Из материалов следственного дела Бухарина-123

Утреннее заседание 5 марта 1938 года

Допрос подсудимого Зеленского

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих,
Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Вышинский. А чем тогда объяснить, что 11 августа 1911 года был запрос начальника саратовского губернского жандармского управления по району о том, что "из полученных агентурным путем писем видно, что арестованный вами Зеленский весной или летом сего года будто бы был подвергнут вами обыску. Вследствие того, что сообщения об этом от вас не было, прошу сообщить, достоверно ли это, что послужило поводом к его обыску и какие результаты такового". Выходит, что начальник саратовского жандармского управления 11 августа 1911 года интересуется вашим делом специально. Чем это объяснить?
Зеленский. Я сам - уроженец Саратова, в Саратове привлекался, был связан с некоторыми саратовскими работниками, находился с ними в переписке, и очень возможно, что в той мере, в какой следили за моей перепиской с этими людьми, это могло интересовать жандармов.
Вышинский. Значит, безотносительно к тому, что вы были агентом охранки?
Зеленский. Безотносительно.
Вышинский. А может быть и в этой связи?
Зеленский. Не знаю.
Вышинский. Не знали ли вы о том, что 4 сентября 1911 года начальник оренбургского губернского жандармского управления запрашивал:
"Прошу уведомить, что такое могло случиться за последнее время с Зеленским". То же самое делает начальник самарского губернского жандармского управления. Выходит, что вами интересуются сразу 3 охранных жандармских управления: самарское, где вы были завербованы в июле 1911 г., затем саратовское - 11 августа 1911 г. и, наконец, в сентябре оренбургское жандармское управление.
Зеленский. Да.
Вышинский. Периферия, как будто, довольно широкая.
Зеленский. Периферия та, где я работал.
Вышинский. "Что такое могло случиться за последнее время с Зеленским". Что это значит?
Зеленский. Я не могу дать разъяснения по этому поводу.
Вышинский. Не можете? Вы лично объяснение этому не можете дать? У меня есть объяснения, но я хотел бы узнать это от вас.
Зеленский. Я объясняю следующим образом. Я работал в Оренбурге, в Оренбурге арестовывался, в Оренбурге у меня были точно также связи и люди, которые были со мной связаны. Я думаю, что поскольку при аресте было известно и до ареста было известно о моей работе и в Саратове, и в Оренбурге, жандармские управления этих мест получали уведомления о моем аресте, и, естественно, интересовались, нет ли материалов, которые имеются в саратовском жандармском управлении, могущих уличить или раскрыть кого-либо из находящихся в связи письменной или в иных сношениях в Оренбурге и Саратове.
Вышинский. Но вы посмотрите формулировка какая: "Прошу уведомить, что такое могло случиться за последнее время с Зеленским". Это же формулировка очень определенная: дескать, Зеленский - наш человек, а вы его арестовываете. В чем дело? Что случилось с ним? Только так можно понять. Или по-иному можно это понять?
Зеленский. Я могу сказать следующее...
Вышинский. Можно так понять?
Зеленский. Можно так, а можно и не так.
Вышинский. Вы в 1912 году где находились в заключении?
Зеленский. В самарской тюрьме.
Вышинский. Вы не обращались ли к его высокородию господину начальнику...
Зеленский. Я подал заявление с просьбой вызвать меня для допроса.
Вышинский. Для допроса?
Зеленский. Да.
Вышинский. А не для выяснения вопросов некоторых?
Зеленский. Я уже сказал, что я просил вызвать меня...
Вышинский. Для допроса?
Зеленский. Да. Это было написано в заявлении. Я имел в виду выяснить мотивы моего ареста.
Вышинский. Мотивом ареста для революционера вполне естественно является его революционная деятельность. А вы думали, они вам скажут, кто вас выдал?
Зеленский. Нет, не кто меня выдал.
Вышинский. Что вы хотели?
Зеленский. Я подал заявление с просьбой вызвать меня для допроса.


Продолжение следует…


Рецензии