Из материалов следственного дела Бухарина-127

Утреннее заседание 5 марта 1938 года

Допрос подсудимого Зеленского

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих,
Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Председательствующий. Хорошо, но о своей вредительской работе не забудьте сказать.
Зеленский. Я свидетельствую о том содержании вредительской работы и о тех целях, которые преследовала вредительская работа. Я полагаю, что это имеет значение.
Так вот, цели вредительской работы заключались в том, чтобы вызвать недовольство населения плохой работой по снабжению, недовольство работой снабженческих, торговых, в данном случае, кооперативных органов, а этим самым вызвать недовольство против правительства, то есть с явно провокационной целью.
Каким путем я осуществлял эту вредительскую работу? Я завербовал как в Центрсоюзе, так и на местах...
Председательствующий. Фамилий называть не нужно.
Зеленский. Хорошо. Завербовал несколько работников. Содержание вредительской работы заключалось в следующем. Правые организовали перебои в торговле товарами повседневного спроса. Так, например, такие перебои были организованы в Курской области. В первом квартале 1936 года в торговле сахаром. Многие лавки в течение недели-двух не имели сахара. Такого же рода вредительские перебои были организованы в Ленинградской области в торговле махоркой. Такого же рода перебои были летом 1936 года в торговле печеным хлебом в ряде сельских местностей БССР, расположенных в пограничных районах.
Чтобы дать некоторое представление о том, какого характера были эти перебои, я укажу на следующее: из 30 тысяч лавок, которые были обследованы торгово-кооперативными секциями советов и торговой инспекцией, в первом квартале 1936 года не было соли в 3700 лавках. Из 42 тысяч лавок в 2 тысячах лавок отсутствовала продажа сахара. В третьем квартале 1936 года отсутствовала продажа махорки в 1600 лавках из 36 тысяч лавок. Так что это были не единичные явления, а довольно распространенные.
Председательствующий. Вы говорите о себе, а не о них.
Зеленский. Хорошо. Это достигалось следующим образом.
Вышинский. Вы насчет обсчета?
Зеленский. Да.
Вышинский. А насчет масла как обстояло дело благодаря вашей преступной деятельности?
Зеленский. Я перейду к этому. Это я имею в виду осветить.
Вышинский. Это меня интересует по ходу дела следствия, как обстояло дело с маслом. Вы говорили о соли, о сахаре, как вы вредительским образом задерживали продажу этих продуктов населению и так далее. А как было дело с маслом?
Зеленский. Маслом мы в деревне не торгуем.
Вышинский. Я не спрашиваю, чем вы торгуете. Вы торговали раньше всего основным - родиной, а я говорю о том, какие меры предпринимала ваша организация для того, чтобы сорвать товарооборот и лишить население необходимейших первых предметов потребления. Кроме сахара и соли известно ли вам что-нибудь относительно масла?
Зеленский. Я вам сказал, что кооперация в деревне маслом не торгует.
Вышинский. Вы же не кооператор, а вы - член заговорщической организации. Относительно масла вам известно?
Зеленский. Нет.
Вышинский. Например, то, что не выпускали дешевых сортов масла?
Зеленский. Это совсем другое дело.
Вышинский. То есть как другое?
Зеленский. Это я могу объяснить вам сейчас. Я хочу рассказать вам то, что имело отношение...
Вышинский. Нет, вы делите свою деятельность на две части: ваша деятельность как кооператора и ваша деятельность как заговорщика, а я хочу, чтобы вы выступали здесь не как кооператор, а как заговорщик.
Зеленский. Правильно, но некоторую последовательность в изложении мне можно разрешить?
Вышинский. Вы же не докладчик.
Зеленский. Но в отношении изложения моей преступной деятельности известная последовательность должна быть?
Вышинский. Я считаю последовательностью ответы на те вопросы, которые предъявляет вам судебное следствие, и спрашиваю вас: известны ли вам преступные операции в отношении снабжения населения маслом, в частности, дешевыми сортами масла, или нет? Операции, которые были проделаны по указанию вашего "право-троцкистского блока", известны вам или нет?
Зеленский. Да, известны.
Вышинский. В чем они заключались?
Зеленский. Они заключались в следующем: все заготовительные организации при выработке масла пользовались мировыми стандартами, определяющими сортность масла.
Вышинский. Это не то.
Зеленский. Вот это и есть.
Вышинский. Нет.
Зеленский. Как нет? Это производилось...
Председательствующий. Подсудимый Зеленский, не пререкайтесь и отвечайте, по существу.
Вышинский. Вы хотите мне объяснить технику дела, а я хочу выяснить суть этого дела. Вот вы говорили на предварительном следствии, что подрывной характер работы заключался и в следующем: установленная шкала для определения сортности масла, вырабатываемого из молока, приводила к тому, что получалось масло только высшего сорта, дешевого масла на рынок не поступало.
Зеленский. Я это хотел вам сейчас объяснить.
Вышинский. Факт это или не факт?
Зеленский. Факт.
Вышинский. Дальше. Это отражалось на бюджете потребителя. Так или не так?
Зеленский. Правильно.
Вышинский. Вызывало это со стороны населения удовольствие или неудовольствие?
Зеленский, Неудовольствие.
Вышинский. Вы стремились к этому?
Зеленский. Стремились.
Вышинский. Ваша организация стремилась?
Зеленский, Стремилась.
Вышинский. А то масло, которое выпускалось, всегда было доброкачественным, или вы тоже старались сделать его недоброкачественным?
Зеленский. Да.
Вышинский. Были ли случаи, что члены вашей организации, имеющие отношение к масляному делу, в масло подбрасывали стекло?
Зеленский. Были случаи, когда в масле оказывалось стекло.
Вышинский. Не "оказывалось", а подбрасывалось стекло. Вы понимаете разницу: подбрасывалось стекло? Были случаи такие или нет?
Зеленский. Были случаи, когда в масло подбрасывалось стекло.


Продолжение следует…


Рецензии