Нормировщик

Самая первая должность, которую я занял на заводе, именовалась "Нормировщик".
Что это такое? Это одно из звеньев управления низовыми структурами завода, которыми являются цеха.
Цех был механический, не очень большой, примерно 60-70 человек, из которых большинство были станочники, а остальные - руководящий и обслуживающий персонал.
Что должен был делать нормировщик?
Готовя задание станочникам, мастер цеха выписывал наряд, на котором обозначалось, что и как должен был сделать станочник.
К наряду прикладывался чертеж, и все это вместе попадало к нормировщику. Он должен был, руководствуясь каким-то нормативами, а чаще всего своей интуицией, определить, сколько времени потребует обработка данной детали или узла и проставить это на наряде.
После этого на основании тарифной сетки, исходя из стоимости одного часа работ по соответствующему разряду, высчитать полагаемую сумму и также проставить ее на наряде.
Таким образом, рабочий, приходя на свою смену, должен был обнаружить у своего станка заготовку, которую надлежит обработать и наряд, на котором прописано, что надо сделать, и сколько он за это получит.
Вначале, я просто был в растерянности.  Ведь я не станочник, к тому же, вообще с  ними  почти не сталкивался. Поэтому мне было очень трудно определить время, потребное для обработки той, или иной детали.
Я вынужден был обращаться к начальнику цеха. Он, в прошлом классный токарь, с готовностью мне помогал.
Иногда я даже обращался за консультацией к главному инженеру. Он в юности сам был нормировщиком на Путиловском заводе в Ленинграде, и прекрасно разбирался в этих вопросах.
Он всегда очень благожелательно принимал меня и помогал. Мне кажется, что именно этот период заложил те основы нашей дружбы, которая продолжилась несколько десятков лет.
Иногда рабочие оспаривали нормативные показатели. Никого не интересовало какое время обработки там обозначено. Главным  всегда были рубли. 
"Вы что, такую махину за 12 рублей обработать? Не буду я эту работу делать"
Каждый раз надо было разбираться. Иногда я уступал, иногда они. Обе стороны не хотели, чтобы распри выходили за пределы цеха.
В конце месяца все наряды суммировались, и выводился заработок каждого человека в отдельности, и  сумма по цеху в целом.
Слабо разбираясь тогда в экономике, я был убежден, что основную кухню по зарплате ведем мы. Со временем я узнал и понял, что вышестоящие органы планируют заводу всего три показателя, связанных с заработной платой.
Это были:
1. Общая численность персонала.
2. Средняя заработная плата одного работающего.
3. Общий фонд заработной платы (который выводился путем умножения первого показателя на второй)
Когда я заносил в конце месяца сводный реестр руководству завода на утверждение, меня вначале удивляло, что они проделывают какие-то манипуляции с моими итоговыми цифрами, и только потом подписывают разрешение на оплату.
Со временем я понял, что, видя в реестре количество лиц и их общую заработную плату, он выводил средний заработок на человека.
Конечно, он всегда превышал нормативный. Но учитывая, что все цеха старались иметь
численность ниже плановой, это позволяло, не выходя за пределы допустимой суммы, поднимать реальный средний заработок существующим рабочим,  в особенности по ведущим цехам, примерно до уровня 1,5.
Было много и других тонкостей, которые я со временем понял.
В цехе было 4-5 человек, высокой квалификации, так называемой рабочей аристократии. Они делали погоду в цехе, и даже по заводу в целом, в союзе с такими же лицами с других цехов. С ними очень считались, создавали для них определенные льготы.
Но зато они всегда поддерживали руководство, и с их помощью можно было осуществить любую новацию в цехе. Кстати они много помогали и мне.
Если возникал конфликт из-за нормы, я часто привлекал для разборки кого-либо из них.
Они  очень часто урезонивали спорящего, что норма правильная, а если хочешь я тебе покажу, что это можно сделать за значительно меньший срок.  Спорить с ними никто не хотел.
Однако выполнение  указанных условий  требовало, чтобы у названных  лиц всегда был стабильный заработок, примерно на 25-30% выше, чем у всех остальных.
Для нормировщика это составляло огромные трудности. Нормировать надо было так, чтобы потом выйти на искомую величину. А ведь случались и такие периоды, что для них работы не было. Но это не важно. Они не должны страдать.
Второе условие, которое должен был понимать нормировщик, состояло в том, что основная масса станочников, это специалисты средней руки, но это именно они дают план.
Если они будут обижены, то могут уйти, а мы, завод, находящийся за городом, где найдем новых специалистов?
Значит надо регулировать так, чтобы у них  всегда была заработная плата, приемлемая для их уровня, И вообще быть внимательными  к этой  категории рабочих
Это вызывало необходимость, начиная с середины месяца, отслеживать по каждому станочнику, что он успел заработать с начала месяца.
Очень часто приходилось подсказывать руководству цеха, что у такого-то человека сильное отставание, и надо подобрать ему лучшую работу, чтобы он немного восполнил недобор.
Наш завод серийную продукцию не выпускал. Он был ремонтно-механическим. Поэтому была возможность свободного маневрирования работами.
