Ирина. 1981, встреча через год

(Глава из неопубликованной повести «Про меня и про Ирину», продолжение повести «Поезд №192 Ленинград-Свердловск»)
   
 Разогнался 1981 год. Уже мужики: достойные и не очень, отпраздновали свой мужской праздник, и отдарили цветы нашим любимым в марте; и шуткам в апреле обменялись, и потрудились безвозмездно на улицах на благо родного города. Май: демонстрация, День Победы. Уже и третью декаду мая разменяли.
    
     Из Перми – тишина.
     Я оканчивал второй курс.

     Мне в плане учёбы с моим днём рождения не повезло. Во время учёбы в это время начиналась зачётная неделя. Не порезвишься. Не до веселья. Армия во многом меня изменила. Я остро стал понимать, что без специальности нормальной жизни не построить.
     А день рождения – он приближался. Приближалась, соответственно и годовщина возвращения из армии – для меня это 23 мая, день, когда мы покинули полк. Была и ещё одна дата – 24 мая – год, как познакомились с Ириной.
     В те годы субботы в вузах, да и в школах, были в обязательном порядке учебными.
    
     Вот она и суббота 23 мая 1981 года. Стандартный учебный день. По расписанию только две пары физвоспитания с 8-30 утра. Нравилось мне такое расписание: реально быть дома в час дня и ещё целый день впереди. В основном по субботам и проводили время вместе с Олей. Стали снова с ней сближаться.

     Режиму армейскому я не изменял. Вставал рано, сам, без будильника.
В ту субботу, чуть повалялся подольше. Солнце пробивалось через щёлку между шторами. Нарисовался из далёкой юности образ Тани, стоящей у окна в ярких лучах солнечного света. Настолько реальным было видение.   Не забывалась Таня.
Так вот и жил в мозгах треугольник из Тани – Оли – Ирины. А я в центре.

     Зашла бабушка в комнату.
- Проснулся? Тебе телеграмму «Молнию» (так называли срочные телеграммы) принесли, мне в руки не дают, тебя просят.
     Вышел. Вручили. Расписался в получении.
     «Встречай 23 мая центрального входа ж/д вокзала 14-00 местного тчк Ирина»
     Сердце заколотилось. Читаю ещё раз. Глазам не верю. Никакая Ирина, кроме одной, не могла мне прислать телеграмму.
     Изучаю полностью телеграмму. Подозрительным кажется место отправки – из Свердловска.  Время отправки 5-05.
     Бабуся тут как тут:
- От кого?
- Ба, у меня, возможно, гостья будет. Ты уж прибери свои лоскутки и нитки. По всей квартире растаскали. Сообрази, чем угощать будем.

     Еле дождался окончания «физры».
Совсем не хотелось гонять мячик по полю. Не люблю я эту игру. Хоккей - вот моя стихия. Тихонечко смотался минут на 20 пораньше.

     Еду от УПИ на троллейбусе №12, выхожу у гостиницы «Свердловск» и в подземный переход. Куда тороплюсь? До встречи ещё полтора часа. Сбавил шаг.
Вышел из «подземелья» на другой стороне. Достал сигаретку, прикурил, медленно пошёл в сторону вокзала.
      День солнечный, но прохладно. Иду очень медленно. Но при этом догоняю впереди идущую девушку, которая шла ещё медленнее меня.
      Стройная фигурка, аккуратная причёска из чёрных волос, сбегающих на плечики. Из- под бежевого плащика – красивые ножки. Ну лапушка, не иначе! Идёт, не торопится. Сумочка на плечике. В правой руке, что-то типа карты города. Или путеводителя.
      Я не стал обгонять, сбавил шаг и пристроился в «кильватере». Было желание обогнать и заглянуть ей в лицо. Чтобы уж точно быть уверенным, что красавица. Но внутренний голос пристыдил: - «Сыров, ты идёшь на свидание к девушке, воспоминание о которой уже год не дают покоя. Не стыдно тебе самому за себя?». И я послушался.
      Девушка повернула в сторону центрального входа в вокзал, но прошла мимо него дальше, туда, где раньше была стоянка такси. Или скажем так: к правому крылу вокзала, если смотреть на здание с привокзальной площади, от «Варежки» - памятника танкистам.
      Я же завернул в центральный вход и вышел на первую платформу. До назначенного времени целый час. Облокотился на ограждение не далеко от входа в вокзал со стороны первой платформы и снова закурил. А в голове ералаш. Всё смешалось. А вдруг розыгрыш? Что только в голову не лезло.
      Рисовались одна за другой картинки нашей встречи:
- то она бросается ко мне в объятия;
- то мы медленно подходим друг к другу и протягиваем навстречу руки и…;
- то у неё, увидев меня, начинает кружиться голова, и я успеваю её подхватить, прежде чем она упадёт…;
Короче: куча сценариев, как в фильме «Бумбараш», в сцене его возвращения с войны.
       А тем временем, я уже почти докурил сигаретку до фильтра, повернул голову вправо.
       Со стороны правой арки шла девушка. Конечно, я узнал её по одежде и её чёрным волосам. Это была та девушка, за которой я шёл по всей площади. Она смотрела на меня и улыбалась. Стройненькая, и очень красивая. Редко таких увидишь.
       В голове мелькнула мысль:
- Вот дурёха, что улыбаться незнакомому парню. Ненормальная, что ли? Или эта…. Только рано что- то на «работу» вышла! На что свою красоту разменивает? Я затянулся, сигаретой ожёг пальцы, метко закинул окурок в урну. Отвернулся от красавицы. Слабость у меня такая: не могу я смотреть долго на красивых девушек. Смущаюсь.
      Она прошла, а я чувствовал, что она смотрела на меня. Но я глаз не поднял. Посмотрел ей в спину, только когда она входила в вокзал. Она не оглянулась.
      
