Дым заводских труб

1
  На закате в саванне собрались музыканты и танцоры в ярких нарядах. Музыканты играли на барабанах и нгомби, а остальные танцевали, звеня ожерельями и браслетами.

  Неподалёку от них проходил светский раут, где также присутствовало много нарядных людей. Некоторые дамы даже были одеты как цветы, выделяясь на фоне одетых в смокинги кавалеров многочисленными рюшами-лепестками. Все они неспешно прогуливались и непринуждённо беседовали друг с другом. И все они были актёрами - их снимал на видео молодой искусствовед Теодор.

  Он стоял у камеры, засучив рукава клетчатой рубашки и время от времени почесывая бородку. Из-за высокого роста ему приходилось слегка склоняться к видоискателю. Он был полностью поглощён процессом, пока наконец не закончил съёмку и не поблагодарил актёров.

  Теодор долго изучал произведения искусства, в основном живопись и скульптуру. А после расставания с возлюбленной решил сам заняться чем-то подобным. И его выбор пал на фотографию и кинематограф. Теодор снимал дебютную короткометражную картину, не совсем представляя, что в итоге получится.

  В поисках вдохновения Теодор отправился на лекцию небезызвестного профессора Ламбрекена.

2
  Профессор Ламбрекен, специалист в области философии и эстетики, откашлялся и начал свой рассказ:


- Они встретились на закате; он - состоящий из разнообразных углов, даже с лицом-шестиугольником, весь правильной формы; она - созданная из воздушных шаров и блестящих частиц пыли, переливающихся при каждом её движении, мягкая и круглая.

  Долго бродили возлюбленные по цветочным полянам, хвойным лесам и песчаным пляжам. Они радовались друг другу и своей любви. И родилась у них дочь, самая прекрасная на всём свете. Она была геометрически правильной, как её отец, и мягкой, как мать. Прохожие на улице не могли оторвать от неё взгляда; где бы она ни появлялась, всё внимание было приковано к ней. Девочка росла и становилась всё краше. Поэты сочиняли в её честь стихи, композиторы посвящали ей лучшие свои произведения, а художники писали её дивные портреты.

  Каждый день к девочке приходили люди, чтобы полюбоваться на неё. Её это печалило.

- У меня нет ничего, кроме моей прекрасной внешности! - горестно восклицала она.

- Но одного этого достаточно, чтобы люди, восхищаясь тобой, забывали обо всём и, уходя, предвкушали новые встречи с тобой, - отвечали ей.

  И девочка стала просто наслаждаться жизнью, радуя всех, кто её видел.

  - Уважаемые слушатели, это был рассказ о Красоте, - с улыбкой закончил профессор.

  И Теодор решил, что попробует воспеть в своих работах Красоту.

3
  Собрав в рюкзак всё самое необходимое, Теодор отправился в десятидневное путешествие по маленьким прибрежным городкам. Ему предстояло побывать в E25, H14, N18 и, конечно, в AB33. И в каждом из них он искал Красоту, для чего взял фото- и видеокамеры.

  За время путешествия Теодор повидал много всего. И кирпичные дома с геранью на подоконниках; и площади с фонтанами и велопарковками; и спортзал, где тренирующиеся видны в окнах и готовы выбежать за пределы помещения; и заброшенные улицы с наглухо закрытыми ставнями в старых домах; и узкие переулки, в которых расположились небольшие магазины и кафе; и живописную фабрику по изготовлению витражей; и студенческий городок, где царила атмосфера размеренности; и изображение земного шара на стене одного из многочисленных увиденных им зданий.

  Сначала Теодор очень старался запечатлеть как можно больше того, что казалось ему красивым. А потом задумался о словах профессора Ламбрекена, а именно о том, что представляет собой Красота.

- "По словам профессора, - размышлял он, - Красота является сочетанием противоположностей. Воздушного и лёгкого с жёстким и тяжёлым. Это звучало прекрасно, а как же это увидеть?..."

  С этими мыслями Теодор бродил по широким проспектам города AB33, среди жилых домов, витрин магазинов и цветочных клумб, обводя взглядом окружающий мир. И вдруг он замер, увидев вдали дым.

- "Пожар?!" - сразу подумал Теодор и из любопытства двинулся в ту сторону. Оказалось, что дым идёт из разноцветных труб огромного завода. Теодор вздохнул с облегчением и тут же хлопнул себя по лбу (чем вызвал удивлённые взгляды прохожих): а не это ли Красота, воздушное и жёсткое? Живописные облачка дыма над заводом, чем не сюжет для фотографии, можно даже видео снять.

  Так он и сделал, и нашёл получившиеся материалы неплохими. И потому, весьма довольный своей работой, отправился обедать.

  Угощаясь запечённым картофелем и плавленым сыром, Теодор задумался о том, чтобы устроить небольшую выставку, посвящённую путешествию по прибрежным городкам. Он написал сообщение своему брату, чтобы поделиться идеей, и тот поддержал Теодора. "Примемся за работу" написал он.

4
  В темно-синих костюмах и ярко-розовых галстуках-бабочках стояли Теодор и его брат у входа в маленькое светлое помещение выставочного зала с огромными окнами, встречая немногочисленных посетителей первой выставки Теодора.

