Джон Леланд, поэт, антиквар и географ

ДЖОН ЛЕЛАНД, ПОЭТ, АНТИКВАР И ГЕОГРАФ
Андрей Штерн

Джона Леланда (1503-1552) обычно считают отцом английской локальной истории и библиографии (1). Его многотомный "Путь" (Itinerary) стал уникальным источником наблюдений для множества последующих исследователей, а его попытка представить графства и самоуправляемые общины в качестве базовой единицы для изучения местной истории Англии сохраняет свою ценность до сих пор, в особенности для социокультурных исследований. Важны и биобиблиографические разработки ученого, которыми в дальнейшем воспользовался Джон Бейл - ибо они позволили спасти большое количество книг и документов Средневековья. Будучи уполномочен королем Генрихом VIII иметь доступ к библиотекам кафедральных соборов, аббатств, приорств, колледжей и любых других мест, где хранились рукописи и старинные сочинения. Таким образом, он собрал и каталогизировал, а также спас многие документы, которые почти наверняка были бы потеряны или, по крайней мере, рассеяны во время распада монастырей, начавшегося в 1536 году.
 Большинство свидетельств о жизни и карьере Леланда исходит из его собственных трудов и особенно из его поэзии. Он родился в Лондоне, в раннем возрасте потерял обоих родителей и вместе с братом был воспитан Томасом Майлзом, а затем получил образоввние в школе св. Павла, которую тогда возглавлял филолог-классик Уильям Лилли (1468-1521, не путать с астрологом XVII в.). Здесь он встретился с некоторыми из своих будущих благодетелей, например с будущим дипломатом бароном Уильямом Пэджеттом (1506-1563). Позже Леланд был направлен в Колледж Христа в Кембридже, окончив его в 1522 г. со степенью бакалавра искусств. Во время учебы там он был на короткое время заключен в тюрьму за бездоказательное обвинение некоего рыцаря в связях с претендентом на престол Ричардом де ла Полем (+1525).
По окончании Кембриджа Леланд вернулся в Лондон, где Томас Говард, герцог Норфолк, взял его в качестве наставника для своего сына Томаса. Вскоре, однако, герцог умер, и король Генрих VIII послал Джона в Оксфорд, где он стал стипендиатом Колледжа всех душ. Это стало началом его длительного сотрудничества с государем, в царствование которого прошла почти вся активная жизнь ученого (2). Позже Леланд выразил недовольство по поводу состояния образования в Оксфорде, которое, по его мнению, было слишком консервативным в его подходе к классическим исследованиям.
В 1526-1528 гг. Леланд получил королевскую стипендию и жил в Париже, изучив вместе со многими соотечественниками в дополнение к общедоступному французскому немецкий язык. Его первоначальный план доучиться в Италии не увенчался успехом. Лиланд оттачивал свое мастерство в сочинении латинских стихов и искал общения с кругом стоявших у истоков французской Реформации ученых-гуманистов, которыми он восхищался - прежде всего с Гийомом Бюде и Лефевром д'Этаплем. Особый авторитет у Леланда приобрел Франсуа Дюбуа, профессор Коллеж ле Турне, который имел сильное влияние на его поэтическое творчество, а также на букинистические интересы. Находясь во Франции, Леланд продолжал общаться со своими друзьями и спонсорами в Англии, в том числе с кардиналом и лорд-канцлером Томасом Уолси (+1529), который позже поставил его ректором (благочинным) в Лаверстоке возле Солсбери. Уже в эту пору он начал развивать интерес к древним документам, который станет основой для главного дела его жизни.
К 1529 году Леланд вернулся в Англию. Когда в том же году Уолси утратил расположение короля и вскоре умер, молодой ученый начал искать покровительства Томаса Кромвеля, однако судьба сложилась несколько иначе. Он был назначен одним из капелланов короля, который дал ему номинальное место священника возле Кале, где Леланд никогда не служил, а также должность помощника главы  одной из королевских библиотек, по сути (хотя и не официально) став королевским антикваром. Три года спустя Леланд получил римскую бенефицию с условием двухлетнего служения диаконом, а затем священником. Затем он был назначен пребендарием Уилтонского аббатства, получив в 1535 г. еще две соседние бенефиции. Но это было лишь началом его необычной карьеры.