Должен сказать, что все эти меры, вместе взятые,  позволяли не допускать текучести кадров и воспитывали в людях определенную привязанность к своему заводу.
Экономические службы завода крайне отрицательно относились в высокой переработке норм.
Они суммировали часы, проставленные в нарядах, и получался значительный  перебор.
А  рабочие, как я уже говорил, на часы никакого внимания не обращали, их интересовали только рубли. Так мы стали завышать разряд на выполняемые работы.
Это проверить экономические службы никак не могли.
Ставя вместо третьего разряда пятый, мне для достижения, допустим 5 рублей, требуется уже не два часа, а полтора.  В результате, суммарное количество часов удавалось занизить на 30-40%, и, хотя, перевыработка все равно сохранялась, но уже была в тех пределах, которая считалась допустимой.
Чтобы иметь возможность переплачивать рабочим выше норматива, всегда был необходим недобор кадров, о чем я уже упоминал. То есть, работы, рассчитанные на 100 человек, делает 70. Каждому понятно, что зарплата этих 30 человек, которых мы не взяли, распределяется между 70 фактически работающими.
Но здесь надо было внимательно следить, чтобы средства, которые мы переплачиваем своим сотрудникам, не превышали бы тех, которые полагались на вакантные должности.
И, наконец, еще одна премудрость тех дней.
Если у Вас в цехе есть значительное число молодых работников, то ли из ПТУ, то ли учеников, их зарплата, как правило, пока они не "оперятся", была ниже средней, что создавало некоторый запас для решения нужных задач.
В свете изложенных мною, существовавших в то время правил или действий, может возникнуть вопрос : "Если, столько  показателей фактически подгонялись, нужно ли было вообще заниматься нормированием?"
Я думаю, что да, непременно. Подгонки разного рода касались все же малой части  работников. А для большинства в полном объеме работали нормативы 
Выполнение нормативов фактически гарантировало получение сравнительно нормальной зарплаты.
И, во-вторых, нормирование, по существу, являлось реальным стимулом повышения производительности труда. Не сделал - не заработал.
О нормировщиках складывалось немало анекдотов, суть которых сводилась к тому, что он подобен человеческой руке, старающейся выжать как можно больше  сока из плода, или даже помидора.
Особенно популярным был такой:
"Поехала группа туристов в Англию. Там они вошли в парк, где аттракционы,  и стали все проверять свою силу на динамометрах, сжимаемых рукой.
И вдруг один из гостей так нажал, что стрелка не только дошла до конца, но совершила еще один оборот. Публика в восторге. Тут же пресса. "Сэр, сэр" А турист, оглядев всех, гордо заявил:  "Я не сэр! Я нормировщик из СССР"
Несмотря на существенную роль, которую играл нормировщик на производстве,  эта должность не считалась особенно престижной.
Быть может потому, что существовали  вышеуказанные мною условия, которые он должен был выполнять вне зависимости от его личной позиции по этим вопросам.
Мне достаточно много должностей пришлось поменять на своем жизненном пути. Везде надо было учиться.
Но я туда приходил  уже с определенным багажом. А это был, по существу, мой вход в профессию.
Эта работа мне очень много дала. Я научился вникать и понимать технологию производства. Ведь, не понимая, как это будет делаться, как ты проставишь правильную норму?
На этой работе я в полном объеме познал, как строятся взаимоотношения лиц в области денежных отношений, когда у них совершенно разные интересы.
Могу с полным основанием утверждать, что навыки, полученные мною на посту нормировщика, много раз сгодились мне в последующей жизни.
Даже будучи начальником главка, и давая кому-либо поручения, я всегда четко представлял себе, сколько времени требуется для его выполнения, и мог назначать реальные сроки. 
Более того, соизмерять любое дело со временем, необходимым для его выполнения, так глубоко вошло в мою плоть и кровь, что и во взаимоотношениях с людьми и в быту этот феномен всегда присутствует.
Только не всегда об этом говорят вслух.  Не знаю, кому как. Но мне, особенно сейчас, когда я практически ничего не делаю, как то  неудобно сказать человеку, тем более женщине, что для дела, которое можно сделать за несколько часов, ты тратишь целую неделю.
Если бы мне, когда-либо пришло в голову описать, где и чему я учился в жизни, вероятно, получился бы солидный фолиант, в котором скромный "нормировщик" занял бы вполне достойное место!
 


Рецензии
Приветствую Вас, дорогой Михаил Савельевич!
Второй день на уме женщина, которая не даёт мне покоя- по нормам
вместо двух часов на дело тратит целую неделю.
Себя в ней нынешнюю узнаЮ.
:)
Доброго Вам здоровья, вдохновения.
Поздравляю с 30.001-ым читателем!!!
Надеюсь, что это я...
С уважением, улыбаясь-

Татьяна Фучиджи   17.08.2018 14:06     Заявить о нарушении
Большое спасибо! Конечно это Вы разменяли новую тысячу читателей. Остается удивляться, что рецензий люди не пишут. Бессовестные!
Всего Вам доброго.
М.С.

Михаил Шаргородский   17.08.2018 11:21   Заявить о нарушении
Пусть и не пишут.
Зато активно читают.

Татьяна Фучиджи   17.08.2018 14:03   Заявить о нарушении