Дизайн, чудеса и общество

ОБРАШЕНИЕ ко ВСЕМ:
желая публиковать постоянно тревожившие меня мысли, - я все время думал - устарела ли моя боль!? Испытывал тревогу до того момента -  когда я почувствовал - в России ничего не сделано для исправления этой ситуации, хотя Союз дизайнеров России мыкается десятилетиями доказывая что СТОЛБ не кривой!? Прочитайте и отзовитесь!

   ДИЗАЙН, ЧУДЕСА и ОБЩЕСТВО
       Г-Д. Израилов 15 июня 2011 года

Культура – это не коррупция, не богатство, а поиск       каждым из нас ежедневного позитива, чувства меры, достоинства и законности! Касается это: и богатых, и бедных,  студентов и профессоров, бабушек и детей…

        Интернет - это как человек, в котором и хорошего и плохого много. Кому - что, выбор за каждым?! Великим множествам человеческих деяний прибавилось великая машина цифровых технологий! Мое частное поклонение вряд ли сможет нарисовать тот Великий образ свободы и чувств,  который дарит человечеству радость и развитие! Благодаря интернету я получаю возможность, не зависимо ни от чьей-то воли, показать свои творческие и интеллектуальные возможности – это расширяет  возможности каждого человека и  будет образовывать  человечества!
         Я художник и дизайнер – получил хорошее образование и  обожаю, что я делаю. Долго ждал, когда общество меня спросит: - о чем переживашь? Оказывается все «мировые окна» заняты теми, у кого локти шире. Я работал и ждал; мне стыдно за телевидение, радио, газет… Я дождался окна Фейсбука, Твиттера и Ватцаба, таких как я может быть не миллиарды, но нас много!!!

          Я не изобрету колесо – но боль моя единственная, поэтому «выставлю» свой анализ о соревновательных масштабах между потребностью современного общества и креативным ресурсом  дизайна. Ситуация судьбы сложилось так, что мне впервые (1998г). пришлось совместить   административную и творческую работу; можно считать, что состоялся  эксперимент судьбы – это было интересно, но полноценностью судьба не облачилась!
 
        Оказался почти невозможно образовать в этой среде подлинного творческого климата!?  Бюрократическая  среда устроена особенно, - как некий обособленный орган, который пользуется общественными средствами для устройства локального бытия! Я был наивен – думая, что социальная среда важнее для «топ менеджеров в политике», чем их личные интересы!!! Поэтому любые качественные проекты профессионалов  не будут реализованы, из-за наличия коррупционно – составляющих частей в этих отношениях!

         Это устойчивое сознание делает чиновника  сильным, а их «компанизированное» сознание работает на настойчивое сохранение благополучия его семьи и поддержки  «друзей» и все это в ореолах анекдотов! Это было бы хорошо, если  не было бы гигантский водораздел между «успешными гражданами» и мыкающим населением, которого жидко разбавлен умирающей частью образованных граждан…
 
         Одной из причин этой социальной беды кроется в некачественном образовании, из-за отсутствия программы, которая должна была культивировать профессионализм в обществе…(Определённо продолжается психология Советов, где коммунист мог быть хамелеоном в разных областях деятельности человека)…
Не работает «творческая  республика» в стране.

         Несогласованные действия людей, облеченных властью, ярко проиллюстрировали оформление Красной площади в Москве к празднованию 9 мая 2008 г. Перед меняющимися ценностями не может быть виноват архитектурный гений Щусева - его МАВЗОЛЕЙ, блестяще вписанный в пространство кремлевской стены, был закрыт плохо нарисованным фанерным флагом государства!!!  Мне лично,  как гражданину страны и профессионалу,  было не комфортно видеть эту картину и это не прибавляет нам достоинство и самоуважение.

         Наши машины, нано, технологии - где?! Очевидно, где нет дизайна, там нет и технологий. Великий технологический прорыв только там, где сплетены вопросы технологий и дизайна. (Вспомните школу «Bauhaus», немцев!)…, у японцев, американцев, европейцев – дизайн правит балом! А наши большие боссы лишь пользуются только «Eple или Macbook»ом? Почему? Мы не дерзим, не учимся хорошему? Наша великолепная Строгановская школа умирает!  А ведь в мире много примеров  государственного регулирования  вопросов, которые должны составлять  национальный интерес! Пока не поймем, что дизайн - это вопрос рационального устройства бытия и национального интереса, мы не поднимем качество всего производимого!

