Связь времен и поколений. Дикое поле

      На карте показаны засечные черты (граница) Русского государства со второй половины  XVI века. По территории Пензенской области они проходили севернее вдоль рек  Шукши, Ломова, Буртаса, Вада, Цны.

  Прошлое моих предков никогда не оставляло меня в покое. Всегда хотелось знать, кто мы и когда появилась на карте Российского государства моя малая родина - село под названием Топориха. Интересно было узнать, какие исторические события происходили на этой земле под названием Пензенский край. В ходе исследования по этой теме я воспользовался информацией из материалов пензенских краеведов.

  Изучая эти документы,  невольно становишься незримым участником тех исторических событий, которые происходили при освоении «Дикого поля».

***

 Здесь я хочу более подробно написать о землях «Дикого поля» в период XVI-XVII   веков, так как моя малая родина находится в границах этого «поля». «Дикое поле» - это земли между Волгой и Доном. С распадом Золотой Орды на ханства эти земли использовались в качестве пастбища для скота кочевников (половцы, нагаи и другие народности). В эти края ходили ценская и кадомская мордва, мещеряки, а затем и русские крестьяне, охотиться на зверя, ловить рыбу, собирать мед диких пчел.

 Через территории пролегали многочисленные дороги и тропы. По ним носились орды степных кочевников, грабивших русские и мордовские земли, захватывая пленных и продавая их черноморских рынках рабов.
 А после присоединения к России Казанского и Астраханского ханств (1552,1556 г. г.) вся территория Пензенского края вошла в состав государства Российского.

***

    Пензенский край находится на стыке лесной, лесостепной и степной природных зон, что естественно отразилось на освоении земель. Освоение этих степных и лесостепных просторов проходило в Пензенском крае в два этапа. К середине XVI века  сложились условия для освоения этих земель, которые занимали как местные народы, так и переселенцы из центральных районов России.    В эти края не от хорошей жизни бежали и крестьяне, их душило беззаконие. И за засекой - границей они распахивали целинные земли. Сюда же переселялись и мордва, чуваши, татары, чьи земли захватывали русские дворяне и бояре. В таких условиях, когда  с одной стороны грабили  «царские слуги», а с другой стороны кочевники, жили самые стойкие и мужественные, свободолюбивые люди. Смутное время в истории государства притормозило эти процессы.
 
    Но уже со второй половины XVI века  на территории Пензенского края появляются первые поселения, затем начинают строиться крепости и к XVII веку создается целая система засечных черт: земляные валы, городки и лесные засеки (завалы). Конные сторожевые отряды, следившие за появлением врагов, немедленно оповещали поселение и войска о вражеском нападении. В октябре - ноябре, когда чаще всего нападали кочевники, а ветры дули на юго-восток, сторожам предписывалось жечь степь, чтобы оставить вражескую конницу без корма.

  Земли Пензенского края входили в состав Белгородской черты. В них были созданы Керенская, Верхнеломовская и Нижнеломовская оборонительные линии. Это позволяло защищать население от набегов южных кочевников – ногайцев, кубанцев. С основанием крепостей В. Ломова и Н. Ломова перекрылась Ногайская дорога - основной путь набегов на эти земли кочевников. После постройки крепости Пензы (1663-65 г. г.) обезопасилась и Сурская (Астраханская) дорога. В этот период основано большинство поселений (города, села) Пензенской губернии. Среди переселенцев в основном были русские, сюда же переселяли и татар-мишарей, мордву. По рекам Выше и Вад расселили мещеру.

  После принятия в 1649 году «Соборного уложения» землю закрепляли за теми, кто на ней жил, но за это надо было нести «государеву службу», охранять границу, выполнять повинности. Служилым людям в Пензенской губернии давали так: князьям и боярам – 200-400 четвертей (100-200 десятин, 1 десятина= 1,09 га, мордовским и татарским князькам, мурзам – 100-200 четвертей а рядовым (казакам, пушкарям, воротникам) – от 8-и до 60 четвертей.

***
 Второй этап освоения «Дикого поля» продолжился  при Петре I  (время правления 1682- 1725 г. г.), связано это было с политикой в Причерноморье необходимостью строительства флота в Воронеже. Служилым людям выделяли поместья и вотчины за засечной чертой.

  Земельные участки «ухожья» давались и определенным лицам за оброк. Стали появляться владения, жалованные царем татарским и мордовским князькам в награду за их переход на службу царю. В первую очередь землю старались получить те, которые уже владели здешними «ухожьями». Так в 1684 году князь Яков, Семен и Андрей Енглычевы получили земли по рекам Мокша, Валовой, Пойме (в границах Нижне-Ломовского, Пачелмского и Белинского районов Пензенской области).