В 1533 году Леланд (возможно, вместе со своим другом Николасом Удаллом) написал стихи, посвященные прибытию в столицу и коронации Анны Болейн, которые были прочитаны на церемонии коронации. Общим покровителем двух поэтов был, вероятно, Томас, герцог Норфолкский, и они смогли работать вместе еще раз в 1534 г., когда Леланд отредактировал серию латинских стихов Удалла. Тем не менее важнее оказалось то, что участие в коронации укрепило при дворе доверие к Леланду, и в 1533 г. король официально выдал ему громадное поручение "провести изыскание английских древностей и всех мест, где хранятся рукописи, сочинения и тайны старины", то есть по сути изучить библиотеки всех религиозных организаций в Англии (3)! Это королевское поручение было гарантированным пропуском практически в любое место в королевстве, где хранились документы и исторические сокровища. Созданный в результате этого труда "Путь"  Леланда - это огромная запись его путешествий, и заметки ученого обычно считаются первым систематическим описанием Англии на исходе Средневековья (4).
Следующие несколько лет Леланд путешествовал по своей стране со  страстью фанатика науки. Он ездил по монастырям по большей части незадолго до того, как они были распущены, и составил многочисленные библиографические списки, особо отмечая значительные или необычные книги в их библиотеках. Среди прочего он посетил Сомерсет (1533), Йорк (1534) и Сент-Олбени (1535), которыми особенно заинтересовался вместе с найденными в них монастырскими хрониками и другими документами. Видимо, уже одна из первых поездок по Англии привела его в Кэдбери в графстве Сомерсет, где он встретил холм с традицией, связывающей его с Камелотом, легендарной резиденцией короля Артура. В 1535 г. он встретился с бывшим кармелитом Джоном Бейлом, который восхищался работой Леланда и предложил ему свою помощь (5).
 В 1536 г., вскоре после того как был принят Первый закон о пресечении, означавший роспуск небольших монастырей, Леланд, освободившись от обязанностей служителя,  возмутился страшным разорением монастырских библиотек. Обратившись с письмом к Томасу Кромвелю в поисках помощи в деле спасения книг и рукописей, он пожаловался также на незаконный вывоз их на континент под предлогом не допустить их уничтожения: "Немцы видят нашу безнравственность и ежедневно посылают сюда молодых людей, которые тащат книги из библиотек и, возвращаясь домой, выдают их за памятники своей родины" (6). После этого королевская библиотека была реорганизована для размещения сотен книг, которые ранее хранились в монастырских коллекциях. Леланд описывает, как король Генрих повелел  приспособить для этой цели ряд помещений во дворцах в Гринвиче, Хэмптон-Корте и Вестминстере, хотя не вполне ясно, принимал ли в этом участие сам ученый.
В эту пору Леланд по традиции гуманистов стал  именовать себя antiquarius, название, которое было в свое время истолковано как указание на официальное назначение в качестве "королевского антиквара"; однако теперь это понимают просто как характеристику своего дела. Нет никаких доказательств, что он лично следил за перемещением книг или продолжал получать жалованье королевского библиотекаря. Тем не менее он  делал все, чтобы составить свои списки важных томов и принять меры для поощрения их сохранения.
После того, как большинство английских монастырей были распущены, Леланд не отказался от охоты на книги. Например, он получил официальное разрешение пользоваться библиотекой, принадлежавшей распущенному монастырю Сент-Эдмундс. Описания Британии, с которыми он столкнулся в рукописях, и его личные отчеты о путешествиях по стране вызвали немалый общественный интерес. В 1538 г. Леланд обратил внимание на Уэльс предпринял серию поездок и туда, продолжавшуюся шесть лет. Первый обстоятельный выезд в Уэльс он совершил уже летом 1538 г. В то же время Леланд продолжая занятия в Англии: в 1539-1543 гг. у него было пять английских маршрутов, даты и детали которых плохо известны, за исключением долгой поездки 1542 г. на запад страны, в Чешир, Ланкашир и Камберленд, а также в Эксетер. Другие поездки были предприняты в Уэст-Мидлендс, Йоркшир, в Дарем и Бристоль с окрестностями, а также, по-видимому, ненадолго, в Юго-Восточную Англию, где он сохранил ряд материалов из августинского монастыря в Кентербери. В Восточной Англии Леланд, скорее всего, не работал и о ней осталось лишь несколько обрывочных заметок.
