Из материалов следственного дела Бухарина-120

Утреннее заседание 5 марта 1938 года

Допрос подсудимого Раковского

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих,
Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Вышинский. Если фашисты вам обеспечивают захват власти, то власть оказывается в чьих руках?
Раковский. История знает...
Вышинский. Нет, вы историю оставьте в покое.
Раковский. Нет тут единого ответа. Но если хотите, получилось бы нечто вроде петлюровщины на Украине.
Вышинский. "Нечто вроде" зависит от многих обстоятельств, которыми вы не управляете. Я спрашиваю вас, рассчитывали троцкисты и "право-троцкистский блок", представители которого сидят здесь на скамье подсудимых, захватить власть и ликвидировать Советскую власть своими собственными силами?
Раковский. Нет.
Вышинский. Нет. При чьей помощи "право-троцкистский блок" рассчитывал на захват власти? При чьей помощи?
Раковский. При помощи агрессора, фашистского агрессора.
Вышинский. Путем поражения, расчленения СССР и так далее, того, что мы здесь все уже выясняли. Я вас спрашиваю теперь: если ваш блок рассчитывал захватить власть, и это было единственной для вас надеждой, при помощи фашистских агрессоров, то в чьих руках была бы эта власть-в руках блока или в руках фашистских агрессоров?
Раковский. В конце концов она оказалась бы в руках фашистских агрессоров.
Вышинский. И в конце концов и в начале начал. Следовательно, ваш "право-троцкистский блок" являлся, и вы в этом признаете себя виновным, как один из активнейших и виднейших троцкистов и руководителей троцкистского подполья в СССР, - "право-троцкистский блок" являлся одним из отрядов фашистских агрессоров?
Раковский. Признаю.
Вышинский. И вы лично действовали в целях и интересах этого фашизма?
Раковский. Признаю.
Вышинский. Действовали методами шпионажа?
Раковский. Признаю.
Вышинский. Подготовки поражения СССР в предстоящей войне в случае нападения на СССР? Раковский. Признаю.
Вышинский. Подготовки ослабления мощи и обороноспособности СССР методами вредительства, диверсии и террора?
Раковский. Признаю.
Вышинский. Это реальная действительность или фантазия? Или, как вы говорите, авантюра?
Раковский. Вы меня не поняли. Я говорю авантюра в смысле достижения целей, захвата власти.
Вышинский. Конечно, все это авантюра, потому что это несбыточно.
Раковский. Потому что это не удалось бы.
Вышинский. И никогда не удастся.
Раковский. В этом я не сомневаюсь.
Вышинский. Но это реальная программа?
Раковский. Да.
Вышинский. Так было в действительности?
Раковский. Так было, да.
Вышинский. При вашем участии?
Раковский. При моем участии.
Вышинский. Это есть государственная измена, вами совершенная?
Раковский. Я уже сказал.
Вышинский. Это есть не только измена перед Советским государством, но и перед всем международным рабочим движением. В этом вы себя признаете виновным?
Раковский. Признаю.
Вышинский. Вопросов больше нет.
Раковский. Я должен заявить, что я себя признаю в этом виновным с того момента, когда решил давать полные исчерпывающие откровенные показания. В течение 8 месяцев я запирался, отказывался.
Вышинский. Следуя директиве и тактике троцкистов.
Раковский. Тут переносятся старые революционные навыки, переносятся и контрреволюционные навыки.
Вышинский. Какие же у вас революционные навыки? У вас осталась кое-какая фразеология, это другое дело.
Раковский. Но нельзя отрицать, что я принадлежал когда-то...
Вышинский. Но вы были арестованы не когда-то, а теперь. Советской властью, и вы вообразили, что в отношении следственных органов Советского государства вы можете действовать теми старыми методами, которыми вы действовали когда-то, когда были в числе революционеров?
Раковский. Это значит, что я в течение 8 месяцев продолжал жить той же старой троцкистской контрреволюционной идеологией.
Вышинский. Вот я про это и говорю. И не только идеологией, но и тактикой.
Раковский. И тактикой. А потом, если разрешите, я скажу.
Вышинский. А потом, как говорится, разоружились.
Раковский. Я вам скажу, что меня заставило...

Продолжение следует…


Рецензии