Литература жизненного опыта

Некоторые (и на самом деле весьма многие) литераторы советуют начинающим: мол, не пишите про далёкие миры, другие эпохи и пр., а пишите о том, что знаете, отражайте в своих текстах свой жизненный опыт! (Например, такое «столбовое напутствие» дали студентам С.Семёнов и А.Пустогаров на минувшем поэтическом фестивале «Первый снег». Правда, Пустогаров тут же заметил, что у студентов, в силу юного возраста, ещё и нет жизненного опыта, который можно облечь в художественную форму).
Может, писать о (своей) повседневности (конечно же, в рамках реалистического дискурса!) и благородное занятие, но тогда получается, что главная, если не единственная радость, которую сможет подарить читателям (да и самим авторам тож) литература – это радость узнавания. (Я исхожу из того, что если писать только о своём жизненном опыте, то жизненный опыт у большинства людей, живущих в одну эпоху в одном социуме, во многих аспектах совпадает: все или почти все учились в учебных заведениях, ездили на поездах, сталкивались с трудностями в человеческих взаимоотношениях… Лишь в редких случаях жизненный опыт автора оказывается совсем уж экзотическим, например, он провёл раннее детство в сумасшедшем доме, или его основная профессия – ловля ядовитых змей). А радость узнавания – это самый незамысловатый (я бы даже сказал, примитивный) вид радости. Радость познания нового представляет собой гораздо более высокий этап развития этой эмоции. Вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что узнавание нового (не важно, новой ли информации, новых форм или нового освещения чувств и эмоций) – одна из важнейших функций художественной литературы ля читателя. Впрочем, для автора тоже: пока н пишет о предмете, незнакомом для себя (скажем, о жизни иных планет или о далёкой исторической эпохе), он просвещается о нём («собирает материал»), пробует вжиться в него…
Думаю, дальнейшая аргументация не требуется. Выходит, что адепты «жизненного опыта», возможно, сами того не подозревая, проповедуют именно обеднение литературы…


Рецензии
Современная литература изобилует штампами. Главное не что написано, а как. Это и отличает художественную литературу от графомании. Если будешь думать о признании, обязательно попадёшь не туда. Нужно избавляться от старых одежд в литературе: толстовщины, достоевщины, некрасовщины... и Вам будет счастье)))

Александр Голенко   09.08.2018 15:35     Заявить о нарушении
Собственно, об этом я как раз и говорю (не только в этом очерке). Толстовщину и некрасовщину тоже недолюбливаю.

Насчёт того, что отличие настоящей литературы от графомании отличает принцип "Главное не что написано, а как", - можно долго дискутировать; ведь бывают и экспериментальные тексты графоманские, эдакие выверты ради выверта.
Да, современная русская литература - особенно поэзия - весьма и весьма консервативна. Интересные новаторские тексты есть, просто они далеко не всегда лежат на поверхности, бывает и так, что они лежат в ящиках стола у авторов.

Работник Неба   09.08.2018 16:00   Заявить о нарушении
Выверты ради вывертов-это зашоривание русского языка. Это может быть только миниатюра, не более. Здесь на сайте есть подобные авторы, но читателей у них кот наплакал, что говорит само за себя.

Александр Голенко   09.08.2018 16:58   Заявить о нарушении
Да, литература жизненного опыта это мемуары и эпистолярный жанр.

Александр Голенко   09.08.2018 17:00   Заявить о нарушении
По-моему, на этом сайте как раз обратная закономерность: охотнее всего читают пустяки. фигню и ерунду!

Работник Неба   09.08.2018 17:13   Заявить о нарушении
Да, объёмные произведения здесь не читают. Поэтому стараюсь выкладывать частями и урезать. Хорошее произведение всегда найдёт своего читателя, в этом я убедился. Мою нетривиальную прозу банально воруют. Это, наверное, и есть негласное признание автора.

Александр Голенко   09.08.2018 17:40   Заявить о нарушении
Александру Головеко. А вы знаете КОНКРЕТНОЕ РАЗЛИЧИЕ между т.н. графоманией и т.н. художественной литературой? Только КОНКРЕТНО. Без воды.

Алексей Курганов   09.08.2018 21:49   Заявить о нарушении
Среди графоманов наиболее распространённой является мемуарная литература. Пишут мемуары, как правило, пожилые люди, пенсионеры, которым нечем заняться, зато есть непреодолимое желание осчастливить читателей знанием событий прожитой жизни.
Но самый распространённый случай графомании на литературных сайтах — когда мемуары пишут никому не известные авторы о неизвестных людях и рядовых, всем известных событиях. Такие мемуары никого не интересуют, разве что родственников автора. И ещё большой вопрос, прочтут ли они опус про тётю Маню и деда Ваню.
Графоманы пишут хвалебные отзывы, а главное — перестают ловить журавля в небе и наслаждаются пением синички в руке. Они редко перестают писать — это выше их сил, но пишут в большей части для своего удовольствия, и главное, именно эти люди и являются основными читателями на литературных сайтах.
А что касается художественной литературы, то она переживает века. И не всегда хороший писатель признаётся при жизни. Так случается. Надеюсь удовлетворил Вашим чаяниям??

