Одесские евреи

Цитата из очерка «Одесса: евреи, которых мы потеряли» Валентина Филиппова:
              «Всегда казалось, что евреи и Одесса – это неделимое целое.»


Конечно одесские женщины, выпуклые ягодицы и груди, черные или серые глаза, ищущий взгляд, открытые платья. В одежде и общении видна большая раскованность одесситок. Хороши не только местные еврейки, но и заезжие, бойкие девочки – из Молдавии.

Так получилось, что в Одессе общался с московскими евреями. Они меня кормили и поили. Далеко не каждого приглашали за один стол с академиком, поесть за его счет. Моя близость к крупным московским ученым создала мне ореол крупного ученого. С местными евреями близко пообщаться не удалось.

Зато знойных евреек узнал очень близко и довольно хорошо. Русские, девушки на фоне одесситок, приехавшие на отдых, выглядели бледными и закомплексованными.

Согласно первой переписи основателя города, Дерибаса, в тогдашней Одессе среди жителей-мещан значилось 106 русских, 213 украинцев, 224 грека и 240 евреев.

Начало еврейской общине положили шесть евреев-ремесленников с семьями, которые жили еще в турецкой крепости Хаджибей. В 1794 году (год основания) еврейское население Одессы составляло десять процентов всех тамошних жителей.

Приезжающие поселялись по своему выбору и возможностям везде: в центре, на Молдаванке и Пересыпи. Уже при графе Воронцове в город переехали на постоянное жительство богатые австрийские евреи, а также ремесленники и образованные специалисты – врачи, аптекари, адвокаты и купцы.

Евреи занимали ведущее положение в торговле (хлопком, шерстью, шелком, солью), в ремесленном производстве, особенно по обслуживанию солдат гарнизона крепости, оптовой торговлей зерна и банковскими операциями.

Одесская еврейская община стала одной из крупнейших, ее даже считали «самой современной в черте оседлости», наиболее «окультуренной» в Европе и наиболее полно отразившей опыт жизни евреев Российской империи. Новый город на берегу моря сулил богатые «экономические возможности и смену моделей религиозного поведения».

Приверженцы идеи еврейского просвещения – маскилим – стали лидерами общины и играли главенствующую роль в еврейских делах, что не имело ничего подобного во всей имперской черте оседлости.

Ортодоксальные евреи однако полагали, что маскилим «делают первый шаг по пути ассимиляции», и были недалеки от истины. Одесская синагогинальная реформа проводилась сразу же вслед за германской.

В 1873 году еврейское население города составило уже более четверти общего числа, а к концу девятнадцатого века – 35 процентов. Главным для евреев стало приспособление к духу и атмосфере одесского свободного делового сотрудничества.
 
Портовый город, как и все подобные города, развивался параллельно с подпольными притонами разврата, публичными домами и целой индустрией древнейшей на земле профессии. Евреи занимали видное место среди многотысячной уголовной публики Одессы. Даже очень видное и активное.

Одесская мафия – одна из старейших в мире криминальных структур. Организованная преступность появилась там еще в конце 17 века, когда в городе был открыт порт. Под Одессой была сформирована полноценная инфраструктура, с многокилометровыми дорогами и подземными складами.

Главой двухтысячной армии налетчиков был молодой человек с полуанархистскими замашками Мишка «Япончик» (М.Винницкий). Он стал «королем» одесских бандитов в первых десятилетиях двадцатого века.

Еще один «авторитет» блатного мира Одессы - Хаим Вайсман, аферист, шпион, провокатор, содержатель публичного дома, «воспитавший» своих сыновей Семена и Александра в лучших традициях южно-морских малин. В шестидесятые годы девятнадцатого века евреям приписывали и создание рынка «белых рабынь».

Одесса стала не только крупнейшим городом юго-запада империи, но и ее главным культурным центром (столицей) евреев.  Редактор одесской газеты «День» писал в 1879 году, что Одесса представляет собой «нервный центр всего русского еврейства, оказывая свое влияние на всю страну».

Выдающийся русский хирург с мировым именем Н. И. Пирогов, чья профессиональная и общественная деятельность проходила в Одессе, очень верно подметил, что евреи всегда смотрели на образование детей как на священный долг.

К музыке евреи (особенно одесские) всегда относились с восхищением, восторженно. А одесситы весьма настойчиво обучали своих питомцев и игре на скрипке да на других инструментах, что, в конце концов, не могло не наводнить страну, Европу и всю планету своими музыкальными дарованиями и гениями.

Концентрация или насыщенность евреями жителей приморского города достигла в двадцатом веке «критической массы», что привело к объевреиванию одесситов-неевреев – с одной стороны и к ославяниванию евреев – с другой.

Евреи сыграли незаменимую роль, практически слившись и растворившись в сообществе одесситов, придав ему своеобразный шарм, определенные черты портовой деловитости, солнечной легкости, жизнерадостности и мягкого южного юмора.

С отъездом большого количества евреев Одесса не пропала, но сильно видоизменилась и почти потеряла свое лицо, свой шарм и душу, можно сказать, утратила престижность и привлекателыьность.

