Письмо Белинского к... нам
Хотя общества уже и нет, потому как люди не умеют сообща отстаивать свою правду, так как чувство истины подменено подобострастием.
***** Письмо в сокращении
“…Но нельзя перенести оскорбленного чувства истины, человеческого достоинства. Нельзя умолчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель.
…что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, сколько веков потерянного в грязи и навозе,
права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и
справедливостью, и строгое, по возможности, их исполнение ... Вот вопросы,
которыми тревожно занята Россия в ее апатическом полусне!
…во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше
денег, ругая их "неумытыми рылами"!..
…что так как его крестьяне - его братья во Христе, а как брат не может быть
рабом своего брата, то он должен или дать им свободу, или хоть по крайней
мере пользоваться их трудами как можно льготнее для них, сознавая себя, в
глубине своей совести, в ложном по отношению к ним положении...
…православную церковь - это я еще понимаю: лона всегда была опорою кнута и
угодницею деспотизма
Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и
мученичество запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех
пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло
за основание принцип ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть,
поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства
между людьми, - чем продолжает быть до сих пор. Но смысл учения Христова
открыт философским движением прошлого века. И вот почему какой-нибудь
Вольтер, орудием насмешки потушивший в Европе костры фанатизма и
невежества, конечно больше сын Христа, плоть от плоти и кость от костей
Его, нежели все ваши попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и
западные. Неужели Вы этого не знаете? А ведь все это теперь вовсе не
новость для всякого гимназиста...
…католическое духовенство было чем-то, между тем как православное
духовенство никогда, ничем и нигде не было, кроме как слугою и рабом
светской власти. Но неужели и в самом деле Вы не знаете, что наше
духовенство во всеобщем презрении у русского общества и русского народа?
Про кого русский народ рассказывает похабные сказки? Про попа, попадью,
попову дочку, попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода,
колуханы, жеребцы? - Попов. Не есть ли поп на Руси, ля всех русских,
представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И
будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-вашему, русский народ - самый
религиозный народ в мире? - Ложь! Основа религиозности есть пиетизм,
благоговение, страх Божий. А русский человек произносит имя Божие,
почесывая себе задницу. Он говорит об иконе: "Годится - молиться, не
годится - горшки покрывать". Приглядитесь попристальнее, и Вы увидите, что
это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия,
но нет и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилизации, но
религиозность часть уживается и с ним. Живой пример Франция, где и теперь
много искренних, фанатических католиков между людьми просвещенными и
образованными и где многие, отложившись от христианства, все еще упорно
стоят за какого-то Бога. Русский народ не таков: мистическая экзальтация
вовсе не в его натуре. У него слишком много против этого здравого смысла,
ясности и положительности в уме: вот в этом-то, может быть, и заключается
огромность исторических судеб его в будущем. Религиозность не привилась в
нем даже к духовенству, ибо несколько отдельных, исключительных личностей,
отличавшихся тихою, холодною, аскетической созерцательностью, - ничего не
доказывают. Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только
толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством. Его грех
обвинить в религиозной нетерпимости и фанатизме. Его скорее можно похвалить
за образцовый индифферентизм в деле веры. Религиозность проявлялась у нас
только в раскольнических сектах, столь противоположных, по духу своему,
массе народа и столь ничтожных перед нею числительностью.
…когда европейцем, особенно католиком, овладевает религиозный дух - он
делается обличителем неправой власти, подобно еврейским пророкам,
обличавшим в беззаконии сильных земли. У нас же наоборот, постигнет
человека даже порядочного) болезнь, известная у врачей-психиатров под
именем mania religiosa, он тотчас же земному Богу подкурит больше, чем
небесному, да еще хватит через край, что небесный и земной Бог и хотел бы
наградить его за рабское усердие, да видит, что этим скомпрометировал бы
себя в глазах общества... Бестия наш верующий брат, русский человек!
…понимаете русскую публику. Ее характер определяется положением русского общества, в котором кипят и рвутся наружу свежие силы, но, сдавленные тяжелым гнетом, не находят исхода, производят только уныние, тоску, апатию. Только в одной
литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть еще жизнь и движение
вперед. Вот почему звание писателя у нас так почтенно, почему у нас так
легок литературный успех, даже при маленьком таланте. Титло поэта, звание
литератору у нас давно уже затмило мишуру эполет и разноцветных мундиров. И
вот почему у нас в особенности награждается всеобщим вниманием всякое так
называемое либеральное направление, даже и при бедности таланта, и почему
так скоро падает популярность великих поэтов, искренне или неискренне
отдающих себя в услужение православию, самодержавию и ложно понятой
народности...
Кто способен страдать при виде чужого страдания, кому тяжко зрелище
угнетения чуждых ему людей, - тот носит Христа в груди своей, и тому
незачем ходить пешком в Иерусалим.
Мысль сделаться каким-то абстрактным совершенством, стать выше всех
смирением может быть плодом только гордыни, слабоумия и в обоих случаях
ведет неизбежно к лицемерию, ханжеству, китаизму.
…что если человек, бьющий своего ближнего по щекам, возбуждает негодование, то человек, бьющий по щекам самого себя, возбуждает презрение.”
Зальцбург
15-го июля н.с.
1847-го года
Письмо В. Г. Белинского в несколько сокращенном виде
Свидетельство о публикации №218080900118