Из материалов следственного дела Бухарина-124

Утреннее заседание 5 марта 1938 года

Допрос подсудимого Зеленского

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих,
Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Вышинский. А я думаю, что вы не так писали. Разрешите огласить ваше заявление, потом можете спорить.
Зеленский. Простите, разрешите мне сказать, может быть не стоит вам терять время.
Вышинский. Разрешите мне потерять время и огласить:
"Его высокородию, господину начальнику самарского жандармского управления. Прошение. Имею честь покорнейше просить вас вызвать меня в управление или пожаловать в самарскую губернскую тюрьму для выяснения вопросов, связанных с моим арестом, а также разрешите мне свидание с моим братом Яковом Абрамовичем Зеленским". Ваш брат не был агентом жандармского управления?
Зеленский. Нет, не этот, а другой брат.
Вышинский. Как его звали?
Зеленский. Александр.
Вышинский. Он тоже был агентом жандармского управления?
Зеленский. Да.
Вышинский. Какого?
Зеленский. Тоже самарского.
Вышинский. Тоже самарского?
Зеленский. Тоже самарского.
Вышинский. Значит, у вас семейное дело возникло? (Зеленский молчит).
Вам неизвестно, что в 1913 году вами интересовался полицмейстер и почему? Его запрос в самарское губернское жандармское управление:
"По встретившейся надобности, прошу вас не отказать уведомить меня, куда и на какой срок выслан Исаак Аврумович Зеленский". Это вы?
Зеленский. Да.
Вышинский. В июле 1911 года вас завербовывают агентом самарского жандармского управления, в августе запрашивает саратовское жандармское управление и в сентябре оренбургское жандармское управление, -что могло с вами случиться. Наконец, в 1913 году в январе полицмейстер запрашивает, куда вы высланы, на какой срок. Все, значит, с вами ищут связи и заботятся о вашей судьбе. Так это или нет? (Зеленский молчит).
Зеленский. Я думаю.
Вышинский. Я спрашиваю, это факт?
Зеленский. Факты таковы.
Вышинский. Вы скажите, что вы были знакомы с Полонко?
Зеленский. Не знаком, а он являлся агентом, провокатором.
Вышинский. Какое отношение вы к нему имели?
Зеленский. Он был агентом охранки и было предложено мне сноситься через Полонко с охранкой.
Вышинский. Я вопросов не имею сейчас, но прошу суд удостовериться, взять том 51 настоящего дела, там имеется архивная справка исполняющего обязанности начальника жандармского управления Истомина. В этой справке жандармского управления говорится: "Полонко Александр Александрович, аптекарский ученик, железнодорожный служащий"...
Зеленский. Я его родословную не знаю.
Вышинский. Не родословная, но это факт, что "Александр Александрович Полонко состоял секретным сотрудником самарского губернского жандармского управления под кличкой "Новикова". Вы знали его кличку "Новиков"?
Зеленский. Нет.
Вышинский. А у вас какая была кличка?
Зеленский. "Очкастый".
Вышинский. Почему?
Зеленский. Очевидно, потому что носил очки.
Вышинский. Нет, я думаю не поэтому. А еще какая?
Зеленский. "Салаф".
Вышинский. Почему?
Зеленский. Не знаю.
Вышинский. По справке того же жандармского управления в 1910 году, Полонко получал 40 рублей в месяц. Оплата производилась по ведомости номер 25 за 1910 год: "сентябрь-октябрь - 60 рублей, ноябрь-декабрь - 40 рублей, февраль - 60 рублей, март - 60 рублей, в апреле - 100 рублей". А у вас как?
Зеленский. Тоже - 25, 40, 50, тоже 100.
Вышинский. Значит, вы с Полонко двигались параллельно?
Зеленский. Да.
Вышинский. Значит, Полонко установлен у нас документально. Авербух вам известен?
Зеленский. Лично я с ним не знаком, но это та фамилия, на адрес которой я должен был посылать письма в охранку из ссылки.
Вышинский. Из ссылки посылали письма на имя Авербуха. Кто такой был Авербух?
Зеленский. Владелец типографии.
Вышинский. И одновременно агент охранки?
Зеленский. Вероятно, да.
Вышинский. Если вы на его имя посылали свои письма из ссылки, а он должен был их передавать в охранку, вероятно он был агентом охранки?
Зеленский. Да.
Вышинский. Прошу суд удостовериться, что в том же 51 томе на листе 24 содержится протокол допроса арестованного в декабре 1937 года Авербуха Лейбы Моисеевича. Это он?
Зеленский. Я сказал, что имени его не знаю.
Вышинский. "Я имени его не знаю". Но Авербух есть Авербух?
Зеленский. Полагаю, что это тот самый.
Вышинский. И вот Авербух показывает: "Кроме этого, мой адрес использовался самарским жандармским управлением, агентами жандармского отделения, находящимися даже в ссылке. Помню, через меня шли донесения некоего Исаака Абрамовича, находящегося в ссылке". Это вы?
Зеленский. Полагаю, что так.
Вышинский. "Его письма я передавал в жандармское управление", Вопрос: "Персонально кому вы передавали письма Исаака Абрамовича?" Ответ: "Фамилию лица я не помню". Вопрос: "Сколько писем вы передали?" Ответ: "Всего с 1913 по 1916 год я передал четыре-пять писем в жандармское управление".
Зеленский. Я с 1913 по 1916 год не был в Нарыме.
Вышинский. Это не только вас касается, могли быть письма и от других. А то, что касается вас, это факт?
Зеленский. Факт.
Вышинский. Далее он говорит: "Исаака Абрамовича по фамилии Зеленский я не знаю. Мне известен по письмам, пересылаемым в жандармское управление, Исаак Абрамович, фамилию которого я не знаю, письма которого я получал и передавал в жандармское управление". Сам получал 50 рублей в месяц, вы получали больше. Это все вы подтверждаете, обвиняемый Зеленский?
Зеленский. Подтверждаю.


Продолжение следует…


Рецензии