Из материалов следственного дела Бухарина-138

Вечернее заседание 5 марта 1938 года

Допрос подсудимого Бессонова

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих,
Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Председательствующий. Садитесь, пожалуйста. Заседание продолжается. (Обращаясь к Прокурору.) У вас есть вопросы к подсудимому Икрамову?
Вышинский (к Председательствующему). У меня есть вопрос к подсудимому Бессонову.
Председательствующий. Пожалуйста.
Вышинский. Я хотел бы, подсудимый Бессонов, чтобы вы несколько уточнили один факт относительно свидания с эсером Масловым. Вы говорили в первый день процесса, что получили от Пятакова задание связаться с эсерами.
Бессонов. Да, я об этом говорил.
Вышинский. Вы это осуществили через кого?
Бессонов. Речь идет о связи с "трудовой крестьянской партией".
Вышинский. Эсеровской?
Бессонов. Базой которой являлись остатки бывшей эсеровской партии.
Вышинский. Значит, речь шла о связи с "трудовой крестьянской партией", состоявшей из остатков бывшей эсеровской партии?
Бессонов. Да, правильно.
Вышинский. Продолжайте.
Бессонов. Осенью 1934 года, во время моего очередного свидания с Пятаковым, он впервые коснулся моего эсеровского прошлого, в особенности внимательно расспрашивал меня о вологодском периоде моей работы. Я дал ему подробную характеристику деятелей эсеровской партии по северной группе, в том числе характеристику Сергея Семеновича Маслова, являвшегося в прошлом и являющегося в настоящее время руководителем "трудовой крестьянской партии", которую он основал, будучи в эмиграции за границей. Я спросил Пятакова, для какой цели он интересуется моим эсеровским прошлым. Пятаков сказал, что у него на этот счет имеются соображения, навеянные отчасти разговорами с правыми и отчасти возникшие у него самостоятельно. Действительно, перед моим отъездом в Берлин, примерно через месяц после этого разговора, Пятаков попросил меня повидаться с Масловым, аргументируя необходимость этого свидания следующим образом. Во-первых, у него имеются указания, идущие из "право-троцкистского блока", что "трудовая крестьянская партия" располагает довольно значительными кадрами деревенской интеллигенции, главным образом, среди кооператоров и агрономов. По своим программным и тактическим установкам она представляет из себя организацию, с которой легко можно и нужно установить контакт. Так как я хорошо знаю Маслова по прошлой работе, когда еще был в эсеровской партии, и так как я живу постоянно за границей, то ему представлялось, что я являюсь подходящей кандидатурой, чтобы произвести зондаж относительно соглашения с "трудовой крестьянской партией".
Вышинский. Соглашения "трудовой крестьянской партии" с кем?
Бессонов. Пятаков говорил от своего имени, то есть от имени троцкистов и от имени блока. Как я уже упоминал, мысль о соглашении родилась у него отчасти самостоятельно, отчасти под влиянием разговоров с правыми.
Вышинский. Не помните ли, с кем он вел эти переговоры?
Бессонов. Никаких фамилий он не называл.
Вышинский. А имелся в виду?
Бессонов. Я думаю, что кто-нибудь из работников Наркомата земледелия, потому что в ходе дальнейших переговоров с Масловым выяснилось участие работников из Комиссариата земледелия.
Несколько позже, после свидания с Масловым, я получил задание - связать Маслова с работниками, бывшими в Чехословакии.
Вышинский. У вас это свидание с Масловым состоялось?
Бессонов. Состоялось, но не в 1934 году, а в 1935 году летом.
Вышинский. Где состоялось?
Бессонов. В Праге.
Вышинский. А почему в Праге?
Бессонов. Маслов живет постоянно в Праге.
Вышинский. С какого времени он там живет?
Бессонов. По моим данным, он живет в Праге с 1922 или с конца 1921 года.
Вышинский. После Октябрьской революции он вскоре переселился в Прагу?
Бессонов. Я не могу точно сказать, но мне кажется, что Маслов эмигрировал из Советского Союза в 1921 году.
Вышинский. Словом, он, по вашим данным, уже долгое время проживал в Праге?
Бессонов. Да.
Вышинский. Чем он там занимался?
Бессонов. Он издавал там журналы и газеты.
Бессонов. А на какие средства?
Бессонов. Это выяснилось в разговоре с ним...
Вышинский. На какие средства он издавал газеты и журналы?
Бессонов. В начале разговора выяснилось, меня тоже занимал этот вопрос, чем он располагает.
Вышинский. Или на какие средства он существует?
Бессонов. Материальные возможности у него хорошие. Он полагается на своих старых друзей. Когда я сказал об этой стороне дела, Маслов говорил, что он получает средства от "трудовой крестьянской партии". Родилась эта партия в 1921 году.
Вышинский. Меня не интересует, как она рождалась, какие у нее идеи, а на какие средства она жила?
Бессонов. Вы хотите, чтобы я ответил, на какие средства?
Вышинский. Да, если вам известно.
Бессонов. Он сказал,-что подобно тому, как вы. Я обращался от имени Пятакова.
Вышинский. Кто это-вы?
Бессонов. Вы-это троцкисты. Он сказал, что если вы не гнушаетесь получать средства для своей работы, то еще в меньшей степени это можно ожидать от Маслова. Он откровенно сказал, что у него имеются источники финансирования из польских, румынских и югославских кругов.
Вышинский. То есть, попросту говоря, как это переложить на язык действительных отношений?
Бессонов. В каждой из этих стран существует довольно большая прослойка правящего класса, которая заинтересована как в деятельности "трудовой крестьянской партии", так и в деятельности "право-троцкистского блока".
Вышинский. То есть, иначе говоря, они находились у них на содержании?
Бессонов. У этих кругов.
Вышинский. У этих реакционных буржуазных кругов?
Бессонов. Да.
Вышинский. А не были ли эсеры связаны с разведками?
Бессонов. В начале разговора с Масловым выяснилось, что он имеет связь с организацией Гёнлейна.
Вышинский. Что это за организация?
Бессонов. Организация Гёнлейна настолько общеизвестна...
Вышинский. Все же расскажите о ней.
Бессонов. Это есть организация, которая ставит перед собой задачу присоединить к Германии Богемию. Это организация, которая и по форме, и по содержанию является фашистской организацией.
Вышинский. Маслов издавал свои газеты и журналы и, в то же время, сам существовал, и его организация находилась на содержании реакционных кругов буржуазии Польши, Румынии, Югославии?
Бессонов. Да.
Вышинский. Кроме того, он связан с другими организациями?
Бессонов. Он связан с организацией Гёнлейна.
Вышинский. Что это за организация? Чем она является?
Бессонов. Агентурой немецкого фашизма в Чехословакии.
Вышинский. Следовательно, он связан с немецкой разведкой?
Бессонов. Я в этих вопросах привык к точности.
Председательствующий. Будьте добры, говорите громче.



Продолжение следует…


Рецензии