  На стенах были развешаны цветные и черно-белые фотографии тех мест, где побывал бывший искусствовед. А на выступающую широкую колонну проецировался "видеоарт": клубы дыма над разноцветным зданием завода. Играла тихая музыка.

  Посетители выставки рассматривали фотографии и останавливались перед колонной, чтобы ознакомиться с работой завода - вернее, с Красотой, какой её увидел Теодор.

- Как ты думаешь, я смог донести свой взгляд на идею профессора Ламбрекена? - спросил Теодор брата.

- Я увидел её так же, как и ты, - ответил он. - А сказать что-то больше не могу, восприятие слишком субъективно. Было бы интересно узнать мнение профессора!

- Это ты здорово придумал, - рассмеялся Теодор. Дама, рассматривавшая фотографию неподалёку, строго взглянула на братьев - расшумелись! На что они пожали плечами и заулыбались.

  Вечером третьего дня выставки пришёл высокий мужчина в элегантном костюме. Он прошёлся вокруг, понаблюдал за видеороликом и загадочно улыбнулся, а затем обратился к братьям:

- Это ваши работы?

- Да, мои, - выступил вперёд Теодор. - Могу рассказать о них подробнее, если пожелаете.

- Благодарю. Позвольте задать вопрос - неужели работа завода - это Красота, как отмечено в описании экспоната?

- Да, именно это я имею в виду.

- Как Вам удалось увидеть её в дыму и трубах? - недоверчиво спросил Теодора собеседник.

- Согласно концепции профессора Ламбрекена, - стал рассказывать Теодор, - Красота есть сочетание противоположностей. Вот дым - он лёгкий, а вот здание - довольно увесистое, не так ли?

- Не могу не согласиться, разумеется.

- И вот почему это Красота - ибо две характеристики как бы дополняют друг друга, создавая новый образ!

- Да, понятно, - пробормотал посетитель. - Это невероятно любопытно.

  На следующий день он снова пришёл и на этот раз представился:

- Меня зовут Басби, я руковожу небольшим предприятием, занимающимся изготовлением наушников. Думаю, было бы здорово, чтобы Вы рассказали моим сотрудникам о своих работах. Можно ли попросить Вас сделать перезнтацию в нашем офисе?

- Неожиданное предложение, - удивился Теодор.

- Если надумаете, позвоните мне, - попросил Басби, протягивая ему визитку.

  Теодор кивнул, уже приняв решение выступить.

5
  В назначенный день бывший искусствовед и новоиспечённый фотограф вошёл в многоэтажный офисный центр. Он немного волновался, приветствуя Басби и следуя за ним в зал, где уже был подключен проектор и сидели зрители. Они выглядели серьёзными и дружелюбными.

  Теодор поприветствовал их, подошёл к компьютеру и вывел на экран фотографии. Видеоролик был представлен в конце презентации. Теодор начал свой рассказ. Одновременно он наблюдал за публикой и размышлял о том, как странно и грустно, должно быть, этим людям работать по много часов каждый день в одних и тех же помещениях; а на дорогих им людей и другую жизнь времени остаётся так мало! Но долго Теодор об этом не думал, поскольку нужно было сосредоточиться на его рассказе.

  По окончании всей презентации было много вопросы, на каждый из которых Теодор непременно старался дать ответ.

  Басби поблагодарил его за прекрасный, по его мнению, рассказ. Они выпили по чашке кофе и тепло распрощались друг с другом.

6
  Когда Теодор вернулся на свою выставку, он первым делом заметил, что брат очень-очень взволнован.

- Как всё прошло? - быстро спросил он.

- Было просто замечательно, - ответил Теодор. - Но скажи мне, что-то случилось?

  Вместо ответа брат кивнул в сторону единственного посетителя выставки - им оказался профессор Ламбрекен! Теодор разволновался ещё больше, чем на презентации. Он откашлялся и подошёл ближе к профессору. Тот повернулся и сказал:

- Добрый день.

- Добрый день.

- Это Ваши фотографии, да?

- Да, мои.

- Очень впечатляет!

- Благодарю.

  Немного помолчав, Ламбрекен указал на видеоролик и спросил:

- И это Вы назвали Красотой?

- О, да.

- Очень оригинально, должен заметить!

- Я хотел бы поблагодарить Вас за вдохновение и определение Красоты, - решительно сказал Теодор.

- Меня? - удивился Ламбрекен.

- Да, потому что именно на Вашей лекции я узнал, что такое Красота.

- Правда? - улыбнулся профессор. - Теперь начинаю понимать... Точно! Как интересно, как неожиданно, что Вам удалось так воплотить в искусстве эту идею! И я рад, что внёс скромный вклад в это. Просто невероятно!

  Теодор и его брат тоже улыбались.

- Я надеюсь, что Вы ещё продолжите поиски Красоты, ибо она многогранна, - восторженно сказал профессор Ламбрекен. Теодор заверил его, что непременно продолжит. И профессор, попрощавшись с братьями, покинул выставочный зал и весело зашагал по улице.


Рецензии