Александр Голенко   09.08.2018 23:31   Заявить о нарушении
А я, напротив, считаю, что мемуары обычных людей об обычных людях могут быть очень интересны. Особенно, если в них описан быт и события тех эпох, которые уже не знакомы по личному опыту большинству читателей. И хороший рассказчик может своим повествовательным искусством буквально обессмертить этого самого деда Ваню, даже если в годы его жизни он был обладателем самой что ни на есть обыкновенной биографии. В моей заметке, под которой мы ведём эту дискуссию, написано, что апеллировать в литературе к одному лишь жизненному опыту значит обеднять её, - но там я имею в виду жизненный опыт именно повседневный и современный, который всем и так знаком, безо всякой литературы, - а рассказ о прошлом заведомо повествует о том, что лежит за рамками этой современной повседневности... И в любом случае такие мемуары (если они, конечно, правдивы) будут ценны для историков.

В слово "графомания" я вкладываю такой смысл: это тексты, написанные безграмотным языком, с неумелой или отсутствующей композицией, и не оставляющие впечатления какой-либо целостной картины (независимо от того, реалистические они или модернистские).

Работник Неба   10.08.2018 03:36   Заявить о нарушении
Александру Головенко. Нет, не удовлетворили, поскольку никаких ВНЯТНЫХ аргументов не представили.. Не буду же я считать, аргументом, ваш постулат, что "художественная литература- на века". НА КАКИЕ века? При чём тут ВЕКА? Я ещё раз убедился, что КОНКРЕТНЫХ различий между т.н. графоманством и т.н. художественной литературой нет даже В ПРИНЦИПЕ. И быть НЕ МОЖЕТ.

Алексей Курганов   10.08.2018 09:52   Заявить о нарушении
Графомания (греч. graphô — пишу, mania — безумие, страсть, влечение) есть непреодолимая страсть к сочинительству у человека, лишенного необходимых для этого способностей. Это точка зрения психологов. Есть и более тяжёлая форма графомании. В психиатрии эта патологическая страсть квалифицируется как паранойя. Стало быть, графоман — тот, кто занимается графоманией.
А это Л.Н.Толстой:

"В наше время человек, занимающийся искусством, не ждет того, чтобы в душе его возникло то важное, новое содержание, а берет ходячее в данное время и хвалимое умными, по его понятию людьми, содержание и облекает его, как умеет, в художественные формы, или избирает тот предмет, на котором он более всего может выказать техническое мастерство, и со старанием и терпением производит то, что считает произведением искусства. Или, получив приятное впечатление, берет то, что ему понравилось, воображая, что это будет художественное произведение. И вот является бесчисленное количество так называемых художественных произведений, которые могут быть исполнены, как всякая ремесленная работа, без малейшей остановки: ходячие людские мысли всегда есть в обществе, всегда с терпением можно научиться всякому мастерству и всегда всякому что-нибудь да нравится.
Из этого-то и вышло то странное положение нашего времени, где мир загроможден "произведениями искусства", но отличающимися от ремесленных только тем, что они не только ни на что не нужны, но часто прямо вредны."

Александр Голенко   10.08.2018 09:56   Заявить о нарушении
Алексей, фамилию мою не надо искажать или Вы это делаете умышленно? Приведенная мной выдержка из Толстого для Вас, уважаемый. А Ваши 4885 произведений давайте издадим 10-и томным фолиантом. Это и есть графомания.

Александр Голенко   10.08.2018 10:03   Заявить о нарушении
Александру Голенко. За фамилию прошу извинить. Ей-Богу, не со зла. А ваше определение опять же никакой критики не выдерживает. "Болезненная страсть к сочинительству у человека, не имеющего к сему занятию способностей". Первое: что значит "болезненное"? Слово "болезненное" происходит от слова "болезнь". ВЫ кто по образованию - врач? Второе: что значит "не имеющему к тому способностей"? А кто может определить, есть у меня к этому способности или нет? Отвечаю: НЕТУ ТАКИХ! И исторический пример: Алексей Толстой. Как его называли писатели, когда он жил в Париже? Правильно, ГРАФОМАНОМ.

Алексей Курганов   10.08.2018 15:07   Заявить о нарушении
Полное собрание произведений Алексея Толстого 15 томов. Вот награфоманил, так награфоманил))) Вы своими надоями его превзошли)) и не хотите себе в этом признаться. А все определения относительны. Но в психиатрии есть свои аксиомы. Я по образованию инженер, но так же музыкант. Спасибо родителю педагогу.

Александр Голенко   10.08.2018 15:36   Заявить о нарушении
Александру Голенко и Алексею Курганову.
Господа, спешу напомнить, что ваша дуэль происходит на моей территории, а именно в разделе "Рецензии" на мою заметку, между прочим, не имеющую отношения к теме "Является ли конкретный писатель графоманом?"

Работник Неба   10.08.2018 18:47   Заявить о нарушении