      Время тянулось как резина. Выкурил не одну сигарету. Оставалось десять  минут.
Пошёл на исходную позицию. Метрах в тридцати от входа. Пришлось подождать минут семь.
      И тут я вижу, идёт мне навстречу всё та же девушка, за которой я шёл почти от самого выхода из подземного перехода, та, которая улыбалась мне на перроне, а я принял её за девушку древнейшей профессии. Идёт и улыбается, почти смеётся. И такая красивая! Ах, Сыров – и там и тут, то всё была ИРИНА!
      Кто-то испытывает минуту славы. Для меня же это были МИНУТЫ ПОЗОРА!
В поезде запоминал её личико, несколько раз пытался запомнить. Не получилось.
Зато полторы тысячи солдат полка знал в лицо и почти всех и по фамилиям…. Специалист хренов!
       Вот теперь оправдывайся!
И всё же я обнял её, глядя в её весёлые глазки, сказал, что я не ожидал, что она такая красавица. Даже не узнал.
      Хотел поцеловать, но сдержался. Сердце билось с частотой 120, если не больше.
      Я уговорил её поехать ко мне. На такси очередь, Огромная толпа. Дольше стоять будешь, чем до Химмаша доедешь.
        - Виталик, а что, только на такси надо ехать? Поедем на автобусе, - сказала Ирина,- я не гордая, - и засмеялась.
     И правда, на троллейбусе днём не более 50 минут езды. Уселись в троллейбус №1, в народе «Кол».

     Был момент, когда Ирина, похоже, пожалела о том, что согласилась поехать ко мне. Как потом Ирина вспоминала:
        - И едем, и едем,  едем, и едем.
      Всё же далековато Химмаш от центра города. Город кончился, халупы частные начались (Это Ирина так ул. Щербакова охарактеризовала). Потом вообще пустырь – это район плодоягодной станции перед Нижне-Исетском. Потом опять частный сектор, но хоть за ним, за прудом, стали виднеться высокие дома. Тогда только её напряжение спало. Испугалась, что завезу в глухомань.

      Подумал ли я тогда об Оле? Да – подумал. Но с раннего утра не стал ей ничего говорить – суббота, она просто спала ещё в то время, когда я поехал на занятия. Я хотел всё ей сразу сказать, как вернусь домой.
      
      Зашли во двор. Как назло, двор «оккупирован» бабушками – старушками - языкастыми сочинительницам. Как куры на насесте в курятнике. Три скамейки и на всех они, кудахчут. По интересам расселись.
      Когда мы подошли к моему подъезду, нас было видно со всех трёх скамеек. Воцарилась тишина. Немая сцена как в «Ревизоре» Н.В. Гоголя.

