Волшебное слово

 Баба Маня умерла скоропостижно и тихо. Утром, как обычно, она позвала сиделку, чтобы та помогла ей одеться, села на кровать и вдруг, охнув, откинулась назад и перестала дышать. Сердце её остановилось. Было бабе Мане в ту пору без малого 88 лет…
 За неделю до этого она, предчувствуя недоброе, захотела причаститься.  В храме она и раньше бывала редко, а последний год и вовсе не могла ходить – ноги не слушались. Священник три раза откладывал свой приход по разным причинам: венчание, похороны, праздничные службы. Баба Маня терпеливо ждала, перечитывая молитвы перед причастием. И вот, наконец, долгожданная исповедь, разрешительная молитва, причастие.
 И без того немногословная, баба Маня в тот день совсем не разговаривала, погружённая в раздумья. А на другой день вкрадчиво заговорила, попросив совета.
 – Не знаю, как быть: сиделка на меня сердится, говорит, что я ей указываю, а она и сама знает, что делать надо. Как мне с ней разговаривать, не знаю…
Стоило над чем поразмыслить. Сиделка была женщиной добросовестной, работящей, обычно беспрекословно выполнявшая всё, что от неё требовалось. Только постоянные назидания могли вывести её из равновесия. Видно, бабушка её допекла.
 – Вы, наверное, в начальниках ходили, когда работали? – осведомилась я.
 – Конечно, – не без удовольствия ответила баба Маня.
 Баба Маня действительно долгие годы проработала главным бухгалтером большого завода, ей было, чем гордиться. От завода ей выделили средства на постройку собственного дома, как ветерану войны и труда. Теперь, живя в этом просторном доме на окраине села, она получала хорошую пенсию. Недавно дом отремонтировали, покрасили. Жить бы да радоваться! Вот только здоровья не было. Часто можно было слышать, как она, всхлипывая, просила Господа призвать её к Себе и окончить её мучения на этой земле. Но дни шли, а Господь, казалось, её не слышал.
 Ухаживая за бабой Маней последние два месяца, когда ей стала требоваться посторонняя помощь, я познакомилась с её немногими соседями, которые навещали старенькую бабушку. Как правило, баба Маня встречала их, сидя в кухне за столом. У неё был такой важный вид, что она напоминала Старуху из пушкинской «Золотой рыбки», когда та была столбовою дворянкой. Когда с ней здоровались, она отвечала лишь небольшим наклоном головы. Когда ей приносили продукты, она спрашивала цену и молча открывала кошелёк, чтобы расплатиться. И тут же перечисляла, что ей надо купить к следующему разу.
 Свою близкую подругу, живущую по соседству, она называла только по фамилии, так что я долго не знала, как её зовут. Для меня было удивительным, как человек, который хочет быть здоровым, сам никому никогда здоровья не пожелал. Ведь слово «здравствуй» и означает: «Будь здоров!..»
 Когда я уходила на воскресную службу в храм, баба Маня просила записать о здравии только внуков, которых очень любила, а их родителей «забывала». Когда я напомнила о них, она резко отвечала:
 – Нечего их поминать, они мне не помогают…
 Размышляя над этим, я рискнула заговорить с бабой Маней о… вежливости.
 – Я у вас уже не первый месяц, но ни разу не слышала, чтобы Вы кому-нибудь сказали «спасибо»…
 Старушка молчала.
 – Может быть, Вы не знаете, – продолжала я, – что слово «спасибо» происходит от старинного выражения «спаси, Бог». Так благодарили человека, который оказывал какую-нибудь услугу. Этой фразой просили Божьей помощи в спасении души, что считалось целью жизни любого христианина. Таким образом, поблагодарив человека, желали ему добра. Соответственно, добро возвращалось ответным добром тому, кто его пожелал. Со временем последняя буква фразы «спаси, Бог» исчезла – получилось «спасибо», но смысл от этого не изменился: чем чаще желаем спасения другому, тем больше надежды на то, что Господь поможет и нам…
 Баба Маня слушала молча.
 – Что касается слова «пожалуйста», то его употребляют перед любой просьбой: тогда она будет выполнена без возражений и с большим желанием. Поэтому слова «спасибо» и «пожалуйста» ещё называют «волшебными словами»… Попробуйте в разговоре с сиделкой чаще использовать эти слова. Увидите сами, какой будет эффект!..
 Баба Маня смотрела на меня в упор. Глаза её повлажнели. Возникла пауза. Мы молча сидели друг против друга. И вдруг я услышала еле слышное: «Спасибо…» Волна радости подхватила меня, и я расцеловала онемевшую было старушку.
 После этого случая бабу Маню, как будто, прорвало: она уже не стеснялась произносить «волшебные слова», благодарила при каждом удобном случае. Было видно, что какая-то тяжесть упала с её души, а слова благодарности стали приносить ей истинную радость. Жизнь для бабы Мани наполнилась смыслом. Она, казалось, навёрстывала упущенное за многие годы, вспоминая всех, кому она не сказала в своё время этих добрых слов, как будто боялась, что не успеет отдать долг вежливости – и благодарила, благодарила… Просторный, но одинокий дом на окраине села наполнился душевным теплом и светом.

 …Через два дня бабы Мани не стало. Когда мы сидели с сиделкой за поминальным столом, она с искренним удивлением рассказывала о том, что в последние дни старушка сильно изменилась: она постоянно благодарила за любую мелочь, чего раньше с ней никогда не было. Я же, в свою очередь, удивлялась мудрости Промысла Божия. А женщина, читавшая в эти дни Псалтирь по усопшей, призналась, что читать ей было очень легко: как никогда! Знать, были услышаны молитвы рабы Божией Марии.


Рецензии