Судьбы

Мы не можем знать своей судьбы, можем лишь выстраивать ее чередой собственных поступков, ответами на предложения, которые получаем, пожа-луй, каждый день. Принимая эти вызовы или отказываясь от них, строится судьба каждого из нас.
***
Колпаков Фёдор Зотович был немного моложе ХХ века. Он родился в сентябре 1903 года в деревне Колпаченки Вятской губернии. На двадцатом году жизни Фёдор оставил родные места и перебрался в город Котельнич, устроился в Вятское пароходство, белые кораблики которого своими неутомимыми колесами «перемололи» воды всех рек великой русской равнины. Фёдор Зотович в начале 1931 года обзавёлся семьей, взяв в жены красавицу Марию. Перед войной один за другим в их семье появились трое детей. Всё чем жила семья деда, чем жили многие миллионы советских семей, в одночасье разрушила война.
Фёдора Колпакова Родина позвала в октябре 1941 года. А перед этим он простился с экипажем своего парохода «Котельщик», на котором проработал долгое время. Он уходил на фронт, а большинство товарищей, оставались на судне, продолжали работу в тысяче километров от войны и от боёв. Сложно сказать, что испытывал он, прощаясь с друзьями и кораблем. «Может быть навсегда!?». Горькая, но такая обычная в эту стропотную пору мысль, наверняка, рождалась в уме Фёдора и его друзей. Кто-то из них может быть, даже жалел Фёдора, глядя ему в след. Но никто не знает своей судьбы.
Он уходил на фронт вместе с группой из 15-20 односельчан. Старшая дочь Валентина сохранила память дня, который, как вспышка молнии вре-зался в сознание ребёнка. Под слёзы и причитания женщин и детей они дви-нулись в свой путь. До железнодорожной станции мужчины должны были идти несколько километров по берегу реки Вятки. Лишь ветви молодых бе-рёз под напором мощных порывов ветра призывно махали в спины уходящих мужчин, бросая к их ногам последнюю жёлтую листву.
Через некоторое время какая-то девчушка, призывно крича, догнала рассыпавшийся строй. Это была Валя Колпакова.
– Уходя, папа забыл дома свой нож, – выпалила она.
– За тобой пришла, Федя. Вот ты и вернёшься, – подвели неутешитель-ных итог мужчины, собравшиеся вокруг них.
Но никто не знает своей судьбы.
Тяжёлыми были бои на Курской дуге. Особо отличится, дедушке дове-лось 29 июля 1943 года в бою у деревни колхоза «Красный Маяк» Орловской области. «В числе первых красноармеец Колпаков ворвался во вражеские траншеи и, действуя смело и решительно, забросал их гранатами, уничтожив при этом 3-х немецких солдат. В наступательных боях тов. Колпаков всё время находился впереди, воодушевляя своим примером других бойцов», – спустя несколько дней напишет в своём приказе командир 1345 стрелкового полка майор В.П. Асадчий. За тот бой Фёдор Зотович был награжден медалью «За отвагу».
Свой последний бой дедушка принял 18 ноября 1943 года. Он получил тяжёлое ранение, но выжил, долго лечился, но смог поправиться и встать на ноги. А вот для командира полка Павла Викторовича Асадчего та яростная схватка и сам тот ноябрьский день тяжелейшего 1943-го года стали последними в жизни. Ведь мы не знаем своей судьбы.
В марте 1944 года Фёдор Зотович вернулся на родину. Проведя не-сколько дней дома, он уехал в город Котельнич, надо было возвращаться на работу. Но на привычном месте в Затоне он не застал родного парохода. Его назначили на другое судно – пароход «Тунгус». На его расспросы о родном кораблике, Фёдору Зотовичу скупо отвечали: «На фронте».
С войны пароход «Котельщик» и его экипаж не вернулись. Дедушка трудился в пароходстве до марта 1958 года, когда в одном из рейсов скончался от сердечного приступа, далеко от семьи и родных. Ведь мы не знаем своей судьбы.
Судьба «Котельщик» и его экипажа была не известна никому долгих тридцать лет. В 1974 году на дне Чудского озера советскими водолазами были обнаружены остовы двух судов: немецкого сторожевого корабля и воткнувшегося в него носом парохода «Котельщик». Из рубки нашего утлого «колесника» был поднят металлический сейф с вахтенным журналом. Записи в журнале и рассказали о последних героических часах «Котельщика» и его мужественной команды.
Весной 1944 года с началом освобождения советской Прибалтики в по-мощь Балтийскому флоту и был передан вятский «Котельщик». Наш мирный пароход выполнял задания по доставке военных грузов к кораблям и фортам. В ночь на 15 августа 1944 года был получен приказ: из Финского залива по реке Нарве пройти в Чудское озеро и, взяв десант, доставить его на противоположный берег для высадки в тылу врага.
Ночью 16 августа после выполнения боевой задачи в тумане «Котель-щик» натолкнулся на немецкий сторожевой корабль. Мощный, бронированный быстроходный катер против деревянного парохода постройки 1873-го года. Наши моряки приняли неравный бой. Враг, имея превосходство в вооружении, нанес нашему судну тяжелые повреждения. Прямым попаданием снаряда была сбита дымовая труба, выведены из строя обе зенитные пушки и их расчеты. В корпусе судна образовалось несколько пробоин. Оставшиеся в живых вятские речники приняли мужественное решение – таранить вражеское судно. После удара оба корабля затонули. До утренней зари нашей Великой Победы оставалось еще долгих 265 дней.
***
Мы не можем знать своей судьбы, можем лишь выстраивать ее чередой собственных поступков, ответами на предложения, которые получаем, пожа-луй, каждый день. Принимая эти вызовы, не отказываясь, не прячась от того, что несет нам каждый миг этой жизни – вот так и строятся судьбы настоящих героев.


Рецензии