      Познакомил Ирину с бабушкой. Бабуся была нарядной. В комнатах идеальный порядок. Только едой не пахло. Почему-то не пахнет пирогами? Это её любимое дело для гостей испечь.
      Принял у Ирины плащ. На Ирине тоже трикотажное платье, в котором она предстала предо мной в купе. Чёрные волосы ниспадали на плечики.
       Ирине предложил душ. Она отказалась, сказав, что у неё уже всё с утра было и даже парикмахерская. Поезд её пришёл около пяти утра, потому успела всё. И телеграмму дать!
       Так вот почему телеграмма из Свердловска в 5-05 утра отправлена!
        - Ты есть хочешь?
        - Я пообедала в начале первого в кафе. Пока ещё нет.
        - Ирина, чем же ты занималась до встречи?
        -Гуляла, город в окрестностях вокзала посмотрела. Билет на обратный путь купила.
        - На какой день? - у меня комок в горле.
        - Сегодня, 22-30.
      Я пригорюнился. Но успокоил себя: что-нибудь придумаю.
      Потом  накрывали стол. Бабушка настряпала чуток пельменей Надо было купить Шампанское. Я предупредил и убежал в магазин. Вернулся быстро. Тортик, конфеты, Шампанское. И водку – на всякий случай. (Вот - пьянь, то)
 
      Возвращаясь, у подъезда встретил Олю
       - Ну что? Это Иринка? - после приветствия спросила Оля.
       - Да, она!
       - Я уж думала, что Танька твоя к тебе вернулась. Похожа из далека. Красивая, смотрю.
      Оля не унималась. Кто Олю за язык тянет? Столько лет прошло. Эх, Таня, Таня!
       - Я увидела вас в окно из кухни. Поздравляю. Нет, и правда красивая девочка. Молоденькая совсем ещё. Я успела рассмотреть пока вы через двор шли,- помолчала немного и продолжила, - значит, вечер у меня сегодня без тебя. Виталик, а Ирина, правда, красивая. Что, мне-то не сказал?
       - Я не успел, сам только рано утром телеграмму получил.
       - Ну, вот и наступил тот роковой день для меня. Сама напророчила. Надо было соглашаться замуж за тебя. Ты не переживай, я слово своё сдержу. Не буду я тебе мешать. Значит судьба моя такая. Целую. Удачи. Я уверена, Ирина будет твоей.
     И опять Оля за своё:
       - А, ведь и правда похожа. Хотя Оля умеет навязать своё мнение. А я вечно ведусь на Олины выдумки. 
     Оля… Оля… Бедная девочка. Ну что я мог поделать? Мы же обоюдно договорились. Теперь будем расхлёбывать, только теперь уже врозь. Нет не врозь!

     Описывать ничего не буду. Всё банально.
     Я выманил у Ирины билет, якобы посмотреть. Доверчивая девочка подала его мне.
       - Ой, - я порвал билет пополам, - Ай,- я разорвал билет на 4 части.
       - Виталь, ну что ты наделал? – воскликнула Ирина.
     А ведь испуга на лице то не было.
       - Завтра купим тебе билет на проходящий. Ещё май и потому проблем с билетами нет! Тебе на работу в понедельник?
       - Конечно, на работу!

     Было небольшое застолье. Бабушка наблюдала за нами. Глаз с Ирины не сводила. Мне было понятно, что бабушке она явно понравилась.

     Остановлюсь на важных моментах этой встречи, которые в будущем сильно повлияли на ход наших отношений с Ириной.
     Я не торопился сказать ей о том, что влюбился в неё. Она и без меня это понимала. Влюбится – это мало. Надо любить. Об этом мне хотелось сказать позже. Не в первый вечер. Как-то мне неудобно было пользоваться тем, что как, ни крути, а она первая приехала. Можно подумать: будто навязывается. А где же ты, товарищ Сыров был целый год? 

      Вечер незаметно подоспел. Стало тепло. Теплее чем днём. Часов в шесть пошли погулять. Надо и поговорить было.
      Слава богу, со двора мы ушли без визуального «конвоя» соседок.
      У меня один вопрос: почему не отвечала на большинство моих писем?
        - А ты специально делал вид, что не узнал меня. Специально, да? Может, решил сперва на меня посмотреть: может и не стоит встречаться. Я ведь это так восприняла.  Отвернулся, взгляд потупил! Так?
      Я рассказал, как всё было!
        - Прямо сразу на меня вышел? Я тоже вышла из этого перехода. Я из парикмахерской из гостиницы «Свердловск» шла.
     Ирина смеялась до слёз, когда я сказал, что я подумал о той девушке. Ирина совсем развеселилась:
      - Не смеши меня, а то описаюсь!!
      - Не узнал. Я не ожидал, что ты такая красивая. Я даже смутился.
      - Да ладно тебе, какая уж там красавица, - сказано это было безо всякого кокетства.

