Путешествие в страну землетрудильцев

А мы просо сеяли
Ой Дид-Ладо сеяли
 
А рЪще му Сварг
Iде сыне моiе до те красе вЪщны
а тамо зрящеше тва денде а бабе
А тiто о радощех i веслiах те зрящете
Плакста зела до днесе
а тедо iма бяшеть возрядовастеся
о жiвоте твем вЪщнем
до конца конец
А вокраще сiа тама не вемее
Яко вое ясуне
iмяхом iна мета
нiже Грьцi
а iмяхом Славу iну
А такожде дозредемо до Рае наше
а узржехом квенте красне
а древа а луцi
А iмемо вяну вянiте
одо поль тех
жiтву трудiтi
а яшень пълоте
а пшено просово сбiряшете
до закуте Сврожiа
И речет ему Сварог: Иди, сыне мой, к этой красе вечной и там узришь твоих деда и бабку. А они-то в радости и веселии тебя узрят! Плакали [они] много доныне, а теперь им будет возрадоваться о жизни твоей вечной до конца концов". А краше того[, что] там, не ведаем.
Как воины ясные, имеем цель иную, не как у Грецей, и слава у нас иная. И так дойдем до Рая нашего и узрим цветы прекрасные и деревья, и луга. И нам свивать снопы, на полях тех жито убирать и ячмень веять, и пшено просовое собирать в закрома Сварожьи (перевод Н. Слатина).
Влескнига. Дощ.7. Исходные тексты
https://vk.com/doc399489626_470333464
О возделывании проса, одной из самых древних культур, писал еще Геродот в своей Истории, примерно в 480г. до н.э.:
IV.17. Ближе всего от торговой гавани борисфенитов а она лежит приблизительно в середине всей припонтийской (северное причерноморье) земли скифов) обитают каллипиды — эллинские скифы; за ними идет другое племя под названием ализоны (Амазоны, или алазоны, славенский народ, погречески значат самохвалов; видно, что сие имя есть перевод, славян, то есть славящихся, со славенского на греческий. - Михайло Ломоносов. О России прежде Рурика. 3. О дальней древности славенского народа. Древняя Россiйская исторiя. 1766 https://www.runivers.ru/lib/book6868/187028/ ). Они наряду с каллипидами ведут одинаковый образ жизни с остальными скифами, однако сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом. Севернее ализонов живут скифыземледельцы. Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, еще выше их живут невры, а севернее невров, насколько я знаю, идет уже безлюдная пустыня. Это — племена по реке Гипанису (Южный Буг) к западу от Борисфена (низовья Днепра).
Плиний Старший в своей Естественной истории, написанной примерно в 77г. н.э, в книге XVIII Зерновые культуры энциклопедически описывает процесс посева, цветения, сбора различных зерновых культур, обычно привязывая эти времена к восходу или заходу Плеяд (Волосынь). О просе и могаре он пишет:
...Самых злаков тоже два вида, различных по времени посева: озимые, которые, будучи посеяны около захода Плеяд, прорастают в земле в течение зимы, как пшеница и ячмень, и яровые, которые сеются летом и до восхода Плеяд, как просо (milium), могар (panicum), кунжут (sesama), шалфей (horminum), ирио (irio), по крайней мере, «по италийскому обычаю». В Греции, впрочем, и в Азии все сеется с захода Плеяд;
...Из проса во многих местах делают хлеб; из могара редко.
...Просо особенно любят в Кампании, где из него делают отличающуюся своей белизной кашу. Приготовляется из него и очень вкусный хлеб. Сарматские племена по преимуществу питаются этой кашей, а также сырой мукой, с подбавкой кобыльего молока или крови, выпущенной из жил на бедре у лошади. Эфиопы не знают никаких злаков, кроме проса и ячменя...
http://annales.info/ant_lit/plinius/18ks.htm
Клавдий Элиан (177-222г. н.э.) в «Пестрых рассказах» сообщает: «Меоты и савроматы [употребляют в пищу] просо...» (Claud. Aelian. III.39).
 
Среди лесов, холмов и полей, на первозданных славянских землях, раскинулась деревня росичей, живущих в гармонии друг с другом. Они возделывают землю, поклоняются древним богам и духам, передают свою мудрость маленьким детям. Среди них – пытливый мальчик Ратибор. Он быстро растет и жадно учится у взрослых стрельбе из лука, резьбе по дереву, общению с природой. Но самый главный урок, который получает Ратибор от отца, – превыше всего ценить свободу. Эти слова зазвучат с удвоенной силой, когда к деревне подступят чернобородые хазары, и славяне встанут против них стеной...
- Коль хазары придут, кто убирать то будет?
- Придут аль нет, а ты паши, да сей. Верить надо в лучшее. Жизни ждать
- Смерть не страшна, Ратибор. Страшна жизнь в неволе. - Живя для жизни, росич всегда выбирает свободу. Нет смерти, Ратибор. - Сердечность наших связей на Земле дает желание продолжить жизнь и после смерти. Мы встретимся.
Мультфильм «Детство Ратибора» 1973, СССР, реж: Роман Давыдов
https://www.youtube.com/watch?v=we5VkZjHyX0


Рецензии