C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Картинки из детсадовского детства

   Районный детский сад 50-х годов прошлого века. Дореволюционное двухэтажное здание в центре города, первый этаж кирпичный, второй деревянный. Строить специальные здания для яслей и детских садов в то время могли себе позволить только крупные промышленные предприятия. Обычные районные садики располагались в домах старой постройки приспособленных по возможности под детское учреждение. Вот и мой садик из таких. Заходишь со двора через сенцы в тесную раздевалку.  Деревянные шкафчики для одежды по периметру стены и в центре. На каждом масляной краской нарисована какая-нибудь картинка. На моём – пирамидка. Между рядами шкафов низенькие скамеечки. Когда мы всей толпой выходим одеваться на прогулку, мест на лавочках не хватает и начинается толкотня, споры, ссоры, пока строгая воспитательница не наведёт относительный порядок. Мы знаем, что ещё на первом этаже находится кухня – вёдра с супом и компотом и большие кастрюли с кашей нам носят именно отсюда. Но сами, конечно, никогда там не были.
  Наш – второй этаж. Туда надо подниматься по узкой деревянной лестнице, стиснутой стенами. Двое там расходятся с трудом. На втором этаже слева туалет: в торце небольшого помещения стоит унитаз, а у правой стены возле окна большая полка с горшками. Берёшь любой чистый горшок с полки и потом оставляешь с закрытой крышкой на полу – нянечка выльет, сполоснёт и поставит обратно на полку. Попу вытираешь сам как сможешь – на подоконнике в коробке лежат порезанные газеты и наши рисунки (никто их не собирает, не развешивает по стенам, не отдаёт родителям – все в конце концов разрезанные пополам оказываются здесь). Никаких коллективных посиделок на горшках, больше пяти-семи человек здесь не поместится. У старших ребят особый шик взобраться на унитаз (он предназначен для взрослых), а не воспользоваться «малышовским» горшком. Настоящий унитаз был далеко не в каждой семье, у большинства в то время «удобства» были во дворе. На левой стене три умывальника. Здесь мы моем руки перед едой. Рядом на крючках несколько вечно сырых полотенчиков.
  Справа от лестницы – большая проходная комната. В ней стоят столики со стульчиками и обедает младшая группа. Вообще групп в садике всего две – младшая (3-4 года) и старшая (5-6 лет). В каждой детей по 20-25. И туалет общий на обе группы. Из проходной комнаты входишь в дверь направо – попадаешь в игровую, совмещённую со спальней. Одну половину занимают кроватки, на второй – полки с игрушками, лавочки и стульчики, игровая зона для младшей группы. На стене над кроватками висит копия картины Васнецова «Иван-царевич на сером волке» (помню, как я в тихий час разглядывала её, одновременно пугаясь нарисованного страшного леса и восхищаясь красивым и смелым царевичем).
  Если по проходной комнате идешь прямо – попадаешь в другую, где играет, занимается и обедает старшая группа. Здесь стоит пианино и проходят музыкальные занятия. С приходящей тётечкой-музыкантом мы учим песенки («Красный мяч, синий мяч, куклы, медвежата, /Детский сад, детский сад любят все ребята» Но лично я детский сад не люблю, здесь одиноко, тоскливо и очень хочется к маме). А ещё разучиваем танцы парами, чтобы потом станцевать перед родителями на утреннике. (Детская полька: «Мишка с куклой громко топают, громко топают, посмотри. / И в ладоши звонко хлопают, звонко хлопают раз-два-три. / Мишке весело, мишке весело, машет мишенька головой, / Кукле весело, тоже весело, ой как весело, ой-ёй-ёй. / Мы решили вам эту полечку, эту полечку станцевать. / Разве можно вам, разве можно вам, разве можно вам отставать…). Когда нет музыкальных занятий, воспитатели читают нам книжки, играют с нами в какие-то развивающие игры (тебе кидают мяч и надо кинуть его следующему, назвав животного, или птицу, или игрушку, что заранее определяет воспитатель). Но никаких специальных занятий по подготовке к школе – с карандашами и тетрадками, с решением примеров и знакомством с алфавитом – не было. Это появится позже в 60-70-е годы вместе с новыми зданиями детских садов и делением детей на четыре возрастные группы (тогда помимо младшей, средней и старшей появится подготовительная – к школе).
  Ещё преимущество старшей группы – отдельная спальня с двумя рядами кроватей с узким проходом между ними. Здесь ночуют дети-«круглосуточники», и я в том числе (мама, вдова с двумя детьми, работала в две смены и забирать меня вечером не могла. Таких, как я, половина садика. Домой нас забирали только на воскресенье, суббота была рабочим днём). Но на дневной сон детей из старшей группы весной, осенью и зимой, если не морозно, обычно укладывают на большой застеклённой веранде в ватные спальные мешки.