      С этим разобрались! Не затаила Ирина на меня обиду за мой конфуз.
Мы шли по тенистой дорожке, над которой куполом смыкались ветки боярышника. Нас никто не видел. Ирина остановилась, взяла меня за плечи. Смотрела мне в глаза. Я наверно покраснел. Я никак не мог привыкнуть к её красоте. Как всегда, не могу смотреть в глаза красивым девушкам. Сразу глаза вниз….

     Ирина поведала мне, что рассказала своим подружкам о нашем знакомстве. Из рассказа я понял, что не одобрили её подружки. Велели забыть всё. Тем более, что целый год пишет, но не приезжает. Значит он плохой. А мужикам только одного и надо.   

     Мы вернулись домой.
     Дома бабушка сказала, что завтра надо мать встретит на остановке троллейбусной. Так часто бывало, когда мать ездила в командировку в Тюмень. Она возила кучу бумаг. Подала мне телеграмму.
Не вовремя! Хорошего мало можно ожидать.

        Вечер закончился неожиданным прибытием отчима. Он ехал из отпуска. Стекались у меня, видимо ко дню моего рождения. Мои предки тогда стали практиковать раздельный отпуск. Не знаю почему.
Отчим, его звали Иван Андреевич «обалдел» от присутствия девушки у меня дома в столь поздний час.
       Ирина уже умылась и переоделась в халатик. Она не пользовалась никаким макияжем и потому нисколько не изменилась. Оставалась такой же яркой и красивой.
     Отбой пришлось отложить.

     Минут через тридцать бабушка объявляет, что они уходят спать к соседке. Это давняя подружка бабушки. Жила она в соседнем подъезде одна в двухкомнатной квартире.
      - Вы уж тут сами решайте, кто и где спать ляжет. Постельное я выложила.
    Ирина немножко заволновалась, смутилась, щёчки зарделись.

     Бабушка с отчимом ушли. Для Ирины видимо это стало щекотливой ситуацией. Я не стал смущать девочку.
      - Ирина, выбирай сама, в какой комнате спать будешь? И не смущайся, и не бойся.
     Ирина выбрала мою комнату. Диван её больше прельстил. Застелили постель. Я дал возможность Ирине, не стесняя её, уложиться в постель.
Подсел рядом к ней с краю. Она немножко волновалась.

     Долго говорили. Я так и уснул рядом с ней. Ничего у нас с ней не было. Просто спали рядом. Спал на краю дивана в спортивном костюме. А она спала под своим одеялом. Только ночью она во сне положила на меня руку, осторожно потом убрала.

     Когда утром встали, никаких смущений ни у меня, ни у Ирины не было. А я, правда, позже считал, что этим я доказал Ирине, что подружки напрасно убеждали её, что мужики только одного и хотят.

     К 10-30 пошли встречать мою мать. Но не встретили. Вернулись домой. Мать дома. Вся взъерошенная, нервная. Похоже, и слезу пускала. Зыркнула на Ирину. Ирина, мне показалось, даже съёжилась. Зато бабушка с отчимом неимоверно весёлые.
Отчим матери говорит:
       - Вот, видишь, а ты не веришь! - и засмеялся.
    Я понять ничего не могу! Не успел рта открыть, мать заговорила.
       - Как же так? Почему нам не сказал, что женился? – и в слёзы.

     Через минуту я понял, в чём дело. Это была наиглупейшая шутка отчима и бабушки. Автора идеи я так и не выяснил. В содружестве творили глупые шутки.
     Мать моя, как всегда, изменила уже выработанным правилам – она сошла на другой остановке, не на той, где я всегда встречал её. Зачем – совершенно не понятно. Ведь и идти с той остановки дальше. Вот почему мы не встретили её. Хоть за встречайся. Она просто не доехала до той остановки, где мы её ждали. 
     Пришла в дом и поинтересовалась, почему я не встретил её. На что получила ответ:
       - Так ушли они встречать
       - Кто они?
     Авторство следующей фразы не установлено.
       - Пока ты по северам и командировкам мотаешься, Виталька, то женился! Такую девочку хорошенькую в дом привёл!
     Это была роковая фраза. У мамы истерика. Хоть и мать – вот дура - дурой. И эти двое ещё масло в огонь подливали.

