Из материалов следственного дела Бухарина-130

Утреннее заседание 5 марта 1938 года

Допрос подсудимого Зеленского

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих,
Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Зеленский. Я должен коснуться еще одного вопроса. Правые придавали большое значение использованию кооперативного аппарата в антисоветских целях. Я имел задание и преследовал цель засорять этот аппарат чуждыми, враждебными, антисоветскими, повстанческими элементами. Засоренность аппарата Центросоюза видна из того, что в аппарате Центросоюза было при мне около 15% бывших меньшевиков, эсеров, анархистов, троцкистов и так далее. В некоторых областях количество чуждых выходцев из других партий, колчаковских офицеров и так далее, например, в Красноярском крае, Иркутске, Западной Сибири, было значительно выше.
Я давал указания, чтобы не выгонять этих людей из аппарата, имея в виду, что при том разветвленном аппарате в деревне, который имеет кооперация, эти люди могут всегда явиться центром притяжения всякого рода антисоветских элементов и организатором всякого рода повстанческих групп и банд.
Правые имели в виду также использовать кооперацию на предстоящих выборах в Верховный Совет. Но тут ничего сделать не удалось, так как произошел арест. Правые имели в виду использовать сельский аппарат на выставление своих кандидатур в первую очередь в местные кооперативные органы.
Вышинский. В период вашего пребывания в Средней Азии вы вели подпольную контрреволюционную работу?
Зеленский. В период моего пребывания в Средней Азии я вел работу, о которой говорил. Я вел работу по срыву коллективизации.
Вышинский. Вы вели там подрывную контрреволюционную работу?
Зеленский. Я вел работу по срыву коллективизации, что является контрреволюционной подрывной работой.
Вышинский. Значит, вы вели подрывную контрреволюционную работу. Я так вас понимаю?
Зеленский. Правильно.
Вышинский. Затем приехали в Москву? Это в каком году?
Зеленский. В 1931 году.
Вышинский. После этого вы порвали свою связь с вашими сообщниками по Средней Азии?
Зеленский. Я никакой организации в Средней Азии не создавал.
Вышинский. Я про организацию не говорю, а говорю про вашу связь. Прервали свою связь?
Зеленский. Прервал.
Вышинский. А в Москве с Икрамовым не участвовали в нелегальных совещаниях?
Зеленский. Участвовал с Икрамовым на нелегальном совещании у Смирнова, имевшем место в 1929 или 1930 году.
Вышинский. А кто туда пригласил Икрамова? Не помните?
Зеленский. Возможно, что я.
Вышинский. Позвольте спросить обвиняемого Икрамова.
Обвиняемый Икрамов, вы не припомните, как попали на нелегальные совещания в 1929 или 1930 году?
Икрамов. Легальное или нелегальное, сказать не могу сейчас, но у Смирнова было совещание, на которое пригласил меня Зеленский. На этом совещании были все правые.
Вышинский. Кто вас позвал?
Икрамов. Я был два раза: один раз меня пригласил Зеленский, а второй раз Антипов.
Вышинский (к Икрамову). Вас Зеленский приглашал?
Икрамов. Да.
Вышинский. Приводил?
Икрамов. Да.
Вышинский. Связывал?
Икрамов. Нет.
Вышинский. А что?
Икрамов. Не знаю, по каким причинам, но открытых антисоветских разговоров не было, разговаривали намеками.
Вышинский. А не было ли того, что некоторые из участников этого совещания резко высказывались против политики Советской власти?
Икрамов. Я хотел сказать об этом в показаниях.
Вышинский. Были такие высказывания?
Икрамов. Были.
Вышинский. Были, а как же вы говорите, что не было?
Икрамов. Были намеки.
Вышинский. Но намеки достаточно ясные. Например, не было ли там, на этом собрании, допущено прямой клеветы против Кирова?
Икрамов. Была.
Вышинский. Это намек или клевета?
Икрамов. Открытая клевета.
Вышинский. Это антисоветская клевета?
Икрамов. Да.
Вышинский. А Зеленский там участвовал?
Икрамов. Да.
Вышинский. Правильно это, подсудимый Зеленский?
Зеленский. Да.
Вышинский. У меня больше вопросов нет.
Председательствующий. Вы ничего не сказали о ваших антисоветских связях с заграницей. Расскажите в двух словах, как вы пытались использовать некоторые личные связи за границей в антисоветских целях.
Зеленский. Я использовал иностранное бюро Центросоюза в целях тенденциозной и неправильной рассылки информации о состоянии кооперации, об ее отношении с Советским правительством. Подчеркивая самостоятельный характер кооперации и преувеличения ее хозяйственно-политическое значение, я пытался вести разговор...
Вышинский. Вы скажите прямо, использовали ли вы свое положение, будучи председателем Центросоюза, в аппарате, в котором находилось иностранное бюро, для антисоветской контрреволюционной деятельности за границей?
Зеленский. Я думаю, что рассылка тенденциозных...
Вышинский. Тенденциозных с антисоветским уклоном провокаторских сведений. Это есть антисоветская работа?
Зеленский. Все бюллетени проходили через тщательную цензуру.
Председательствующий. Говорится не об официальных сношениях.
Зеленский. Других не было.
Вышинский. Тенденциозность была?
Зеленский. Да.
Вышинский. Она проходила через цензуру и все-таки оставалась?
Зеленский. Да.
Вышинский. Вы умели использовать легальные возможности в нелегальных целях?
Зеленский (молчит).
Председательствующий. Вы пытались договориться с английскими кругами об оказании возможной помощи на случай восстания против Советской власти?
Зеленский. Я эти показания давал Прокурору.
Председательствующий. В ваших показаниях имеется фраза: "договориться с этими руководителями об оказании возможной помощи на случай восстания против Советской власти". Вы подтверждаете это или нет?
Зеленский. Подтверждаю.
Председательствующий. Как же это вы пытались использовать?
Зеленский. При свидании с неким Александер...
Председательствующий. Кто этот Александер?
Зеленский. Лидер английской кооперативной партии, входящей в состав рабочей партии. При проезде его я ставил вопрос о том, как отнеслись бы английские кооператоры, если бы в Советской стране к власти пришли правые. Какую помощь они могли бы оказать правительству правых.
Председательствующий. Александер эту помощь обещал или воздержался от ответа?
Зеленский. Александер заявил, что он приветствовал бы приход правительства правых. Что касается помощи, то он заявил о том, что английские кооператоры могут гарантировать получение, во всяком случае, таких кредитов и такой помощи, которая была предоставлена Советскому правительству во время эмбарго.
Председательствующий. У вас вопросов больше нет, товарищ Прокурор?
Вышинский. Нет.
Председательствующий. Объявляется перерыв до 6 часов.



Продолжение следует…


Рецензии