Знаменитые евреи Одессы:
0. Менделе Мойхер-Сфорим (Яков Абрамович Шолом), родившийся в белорусском Копыле (1835) и умерший в Одессе (1915) – основоположник («дедушка», по словам Шолом-Алейхема) новой еврейской литературы.
1. Илья Ильф (Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг) (1897 — 1937) — писатель, драматург.
2. Михаил Жванецкий (1934) - феномен одесского юмора, народный артист РФ.
3. Леонид Утёсов (Лазарь Иосифович Вайсбейн) (1895—1982) — певец, народный артист СССР.
4. Олег Филимонов (1952) - юморист, участник команды КВН «Одесские джентльмены».
5. Ефим Петрович Геллер (1925—1998) — советский шахматист, международный гроссмейстер (1952), один из сильнейших советских шахматистов послевоенных десятилетий. С начала 1950-х по начало 1970-х годов Геллер шесть раз выступал в соревнованиях претендентов, его высшими достижениями были 2—3 места в турнире претендентов 1962 года и полуфинал матчей претендентов 1965 года. Он также семь раз побеждал в шахматных олимпиадах в составе сборной СССР, дважды становился чемпионом СССР по шахматам (в 1955 и 1979 году) и выиграл ряд международных турниров.
Геллер был известен как мастер игры в острых позициях, в том числе с нарушенным материальным равновесием. Он был крупным шахматным теоретиком, внёсшим большой вклад в исследования староиндийской защиты, испанской партии, сицилианской защиты.
6. Давид Ойстрах (1908—1974) — скрипач, народный артист СССР.
7. Шолом-Алейхем (Шолом Нохумович Рабинович) (1859-1916) - выдающийся еврейский писатель.
Шолом-Алейхем, родившийся в украинском Переяславе (1859) и умерший в Нью-Йорке (1916),  писавший, кстати, не только на идише, но и на иврите и русском языке. Шолом-Алейхем поднял еврейскую литературу на мировой уровень.
8. Исаак Бабель (Исаак Эммануилович Бобель) (1894 — 1940) - еврейский писатель.
9. Хаим Бялик (Хаим Нахман Иосифович Бялик) (1873 — 1934) – еврейский поэт.
10. Ефим Иосифович Березин (псевдоним — Штепсель) (1919—2004) — актёр, народный артист УССР.
11. Эмиль (Самуил) Григорьевич Гилельс (1916—1985) — советский пианист, музыкальный педагог. Народный артист СССР (1954). Лауреат Ленинской премии (1962) и Сталинской премии первой степени (1946). Герой Социалистического Труда (1976).

Цитата

"После погромов 1905 г. (разорилось более 10 тыс. семей + жертвы), многие потянулись в Америку (как предки Сталлоне), после геноцида в Великую Отечественную (более 30 тыс. евреев), после ограничений приёма в ВУЗы в 60-80 гг. и после развала страны и свободы эмиграции, откуда там возьмётся еврейское население?
Да и одесситов там уже почти не осталось. Одни мигранты из окрестных сёл. Приехали на "Привоз" расторговаться в начале 90-х, да так и застряли..."

Троянда   10.08.2018

Рецензия на «Одесские евреи» Светлана Гасюк от 22.03.2019

С такой тоской прочитала об Одесских евреях! С тоской по старой Одессе, в которую попала в 1955 году, по этому изумительному говору и юмору евреев, какого не услышишь больше нигде! Побывав недавно в Одессе, специально ходила по рынку( не Привоз), чтобы ещё раз услышать знакомые мотивы, но не услышала. Жаль! И знакомые мои евреи, с которыми училась в политехническом, живут теперь в США, в Германии и Израиле. Наверное, там им лучше. Но в своей жизни я ни разу не заметила к ним обидного отношения, напротив, уважение из-за их музыкальности, их отношений к родственникам, особенно, к маме. Спасибо за Ваш список знаменитых евреев Одессы. Неизвестен мне здесь только Хаим Бялик. Шолом- Алейхема читала, Илья Ильф- что Вы? Надо было придумать такие выражения! Всех остальных живыми видела, кроме Бабеля, конечно, успел раньше умереть... Восхитительные артисты и умнейшие люди! Ещё раз спасибо, вызвали ностальгию...

Рецензия на «Одесские евреи» Михаил Струнников от 12.04.2019

Вспомнилось из "Крокодила" семидесятых одесское проклятие: "Чтоб к тебе родня на всё лето приехала!" (В оригинале, видимо, не "чтоб", а "шоб".) А из "нулевых" - многосерийный фильм об Утёсове. Проезжает Леонид Осипович через Минск и слышит по радио радостную новость: наши освободили Одессу. Как в кино про Штирлица! Даже чище: там немцы пишут по-русски, а тут и форму все надели нашу. Видно, и впрямь перевелись на Руси одесситы. Хотя вероятнее другое: принцип "мордва съедят". Публика-дура не то ещё ест.

Рецензия на «Одесские евреи» Роман Юкк от 17.10.2019

Ефим Геллер,Эмиль Гилельс - Вместо Бурды и Филимонова...

Рецензия на «Одесские евреи» Реймен от 17.10.2019

Ах Одесса.
Жемчужина у моря... (как в той песне)

Рецензия на «Одесские евреи» Натали Гор от 18.10.2019

Олег Школьник. Спектакли с его участием идут с аншлагами.


Рецензии
Добрый день, Григорий, прочла Ваш рассказ и улетела в другой мир,
...когда родилась моя мама, а родилась она в Одесской области, в семье с еврейскими корнями.
Мама вышла замуж за украинца, жили не так близко от Одессы... но папа очень любил этот невероятный город, пел знаменитые всем песни и неизменное фото с каждой поездки - Потёмкинская лестница, а город стал для него самым и горячо любимым...
Спасибо за эмоции.
///
С уважением, Ирина

Ирина Смоленкова   31.05.2021 12:06     Заявить о нарушении
Вам спасибо!

Григорий Аванесов   31.05.2021 12:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.