Леланд вел записные книжки о своих путешествиях, в которых он собирал и оценивал информацию из личных наблюдений, а также из книг и устных источников. Его труд включает в себя очень сырые и хаотичные материалы, служившие для подготовки более обстоятельного описания Англии и Уэльса и, видимо, не предназначавшиеся для публикации. Территорией, к которой Леланд подошел наиболее обстоятельно, был Кент, который Джон Бейл позже отметил среди сочинений Леланда (7).
В середине 1540-х гг.  Леланд написал королю письмо, в котором он изложил свои успехи и  планы на будущее (8). В 1549 г. оно было опубликовано Бейлом с комментарием под названием "Изыскания Джона Леланда по английским древностям". Письмо традиционно (после Бейла) рассматривалось как "новогодний подарок" королю на январь 1546 г., но Дж.Кэрли показал, что он должен был быть составлен в конце 1543 или начале 1544, так что, скорее всего, оно было представлено при дворе под новый 1544 г. В письме Леланд сообщил о своих усилиях по сохранению книг, а также о масштабах и тщательности своих путешествий по Англии и Уэльсу: "Нет берегов, гаваней, заливов, рек, озер, лесов, городов, замков, владений, монастырей и усадеб, которых бы я не видел, и я хотел бы, чтобы о них помнили" (9).
Ученый также описал планы использования накопившихся сведений. Прежде всего это была уже начатая им работа "О знаменитых мужах" - биографическая энциклопедия британских писателей в четырех книгах, расположенных в хронологическом порядке. Затем королю должна была быть представлена подробная карта королевства, выгравированная на серебряных листах наподобие карт Карла Великого, в сопровождении письменного описания - "Книги топографии Британии" и ключа для определения британских топонимов в древних текстах. Леланд запланировал также огромную латинскую историю Англии и Уэльса под заглавием "О британских древностях, или Гражданская история". Эта работа должна была быть разделена на "столько же книг, сколько графств в Англии и владений в Уэльсе", т.е. около 50, и еще 6 книг должны были касаться мелких островов. Наконец, должен был быть подготовлен латинский список "О британском дворянстве", также хронологически разбитый на три книги. Из этих проектов книга "О знаменитых мужах", над которой Леланд работал с 1535 г. с перерывом в 1536-1543 гг., была уже практически завершена. Что касается всего остального, то гуманист Полидор Вергилий (которого сам Леланд считал халтурщиком) счел эти замыслы неподъемными до абсурда, считая амбициозности Леланда вышедшей за разумные рамки: "Этот человек задумал сделать больше, чем когда-либо он был способен или призван к тому" (10).
Леланд был озабочен тем, чтобы записать как можно больше свидетельств об истории и ландшафте Англии и Уэльса, и поэтому он позаботился о том, чтобы отметить все виды археологических памятников, в том числе мегалиты, городища, римские и средневековые руины, а также их материалы. Он наткнулся на несколько римских надписей, хотя он не смог прочитать большинство из них, жалуясь на то, что они крайне обрывочны и состоят из "смеси букв и слов" (11). Он часто сообщал о находках античных монет, которых, например, в Роксборо в Кенте было обнаружено "больше, чем в любом другом месте в Англии" (12). Иногда ему удавалось делать проницательные и осознанные выводы из увиденного. В Линкольне, например, он выделил три фазы развития городов, начиная с поселения бриттов на вершине холма, и далее к римским, саксонским и средневековым поселениям и городам (13). Леланд выделил различные архитектурные пласты Рипонского собора до и после норманских завоеваний и определил римский кирпич на нескольких территориально рассредоточенных объектах, в том числе в Веруламиуме, Ричборо, Лимпне, Кентербери, Алстоне и Дуврском замке (14). Как правило, он довольствовался описанием памятников архитектуры и восстановленными артефактами, но в одном случае он принял более интервенционистский подход. В городище в Бэрроу-Хилл в Лестершире он вытащил несколько камней из шлюза, чтобы установить, действительно ли он был стеной или нет: они были оштукатурены известью, что подтвердило, что его предположения верны (15). По сути это был первый британский археологический полевой доклад (16).