          И недостаточно развития космической и военной промышленностей, общество должно развиваться во всех потребительских  гранях! Мы потребляем чужой  продукт, отодвинув своих творческих и материальных ресурсов! Сидим в ЖО и руки у нас растут из ЖО!... Кто больше всех болтает и обещает публично тот и виноват!
Дизайн – это политика в практике!  Время для создания  программ убегает вместе с цивилизационным опытом!   

         Как каста, художники в СССР были поставлены на службу идеологии и  были отделены от среднего звена коммунистической бюрократии, которые могли бы отрицательно повлиять на качество работы выполняемый  художниками. Эту работу проводили публичные художественно-архитектурные советы, выставочные комитеты, но правили бал функционеры от искусства, они в основном были профессионально образованы и, как правило – «мастера» своего дела… Таким образом «были» котлеты отдельно, мухи отдельно… 
Исключая идеологические установки, эта работа была конструктивной, общественно полезной, несла в себе функцию пропаганды искусства и культуры того общества, в котором жили.

          Но функциональное и практическое использование художника-дизайнера в советском обществе было условным, благодаря чему, может быть, андегаундное искусство развивалось бурно, и запад не преминул этим воспользоваться. В это же время в промышленном искусстве (дизайне) был очевидный застой – исключая военную и космическую отрасли. Художники-дизайнеры, художники-конструкторы на крупных предприятиях СССР писали лозунги, а инженеры рисовали машины - так режиссировали советские «топ менеджеры»!

           Отвергая процесс нулевого результата советской индустрии,  потребители искали и носили только западную одежду – даже трусы и носки?…
На современном этапе рассыпались множественные структуры соцсистемы,  и мы почиваем на лаврах руин или презентуем копии разных систем из запада. Непонятно, какое отношение у государства к предпочтениям общественных ценностей и интеллектуальных ресурсов страны.
 
           Всероссийский выставочный центр, где я работал Главным художником (ВСХВ ВДНХ-СССР ВВЦ) – эта история страны, которая выбрала индустриальное развитие в тех идеологических рамках которая приняла история страны! Сегодня страна терпит фиаско, невозможно выносить это несоответствие! Десятилетиями тратились деньги на разработки новых программы по развитию территории ВДНХа (участвовали в этом разврате программ: немцы, французы, голландцы…) 

          На территории выставки есть концепция будущего, но нет программы, где необходимо было бы проводить конкретную работу по наведению эстетического порядка. Но сегодня продолжается жизнь на территории корявым информационно-рекламным фронтом, а жадные каландайкисти торговли, - затоптали  всю эстетическую систему архитектурно -  ландшафтного пространства выставки. Мы получили в наследство этот уникальный комплекс – эта единственная в мире коллекция памятников архитектуры дворцового социализма (Сталинского ампира), и странно,  почему до сих пор эта территория не вошла под охрану Юнеско? Примеров негативных процессов на территории предостаточно – как отражение всех Российских реалий! Вопрос только в одном: насколько совпадают интересы эстетических требований - личных, общественных и государственных? Очевидно, что они не совпадают!

          Интересы и разборки отражают невразумительное  устройство эстетики архитектурного пространства, ландшафта, а также торговые и рекламные «абракадабры» на территории ВДНХа и в интерьерах павильонов. Много хорошего сделано на территории выставки, но от отсутствия вышеперечисленных констант и системного подхода проигрывает центральная выставочная площадка страны. Мы похожи на беспризорников и  неважно смотримся со стороны…
 
          У нас нет взаимосвязи с системой проектирования  и публичной демонстрацией проектных предложений, не создан креативный раздел по дизайну, не работает Архитектурно-художественные и выставочные советы (если кому-то не нравится эти советские термины можно их поменять, но суть разнообразных мнений для принятия профессиональных решений – постулат общечеловеческих ценностей).  Не обсуждаются публично международные проекты выставок, отсутствуют эксперты и оценщики, снижен уровень профессиональных требований и тематическое качество экспозиций. Кулуарные договоренности решают все!

         В визуальном искусстве все гораздо сложнее, чем, кажется на первый взгляд! Речь идет о качестве ПОКАЗА – умение показывать это тоже искусство. Вина на чиновнике, который думает, что он все знает и умеет! Правят в стране «шоу-балом» люди,  не «из той профессии», но энергичные. Если бы такие группы делали свое дело качественно и профессионально, тогда это можно было бы принять как национальное развитие. Еще раз подчеркиваю, качество любого продукта - это наше национальное достоинство, независимо от масштаба проекта!
 