  Для прогулок у нас просторная огороженная территория, общая для обеих групп. На ней: деревянная горка, песочница, маленький деревянный домик, пара качелей (доска, на которую садятся с двух сторон и качаются, отталкиваясь от земли). Качели вечно заняты более старшими и бойкими ребятами. По периметру – клумбы с цветами, в основном, многолетниками. Их по традиции срезают в последние дни августа и дарят детсадовцам-выпускникам (на прощальный утренник принято приходить в новенькой школьной форме, потом звучат песни и стихи, и гордые первоклассники под завистливые взгляды малышни с подаренными букетами за руку с родителями уходят в новую школьную жизнь). А ещё на территории есть большая деревянная веранда. Она из двух частей. На открытой летом ставятся столы со стульчиками, здесь мы завтракаем-обедаем-полдничаем-ужинаем, а готовые супы-каши привозят из кухни на тачке. Здесь же мы играем во время дождя. С одной стороны веранды стоит полка с игрушками, с другой – полка с горшками и навесные рукомойники. Старших детей просят ходить в уличный туалет-сортир, но там так трудно попасть в маленькие дырки (большие не делают, чтобы дети не провалились), поэтому легко можно вляпаться в чьё-нибудь дерьмо… Есть ещё стихийный туалет за верандой, но там тоже надо быть осторожным, чтобы не испачкаться чужими какашками. В закрытой части веранды стоят кроватки для дневного сна. На веранду мы переезжаем не раньше середины июня, когда становится совсем тепло, и живём там полтора-два месяца. Но летом в садике мне ещё тоскливее – нет никаких занятий, мы предоставлены сами себе. А сколько можно копаться в песке, играть с мячом да съезжать на попе с деревянной горки..? Считаю по пальцам сколько дней осталось до субботы, когда мама после ужина заберёт меня домой, а в воскресенье можно спать сколько хочешь, есть что нравится, сходить к кому-нибудь в гости (к бабушке Фене или маминой подруге тёте Лиде), в общем, почувствовать себя свободным человеком! Жаль только, что воскресенье так быстро проходит. А утром – снова в детский сад на всю неделю…
  Что припоминается ещё?
 Детсадовские праздники.
  Осенью – в честь Великого Октября. Учим и читаем стихи про революцию и Ленина («Я вижу город Петроград/ В семнадцатом году./ Бежит матрос, бежит солдат,/ Стреляют на ходу…» или «День седьмого ноября – красный день календаря…»). Мальчики в бумажных бескозырках с надписью «Аврора» танцуют матросский танец. Мы все нестройными голосами поём что-то про любимую советскую родину… Апофеоз праздника – раздача бумажных кулёчков с конфетами и печеньем. Интересно, что подарки тогда давались в конце всех праздников, не только новогоднего, и с родителей денег на них не собирали. Праздники проводили после полдника и перед выходным, и можно было с полученным подарком сразу идти с мамой или бабушкой (кто смог прийти) домой, предвкушая домашний вечер, и чай с подаренными конфетами…
  Весной – утренник в честь дня Восьмого марта. Песни и стихи о советской женщине-труженице, о бабушках и мамах. И традиционный кулёк со сладостями.
  Первомайский праздник. Те же стихи и песни о родине, о нашей счастливой жизни, тот же кулёчек со сладостями.
  И, конечно, самый любимый праздник – новогодний. В центре комнаты устанавливалась большая ёлка. Игрушки для неё доставались из какой-то кладовки, но каждый раз их почему-то оказывалось меньше нужного количества и нас просили принести по игрушке из дома. Мы выпрашивали у родителей, чтобы потом похвастаться красивой блестящей сосулькой или расписным стеклянным шариком перед другими детьми, прежде чем отдать воспитательнице. Но приносили далеко не все, многие тогда жили в такой тесноте в бараках и подвалах, что никаких ёлок не ставили и ёлочных игрушек у них попросту не было. Кроме игрушек на ёлку вешали кривовато склеенные нами бумажные цепи и фонарики, обкладывали ватой, имитирующей снег, а на верхушку водружалась большая красная звезда. И к новогоднему утреннику готовились костюмы: девочки – снежинки (белые платьица, часто просто из накрахмаленной марли), мальчики – зайчики и клоуны Петрушки. А сам сценарий праздника не особо отличался от тех, что я видела потом у своих дочек: Дед Мороз и Снегурочка, «Ёлочка, зажгись!», хороводы вокруг ёлки с песнями «В лесу родилась ёлочка» и «Маленькой ёлочке холодно зимой», стихи для Деда Мороза, вальс девочек-снежинок, танец мальчиков-зайчиков и весёлые прыжки клоунов Петрушек с детскими погремушками в руках. В конце Дед Мороз раздавал из мешка всем кульки с подарками и прощался до следующего Нового года.