Леланд был убежденным английским патриотом и твердо верил в историческую достоверность повествований о короле Артуре. Поэтому он обиделся, когда упомянутый итальянский ученый Полидор Вергилий в своей "Английской истории" (1534) поставил часть сказаний об Артуре под сомнение. Его ответом был неопубликованный трактат, написанный, возможно, в 1536 году, "В защиту короля Артура от Полидора Вергилия". Позже, в 1544 г., Леланд написал более обширную латинскую работу "В защиту царствования короля Артура в Британии" (Assertio inclytissimi Arturii Regis in Britannia). В обоих текстах Леланд использовал широкий спектр литературных, этимологических, археологических и устных источников для защиты историчности Артура, считая, что полулегендарная работа Гальфрида Монмутского - не единственный источник сведений о нем. Хотя его позиция была неубедительной, эти работы сохранили много доказательств в пользу артурианской традиции, которая в противном случае могла быть утеряна (17). Его материалы принесли неоценимую пользу для восстановления считавшейся утерянной "памятной могилы" Артура (артефакт XII в.) в Гластонберийском аббатстве (18).  В поездку 1542 г. Леланд первым в Англии записал вблизи деревни Уэст-Кэмел традицию, отождествившую городище в замке Кэдбери в Сомерсете с Камелотом Артура: "Люди могут многого не помнить, но они крепко уверены, что это и есть Камелот" (19). 
В том же 1542 г. Леланд представил королю рукописи из Грейт-Хэйсли в Оксфордшире, а через год вошел в капитул Королевского колледжа в Оксфорде. Примерно в это же время он получил пребенд Солсберийского собора, что позволило ему отдохнуть. Он удалился со своими коллекциями в дом в приходе св. Михаила возле Чипсайда в Лондоне, где он намеревался работать над своими различными проектами. Однако, к сожалению, вся эта громадная работа так и не была завершена, ибо в феврале 1547 г., почти одновременно со смертью короля, Леланд внезапно (по-видимому, после перенесенного на ногах инфаркта или инсульта, когда некто Кроук оклеветал его) потерял рассудок. Он умер 18 апреля 1552 года, в возрасте около 48 лет и был похоронен в приходской церкви рядом с домом. Эта церковь была разрушена в Великом пожаре 1666 года и не была восстановлена, и могила ученого затерялась.
Видимо, Леланд был еще жив, когда король Эдуард VI передал собранную им обширную библиотеку, в том числе множество средневековых рукописей, под опеку сэра Джона Чека. Некоторые из книг этого собрания оказались доступны Джону Бейлу. Тем не менее, когда в 1554 г. под угрозой гонений при Марии Кровавой Чек оказался в эмиграции,  библиотека Леланда была оставлена в Англии и рассеялась. Многие его книги   были приобретены коллекционерами, в том числе и такими людьми, как глава правительства Елизаветы сэр Уильям Сесил, Уильям, лорд Пэджет, алхимик Джон Ди (что было доказано М.Р.Джеймсом при описи его библиотеки и архива в 1921 г.) и, наконец, архиепископ Мэтью Паркер. Рукописи Леланда попали в распоряжение сына Чека Генри, и в 1576 г. они стали доступны Джону Стоу, через которого архив ученого стал циркулировать среди английских антикваров, таких, как Уильям Кэмден,  Уильям Гаррисон, Роберт Гловер, Фрэнсис Тинн и, наконец, Уильям Бертон (1575-1645), в 1632-1643 гг. приведший в порядок большую часть рукописей Леланда (собранных заново Т.Херном и опубликованных в 1774 г. в 6 томах под заглавием Collectanea). Бертон передал их вместе с Itinerary и еще одним латинским трудом - "Записками о писателях Британии", изданными в 2 томах в 1708 г. - в Бодлианскую библиотеку в Оксфорде, где большая часть рукописных материалов хранится и сейчас. До сих пор не издан единственный богословский труд ученого - "Антифилархия" (1541) - религиозный диалог, написанный в ответ на книгу Альберта Пигия "Защита церковной иерархии", вышедшую в Кельне в 1538 г.  Перу Леланда принадлежит также ряд латинских стихотворений.