   В этот период каждый стремился овладеть лакомым куском земли (пустоши). Так в 1690 году верхнеломовские дворяне Дорофей Смирнов, Фадей Веденяпин, и солдаты Андрей Кадомцев с товарищами – всего 45 человек, получили в порядке земельного оклада обширную территорию к югу от Верхнего Ломова: от верховьев реки Пачелма и реки Ворона до реки Большой  Чембар. Общая площадь отвода составила около 800 кв. км. А это составляет более половины территории современного Пачелмского района,ее площадь равна 1318 кв. км.

   Правительство также одаривало щедро приближенных бояр и дворян землями за засечными линиями. Эти  земли, находящиеся за границей «дикого поля» интенсивно осваивались и заселялись крепостными  крестьянами.  Наиболее крупные села, основанные на землях «дикого поля», были собственностью дворянских фамилий, широко известных в России. Среди них Нарышкины,  Шереметовы, Черкасские.

 Эта столичная знать старалась набрать себе земли побольше и не гнушаясь, применяли для этого разные способы. Сама земля, как говорили землевладельцы, без крестьян практически ничего не стоила. Для этого они завозили большое количество крепостных  крестьян из Мещеры и центральных районов  России.  Так боярин Кирилл Нарышкин освоил земли в среднем течении Хопра, Князь Мещерский – верховья Хопра, а князь Михаил Черкасский урочище в районе рек Вороны и Поима.


***

   Несмотря на усиление границ  засечными линиями, набеги кочевниками продолжались. Наиболее большие набеги произошли в период  царствования Петра I на юго-восточные земли России в 1707 году и 1717 году. Они являлись частью земель «Дикого поля».

***

 Последнее описывается в документах (летописи Пензенского края - краевед Полубояров М.С.), как кубанский погром. В конце июля 1717 года в земли южных границ России вторглись отряды султана Бахты Гирея численностью до 40 тысяч воинов. Вместе со степняками были беглые крестьяне, солдаты, ранее бежавшие на Кубань. Ударной силой этого войска были кубанские казаки - некрасовцы (Некрасов был сподвижником атамана Кондрата Булавина, поднявшего крестьянское восстание и потерпевшее поражение от правительственных войск). Сильно пострадал Засурский стан, Саранский уезд, кочевники вторглись в пределы Пензенского, Верхнеломовского и Керенского уездов. Крепость Пензы взять не могли и отступились. В полон (рабство) было уведено, по различным оценкам, до 18 тысяч местных жителей. Их продавали потом на невольничных рынках Черноморья (Анапы, Кафы, Судаке), стоимость одного невольника в среднем оценивалась 5 (пятью) лошадями.

  После этого набега по указу Петра I в 1717 году между Пензой и Саратовым были размещены 4-е драгунских полка и нашествия кочевников прекратились.

 Сопоставляя исторические события, связанные с крестьянскими волнениями под руководством вожака Стеньки Разина,  а также набеги кочевников на земли Пензенского края, я пришел к выводу, что эти события обошли стороной территории моей малой родины (Пачелмский, Белинский и Башмаковский районы). На этот период эти земли были пустошью, где в основном пасли скот, охотились, бортничали.

   Освоение земли этого угла Пензенского края началось в 90-х годах XVI века с территории Пачелмского района и в последующем Белинского и Башмаковского районов. Выделенные за службу земли служивым людям активно заселялись выходцами из Верхне- и Нижнего Ломова. К примеру, так  в этот период появились села Пачелма, Старая Толковка, Мокрый Мичкасс,Старый и Новый Валовай.

***
  Меня хотелось понять следующее, как оказались на пензенской земле князья Черкасские. Ведь они являлись владельцами крепостных крестьян (в том числе и моих предков), которых впоследствии переселили в вновь приобретенные земли в Пензенском крае. И первые упоминания об этой семье относится к XVI веку. Так грамота 1686 года показывает, что князь Михаил Черкасский пытался приобрести земли Саранских казаков, но  они их отстояли.
  А вот 21 августа 1694 года житель села Верхнего Ломова Березкин Г. А. передал приобретенные земли князю М. Черкасскому – 15000 десятин пашенной земли и 25000 копен сенных покосов в урочищах рек Ворона и Поима, то есть эти земли моей малой родины.
 Меня очень заинтересовала сделка по приобретению земель князем М. Черкасским у жителя Г. А. Березкина. По моей версии эта сделка фиктивная, постараюсь объяснить свои догадки.

 P.S. Результаты своих догадок об этом, будут в следующей статье. Продолжение следует.


Рецензии
Очень интересно. Спасибо.

Анатолий Шнаревич   17.09.2018 15:48     Заявить о нарушении
Вам спасибо за оценку. Удачи Вам в творчестве. Евгений

Евгений Кошелев   17.09.2018 16:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.