Звуки на службе у человека. Ч. 1

    Из серии авторских статей : "Занимательная грамматика"
____________________________________________________________


            Интересная и полезная информация для широкого круга читателей

              Сайты: "стихи.ру", "проза.ру" и другие ресурсы Интернета


                Главы из ранних публикаций

                Часть 1.

              ЧТО БЫЛО ПРЕЖДЕ РЕЧИ, И КАК ФОРМИРОВАЛОСЬ МЫШЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА??


    Речь человека формировалась постепенно,эволюционируясь вместе с ним, под влиянием условий и обстоятельств его быта и окружающей  среды, разумеется, и не в отрыве от условий и обстоятельств  всеобщей жизни на планете Земля в те далёкие времена.
    Накладывали свой отпечаток в разные века и эпохи на развитие, обогащение словаря, совершенствование речи и способы общения  людей между собой, и отношение их к Природе.

      Наблюдения в сегодняшнюю пору за развитием ребёнка (дитя человеческого), а так же за детенышами животных, которые всегда с нами рядом (собак, кошек, коров, свиней, коней и т. д., даже – птицы) показывают, что первичными органами реагирования их на окружающую среду преимущественно являются органы осязания и обоняния и, как бы пассивно – формирующиеся системы слуха и зрения, которые сразу же после появления дитя на свет из лоно матери приобретут преимущество, а в последствии займут лидирующую роль.
 
       И что поразительно - удивительно - это то, что  уже с самого момента своего зачатия, когда  все системы находятся тоже в зачатии, организм способен не только реагировать на осязаемое и обоняемое, но и фиксировать своё состояние, соответствующее моменту, типа – повышение или понижение необходимого температурного режима (холод, жара) или появление в пище матери чрезмерной кислоты, горечи и, тем более – алкоголя или никотина.
 
       Фиксировать, т.е. – где-то «записывать», откладывать информацию состояния организма и его реакцию на раздражитель. На короткий срок, если состояние было единичным. Или - на длительный, если какое-то состояние – приятное ли, вредное ли, противное здоровому организму, периодически повторяется, а значит и – закрепляется.
 От разных факторов - разные состояния и реакции на них - фиксируются организмом, "запоминаются" и накапливаются где-то в мозгу.
     Так формируется ПАМЯТЬ.
    
     Память сохраняет этот, скажем так – образ состояния организма, соответствующий осязаемому или обоняемому факту. И реакцию на него.
  И стоит только организму почувствовать холод или алкоголь, или другой противоестественный здоровому организму раздражитель, как память тут же «выдаст на гора» этот образ состояния, и организм «войдя»  в соответствующее состояние –  соответственно и среагирует.

    Аналогичная реакция на аналогичный раздражитель – это уже рефлекс, выработанный под влиянием повторяющихся условий. Конечно, в утробный период в прямой зависимости от материнского организма, в чреве которого он находится.

    При помощи реакции на Образы состояния идёт «общение» организма ребёнка с организмом матери. Реакция ребёнка – сигнал к размышлению матери – есть острое ежедневно и до сколько хочу, или – воздержаться, ради покоя ребёнка?   
     Пить спиртное, курить, или воздержаться, ради покоя ребёнка?
    Именно, в зависимости и под влиянием состояния материнского организма к
девяти месяцам развития у малыша в памяти  сформируются, накопятся,
 ОБРАЗЫ состояния его организма от осязания и обоняния, в том числе и образы радости, тревоги и других чувств, т.е. – эмоциональные ОБРАЗЫ.
    Не будет в его памяти только ясных, четких ОБРАЗОВ звуков и Образов предметов, их форм, цвета, размеров,порой – целых картин, которые формируются под влиянием слуха и зрения, процесс которых начнётся активно сразу с момента выхода малыша из материнского лона.

   Первый открытый взор увидит впервые Свет, который покажется организму ребёнка после материнского чрева - бесподобным, очаровательным светом, где нет никаких теней! Просто – свет! И память тут же зафиксирует этот Образ чудесного сияния и сохранит в глубинах до самого последнего часа.
    Даже колебание воздуха, первые звуки человеческой речи принимавших роды, может, где-то звучащее пение птички или цикады – все звуки, непонятные, впервые коснувшиеся слуха младенца, сольются воедино и воспримутся им тоже, как сказочная мелодия!
 
    Теперь с каждым днём ребёнок с удивлением будет смотреть на мать, отца, игрушки, вещи, картины природы и – запоминать, фиксировать их Образы. Так начнётся процесс накопления и хранения в памяти ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ.

    Одновременно и Образов различных звуков, начиная со своего «буль-буль","а - а-а-а, ы-ы-ы, кхе - кхе», с ласкового голоса мамы  и – до бесконечности!
     В результате накопления этих различных Образов звуков, Образов созерцания картин, предметов, а также и состояний, чувств в памяти человека ли, животного ли,  начинается сложный  процесс работы мозга – МЫШЛЕНИЕ. 
     Первоначальное - ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
     На этой ранней стадии развития процесс формирования такого - ОБРАЗНОГО  мышления одинаково характерен как для человеческого дитя, так и для детёнышей  животного мира.
      Вот так в те далёкие – далёкие времена, когда человек не особо-то выделялся из мира животных и не сформировал ещё для общения речь, процесс мышления у него, как и поныне у животных, происходил за счёт мыслительных Образов*.
      Человек мыслил Образами представления. Что ныне относят к первой сигнальной системе.


Продолжение следует.

___________________________________________________
* - слова "Образы" и некоторые другие в тексте пишутся с прописной,чтоб обратить особое на них внимание, т.к. здесь нельзя их выделить ни "жирно", ни курсивом - никак.


Рецензии
А моё образное мышление выдаёт такую абстракцию: родился ребёнок, а вокруг него поДАРки, поДАРки, поДАРки, свёртки, пакеты, коробки. И он распечатывает их по одному. Удовольствие уже от того, что он всё это разворачивает. А потом осознаёт, что это всё для него.)

Благодарю Вас, Ольга.
Было интересно и познавательно прочесть.
С наилучшими пожеланиями,

Екатерина Ветрова-Монченко   05.05.2021 07:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Катенька. Красивая ваша абстракция! А моя абстракция - тёмнота погреба, непонятный, но страшный гул и взрывы... Неприятный холод, желание тепла, света и тишины - военный 1941 год... Как и сегодня - хочется миру, после 7-летней военной напряжённости и дискомфорта... С наступающим вас праздником Победы!

Ольга Антоновна Гладнева   05.05.2021 21:23   Заявить о нарушении
Всё войны на Земле - эгоистичные попытки украсть наши поДАРки: Мир, Радость, Уверенность в завтрашнем дне. Мне очень жаль, что Вам пришлось всё это пережить, уважаемая Ольга.

Я желаю Вам Счастья и БлагоДенствия,
С уважением,

Екатерина Ветрова-Монченко   06.05.2021 07:47   Заявить о нарушении