     Мама потеряла разум. Она кипела. Хоть и сказали ей, что они пошутили, но над Ириной уже тогда сгустились тучи. Мать всё время испытующе-оценивающе рассматривала Ирину.
      Ирина смущалась. Мать за обедом начала допрос про родителей, про учёбу и прочее.
      Я через три минуты вывел мать в кухню, грубо попросил её заткнуться. Да так и сказал.
       - Ирина в первую очередь моя гостья. И не твоё дело вести ей допрос. Смени тему и тон общения. Что ты набросились на девочку. Ей всего 19 лет. Она не обязана давать тебе такие отчёты. Ведёшь себя как следователь на допросе.
      Вернулись. Вроде посадил на цепь. По-другому и не скажешь.
Но мать уже оскалила зубы, хоть и не было видно, рычала про себя.
      Ирина нечаянно уронила рюмку коньячную. У рюмочки отвалилась ножка.
      Бабушка (сунулась тоже) сказала:
        - Посуда на счастье бьётся. Не переживай Ириночка.
      Потому, как бабушка назвала гостью Ириночкой, я понял, что бабушка осталась без ума от Ирины. 
     И тут опять мама:
        - На счастье своя посуда, а не чужая бьётся! – зло и ехидно это прозвучало.
        - Галя, ты, что озверела совсем? Ты угомонишься сегодня? – сказал отчим.
     Как же мне было стыдно тогда! Как было стыдно! Подло со стороны матери.
Слава богу, Ирина успела покушать. Я предложил уйти в мою комнату. Ирина просто убежала.
     Я извинился перед Ириной. Сказал, что вот такова моя мамаша. Извини.

     Мы ушли гулять по Химмашу. В дом совсем не тянуло. Пошли в наш местный ресторанчик. Назывался он «Уктусские горы» - в простонародье – «Уктусское горе». Там всякие казусы случались – даже суп на клиента официантки проливали.
     Сходили и в кино: был тогда на Химмаше кинотеатр «Экран». Сидели на 24 ряду, последнем. Это ряд для влюблённых. Вот что смотрели – не помню.
     Потом вернулись домой. Всё время находились в моей комнате.

     Эх, часы на цепочке, а время бежит - не удержишь. Надо было уезжать на вокзал.
     Ирина попрощалась с моими, мы уехали.

     Грустно было расставаться. Я видел, что настроение у Ирины было на нуле. Что она думала в тот момент? Каким теперь она представляла меня?
«Яблоко от яблони не далеко падает». «Не родит свинья бобра, а того же поросёнка»
Вот этого я больше всего боялся, что Ирина теперь так и думала.

      Договорились, что приеду после сессии в конце июня. Ирина дала телефон вахты, но сказала, что не все вахтеры приглашают к телефону. Но дала надежду, что на межгород может, и, пригласят.
      Всё. Поезд встал на платформе. До последнего мы стояли у входа, нервируя проводницу. Поезд увозил от меня Ирину.
      Слов любви и признаний так и не прозвучало. Была не та ситуация и каждый из нас прекрасно это понимал.
      Я поздно, уже к ночи, вернулся домой. Никого из своих видеть я не хотел.
      
      Завтра, в понедельник нет лекций. Два зачёта из семи сданы. Можно съездить, проставить зачёт в зачётку по физкультуре. Ещё нужен был учебник. Значит ещё в библиотеку.

      Достал водку и напился. Кошки на душе скребли, раздирая её до крови. Что же за мама у меня такая?
      А я не решительный. Счастье моё держалось на тонкой паутинке.

Следующая глава: http://proza.ru/2018/08/09/1544


Рецензии
Да, Виталий, мама Ваша сложным человеком была. Это и по другим рассказам было заметно. Но хорошо, что все как надо сложилось.

Елена Харина   09.06.2021 10:30     Заявить о нарушении
Да, но родителей не выбирают. Мне грех обиду держать на маму:до 10 лет одна воспитывала и образование помогла получить. Не беда что в рванье ходил до определённого возраста, да и сам я не модник.
А в своих рассказах пишу факты: что было - то было....
Спасибо

Виталий Сыров   10.06.2021 07:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.