Хотя огромный труд Леланда был опубликован целиком лишь в 1745 г., его рукописи повлияли на "Британию"  Кэмдена (1586) и на ряд других работ по английским древностям. Его заметки были настолько подробными и насыщенными историческими и географическими данными, что они стали бесценными и для более поздних исследователей, занимавшихся литературой, археологией и даже социально-экономической историей. В Южном Сомерсете сохранена "Тропа Леланда" от башни короля Альфреда до Хэм-Зилла (28 миль/45 км), пройденная им в одном из странствий.

(1) The lives of those eminent antiquaries John Leland, Thomas Hearne, and Anthony ; Wood. V.1. L.,1772; Burton E. The Life of John Leland. Oxford,1896,  Carley J.P., John Leland (1503?–18 April 1552) // Sixteenth-Century British Nondramatic Writers Second Series, Dictionary of Literary Biography vol. 136 (Detroit, 1994), ed D.A Richardson Р 224–229 (нам недоступно).
(2) Clarke A.L. John Leland and King Henry VIII // The Library, 3rd ser. vol. 2, pp. 132-149.
(3) См. серию статей Джеймса Кэрли: Carley J.P. John Leland and the Contents of the English Pre-Dissolution Libraries: The Cambridge Friars". Transactions of the Cambridge Bibliographical Society. 9.1: 90–100.Id. John Leland and the Contents of the English Pre-Dissolution Libraries: Lincolnshire". Transactions of the Cambridge Bibliographical Society. 9.4: 330–57. См. также о коронации: Hunt A. The Drama of Coronation: Medieval Ceremony in Early Modern England. Cambridge,2008. P.64; The Queen's Majesty's Passage & Related Documents. Toronto,2004. P.41; Hoak D. The Iconography of the Crown Imperial // Tudor Political Culture. Ed.D.Hoak. Cambridge,2002. P.54; Lancashire A. London Civic Theatre: City Drama and Pageantry from Roman Times to 1558. Cambridge,2002. P.129-130
(4) Itinerary of John Leland, хотя несколько его фрагментов были опубликованы еще в XVI в., вышел  частично в 1712 г. усилиями Т.Херна, затем 1745 г. в Оксфорде в 9 томах и в 1906 -  в 5 томах в Лондоне под редакцией Л.Тулмен-Смит. В 1998 г. в Эксетере и Лондоне появилось сокращенное издание под редакцией Джеймса Чандлера.
(5) Fairfield L. John Bale, Mythmaker for the English Reformation. Eugene OR,2006. Р.50; Heppe H. John Bale. L.,1996. P.65
(6) Цит. по: Shrank K. Writing the nation in Reformation England 1530–1580. Oxford,2004. P. 100
(7) Bale J. Index Britanniae Scriptorum, ed. R.L. Poole, M. Bateson. Cambridge, 1990.P. 226.
(8) Leland's Itinerary. Ed.L. Toulmin Smith. V.1. L.,1906. P. xxvii–xliii.
(9) Leland J. De uiris illustribus. On Famous Men. Ed. J.Carley. Toronto-Oxford,2010. P. XXVI - XXIX. Это новое и наиболее качественное двухъязычное издание.
(10) Цит. по: Ibid. P.XXXV
(11) Leland's Itinerary. V.1. P.141
(12) Ibid. V.4. P.62
(13) Ibid. V.1. P.30-31
(14) Ibid. V.1. P.81
(15) Ibid. V.4. P.20
(16) John Leland's Itinerary. ed J.Chandler. Exeter,1998. P.XXX,275
(17) Leland J. De uiris illustribus. P.XLII, CXV - CXXVII
(18) Lindley P. Tomb Destruction and Scholarship: Medieval Monuments in Early Modern England. Donington,2007. P.138-166
(19) Leland's Itinerary. V.1. P.151


Рецензии