэ. Николь - очень крупный льнопрядильщик севера, фабрикант. Я его знал потому, что он покупал у нас лен. Я познакомился с ним еще во время первого приезда в Париж и знал, что он принадлежит к правым республиканским кругам. Когда я встретился с ним, он даже сам начал говорить, потому что о тех инцидентах, которые происходили на пленуме, говорила вся французская печать. Одним словом, по поводу пленума начался разговор. Я его спросил тогда относительно возможностей или перспектив, которые существуют для оппозиции - можно ли искать опоры среди французских капиталистических кругов, которые настроены агрессивно против СССР. Он мне ответил: "Конечно, и в большей мере, чем вы, может быть, сами ожидаете". Но это будет, как он сказал, главным образом, зависеть от двух обстоятельств. Первое обстоятельство - это то, чтобы оппозиция стала действительно реальной силой, а второе обстоятельство - в какой степени она пойдет на концессии французскому капиталу.
Второй разговор я имел в Париже в сентябре тоже 1927 года с депутатом, крупным зерноторговцем Луи Дрейфус. Нужно сказать, что и этот разговор и заключение - аналогичны с теми, которые у меня были с Николем.
Теперь о моих контрреволюционных связях. Я исчерпал уже период перед моей ссылкой, касающийся моей изменнической деятельности. Теперь - о моих контрреволюционных связях. Приехав из ссылки в 1934 году, я встретился с Сосновским и с ним поддерживал связь. В марте 1935 года Сосновский сообщил мне о том, что уже давно, но в какой период, он не указал мне, заключен блок между правыми и троцкистами, что есть полное согласие в целях и в методах - шпионаж, диверсия, вредительство. Он указывал на такую подробность, что правые говорили о преимуществах той тактики, которую они проводили по отношению к партии, потому что в противоположность троцкистам, которые давали открытый бой и таким образом выявили все свои кадры, правые дали директиву, чтобы все их кадры ушли в глубокое подполье и были бы таким образом неуязвимы. Так они сохраняли свои кадры. Я передаю в общих чертах то, что мне сказал тогда Сосновский.
Другим подпольщиком, с которым я встретился в 1934 году, был Крестинский. Я у него был два раза в наркомате в связи с моей поездкой в Токио. Тогда отсутствовал Литвинов, и Крестинский его замещал. Наш первый разговор касался, главным образом, предстоящего выступления в Токио на токийской конференции. Под конец он меня поздравил с заявлением...
Вышинский. С чем?
Раковский. С моим заявлением.
Вышинский. Кому?
Раковский. В ЦК. Я ему заявил, что я вернусь опять на работу. В первый разговор Крестинский посмотрел на меня и ничего не сказал. Происходило какое-то взаимное щупание. Второй раз, когда я его видел, - он сказал, что работает как подпольщик.
Вышинский. Как троцкист?
Раковский. Как троцкист. А относительно содержания работы, когда я приехал из Токио, тогда мы поговорили. Но я должен сказать, что после этого с Крестинским я не виделся и никаких разговоров не было. С Бухариным я встретился в 1934 году на улице, когда он отправлялся читать доклад на конгрессе литераторов. И этим была исчерпана наша встреча. Рыкова я видел один раз в Совнаркоме. Последняя встреча с Сосновским была в декабре 1935 года.
Вышинский. Скажите, как вы могли бы кратко формулировать признание своей вины перед Советским Союзом.
Раковский. Я признаю, что, начиная с 1924 года, я являлся изменником советской социалистической родины.
Вышинский. А ваша сначала фракционная, потом контрреволюционная подпольная троцкистско-преступная деятельность в каком году началась?
Раковский. С Троцким я был лично знаком с 1903 года. Это знакомство укрепилось, и я являлся его близким другом.
Вышинский. Политическим?
Раковский. Политическим, когда касались политических вопросов.
Вышинский. И личным?
Раковский. И личным.
Вышинский. И оставались таковым до последнего времени?
Раковский. И оставался таковым до последнего времени.
Вышинский. Следовательно, почти 35 лет вас связывает политическая и личная дружба с Троцким?
Раковский. Правильно.
Вышинский. Вы вели борьбу против партии и Советского правительства?
Раковский. В 1921 году была дискуссия о профсоюзах, что называется "проба сил". А с конца 1924 года уже создается нелегальная связь, переходящая в рамки Уголовного кодекса.
Вышинский. С 1924 года создаются нелегальные, преступные, караемые советским законом связи и преступная деятельность?
Раковский. Которую я изложил.
Вышинский. Которую вы признали. Во имя чего вы, троцкисты, вели эту борьбу против Советского государства?
Раковский. Во имя захвата власти.
Вышинский. И далее, в каких целях захват власти?
Раковский. Цели сводились, в основном, к ликвидации тех достижений, которые существуют в настоящий момент.
Вышинский. То есть, иначе говоря, к ликвидации социалистического строя?
Раковский. К возвращению, я не говорю открыто, капиталистического строя...
Вышинский. Открыто вы этого не скажете?
Раковский. Я хочу сказать, что в моем сознании не фигурировало это, как открытая, как ясная цель, но в моем подсознании я не могу не отдавать себе отчета, что я на это шел.
Вышинский. Вы исходили из какой предпосылки и из какого прогноза исторического?
Раковский. Прогноз очень неопределенный. Тут была авантюра- oдастся захватить власть-хорошо, не удастся...
Вышинский. Но вы исходили, во-первых, из основного троцкистского тезиса о невозможности построения в СССР, как отдельно взятой стране, при ее экономическом и культурном уровне, социалистического общества.
Раковский. Эта идеологическая предпосылка отпала.
Вышинский. Она впоследствии отпала, потому что заменилась какой-то другой предпосылкой?
Раковский. Никакой идеологической предпосылки не было.
Вышинский. Никакой идеологической предпосылки не было?
Раковский. Нет.
Вышинский. А задача заключалась в озверелой борьбе против социалистического государства, в целях захвата власти в интересах - в конце концов, каких же?
Раковский. Гражданин Прокурор, если я скажу вам, что мы хотели взять власть для того, чтобы ее передать фашистам, мы были бы не только преступниками, какими мы являемся, но были бы дураками. Но...
Вышинский. Но?
Раковский. Но, когда мы думали, что можно захватить власть и ее удержать и не передать фашистам, это было безумие, это утопия.
Вышинский. Следовательно, если бы вам удалось захватить власть, то неизбежно она оказалась бы в руках фашистов?
Раковский. Эту оценку я абсолютно разделяю.
Вышинский. Значит, вы хотели захватить власть при помощи фашистов?
Раковский. При помощи фашистов.


Продолжение следует…


Рецензии