          Для  нашего понимания, хочу напомнить тем, у кого есть зрительная память, про то, как была оформлена сцена юбилейного концерта Аллы Пугачевой.…  Не хочу анализировать обракдабру на сцене из четырёх букв, но умираю от «зависти» к оголтелому российскому шоу-бизнесу! Эти же бизнес-сценографи привлекаются для проектирования Российских национальных выставок!? Проявляя прыть и усердие в договорных делах, необходимо уметь добиваться качественного сочетания содержательно-художественной части проекта!?
           
          Мы пристрастны к крайностям, по ощущению кажется, деньги стали над национальной идеей!   Немцы не хуже нас живут, выставочных площадей у них не меньше нашего. Посмотрите, на привезенные ими экспозиции: всегда даже в самом незначительном павильончике есть ясность, решение и система который, объединяет все немецкие фирмы в  одном «государственном пакете», и каждый самостоятелен.
Мы отстаем в экспозиционной культуре, у нас нет выставочной ясности. В этом обстоятельстве три недостатка:
- в отсутствии качества общественной жизни;
- в образовательной системе;
- в отсутствие организации существующего профессионального ресурса страны.

Участия России (ВДНХ-ВВЦ) на международных промышленных выставках формализовано, и выполняется на коленях там, где отсутствует профессиональная экспертная оценка, при этом делается очень дорого там, где можно применять интересную для себя схему.

Страна проигрывает из-за некачественной исполнительской работы, допускаемой теми, кто облечен властью или должностью. Подражает этому и бизнес, и школа! А качество работы зависит от качества инвестиций в образования. Всё происходит рядом: полуобразованные, полу инженеры, «полудизайнеры», полуродственники – все они различных уровней компиляторы цифровых технологий.  Это стало явлением, потому что приобрело массовый характер. Эти «ПОЛУ…» - не обременены креативом, незатейливы, удобны - благо, развитие индустрии компьютерных программ подготовленные не нами но используемые нами миллионные тиражи для  применения лжеспецами - к удовольствию их руководителей.

         В основе этих проблем лежит качество образования – разве где-нибудь в мире десятилетиями продают дипломы о высшем образовании в подземных переходах столицы страны? Это что, демократия? Ложь и обман превращены в товар, более того, этот обман с дипломом порождает снежный ком большой халтуры в обществе. Не секрет - в стране функционируют даже фальшь-академики! Визуальный портрет наших городов это полчище бил бордов которое задавило все вокруг. Когда в одном абзаце  мы читаем четыре иноязычных слов - это раздражает и человек теряет интерес к тексту… Это достоинство нации!? Реклама «моего пространства» в основном назойлива, навязчива и многоизобразительна, а отсутствие режиссуры в текстах, затрудняет восприятие  художественного образа и делает рекламу заурядной и невыразительной.
      
          Сегодня ценности меняются: отъем - это сила, ложь - это победа, проституция - это достоинство!? Завтра мы будем вынуждены вернуться к классическим ценностям, но никто не считает масштабы духовных потерь, эта боль, которая отразится на нашем будущем!  Приниженные ценности не выживут, но в архитектуре этот характер времени отображается, и мы с сожалением смотрим на эти  архитектурные экспонаты как немые свидетельства нашего времени… Время полу специалистов в расцвете, и общество не видит мутирующий  общественный  вкус и злокачественную  претензию на эстетику (ТНТ).

          Опасная ситуация в том, что в среде архитектурно-ландшафтной структуры города в целом главенствуют рекламные билборды и заборы, растаптывая эстетику и функцию архитектурного пространства, идет мутация вкуса нового поколения людей.

          Таким образом, торговля, которая была изгнана Христом из храма, оказалась на самом верху, архитектура под ней, люди оказались в цоколе, культура в подвале, искусство в небесах!!! 


СПРАВКА об авторе
ИЗРАИЛОВ ГАЗАЛИ-ДИБИР
Родился в 1942 г. В Дагестане, окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывш. Строгановское)  по специальности - художник-конструктор.
Член Союза художников СССР с 1978г., России, Москвы, Заслуженный художник республики Дагестана
Род деятельности: живопись, станковая графика, монументальное искусство, графический дизайн, выставочная реклама.  Участник 35 групповых и 7 персональных художественных выставок. Издан каталог произведений «Израилов Газали-Дибир, живопись графика» и книги авторских афоризмов  "Свет белее, чем белый цвет" и «Мудроброкки"


Рецензии
вечный поиск позитива - -то проигрыш на длинной дистанции.
но прибыль момента на -том делают хорошо

Светлана Энь   06.11.2022 11:51     Заявить о нарушении
Привет, спасибо за внимание.

Газали-Дибир Израилов 1   18.11.2022 03:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.