  Одежда и обувь.
  Вспоминаю себя в комнате младшей группы, значит мне не больше четырёх лет. Одеваюсь после дневного сна. Спали мы в трусах и майках и теперь надо надеть кучу вещей (видно это зима и в садике не очень тепло). Поверх майки надеваю лифчик, он похож на безрукавку из плотного полотна с крупными пуговицами спереди, чтобы легче застёгивать (но ведь каждую пуговицу надо просунуть в петельку, а она то не влезает, то норовит выскочить…). К лифчику спереди пришиты длинные резинки с застёжками. Их пристёгивают к коричневым трикотажным чулкам, которые ещё тоже надо натянуть на ноги, и не спутать пятку с носком! О колготках тогда никто и не слышал… Затем надеваю рейтузы на резинках, они доходят до чулок, и резинки от лифчика уже не видны. Натягиваю фланелевое платье длиной до колен и с длинными же рукавами (надо не перепутать перед-зад и попасть в рукава). Снова застегиваю пуговицы (на вороте и на манжетах). Если неудобно самой, можно попросить кого-то из ребят, но одеваемся мы полностью сами. После надеваю и застегиваю сандалики. Никаких замков-молний и липучек мы тогда не знали. Сандалики были с застёжками в которых металлический штырёк просовывался в нужную дырочку, а все ботинки шнуровались и уже в 3-4 года мы умели завязывать бантики на шнурках. У мальчиков – те же лифчики с резинками и коричневые чулки, но вместо платья фланелевая рубашка, а вместо рейтузов – шорты до колен.( Летом одеваться легче, не нужны надоевшие чулки, лифчики и рейтузы). На улицу натягиваем драповые пальтишки (зимние – на ватине, шубки есть мало у кого), шаровары с начёсом, ботинки или валенки (по сезону) и меховые или трикотажные шапки. Зимой ещё обязательные шарфы и варежки. Одежды у всех минимум. Она переходит от старших к младшим, перешивается и перелицовывается из взрослой (в магазинах дефицит, далеко не всё можно купить, да и живут все бедновато). Но мы, дети, по поводу одежды не паримся, есть что надеть – и ладно. Зато с удовольствием дразним тех, кого кутают не по сезону «Зималето-попугай, наше лето не пугай!»
  Игры и развлечения.
  В группе играли в куклы, в дочки-мамы, рисовали цветными карандашами что хотели или по заданию (помню как всех нас учили рисовать бабочку и ёлку). Кажется, что-то ещё клеили и лепили в подарок маме на 8 марта.
 На улице нам выдавали мячи и скакалки, совочки и ведёрки. Там же мы играли в «вышибалы». Двое детей – вышибалы – вставали напротив друг друга, им надо было выбить мячом ребят, бегающих между ними и уворачивающихся от удара. Кого мяч коснётся, тот выбывал из игры. Если кто-то из вышибаемых умудрялся поймать мяч, то он менялся местом с вышибалой.
Ещё была игра «цепи кованные». Мы делились на две команды и вставали друг против друга, крепко взявшись за руки, в две шеренги. Потом шла перекличка: - Цепи! – Кованные! – Раскуйтесь! – Кем? – Серёжей! (называлось чьё-то имя). Названный должен был пробежать между кем-то из ребят противоположной «цепи» и своим телом «разомкнуть цепь» - разорвать сцепленные руки. Если получалось, он забирал одного из «разомкнутых» в свою шеренгу, если нет, сам становился в шеренгу противника. Потом предлагала «расковаться» противоположная цепь, и так пока все ребята из более слабой не переходили в более сильную. Малыши любили играть в «гуси-лебеди» (выбранный «волк» гонялся за пробегающими между двумя шеренгами «гусями», ловил их и вытаскивал за игровое поле»).
  Я не вижу, чтобы дети играли сейчас вот в такие подвижные игры. И «классики» на асфальте встречаю очень редко (но это была уже игра не детсадовцев, а девочек постарше). Одежда у детей сейчас удобнее и наряднее, игрушек и книжек много, почти у всех дошкольников есть самокаты, велосипеды и даже электрические машинки. Времени у родителей больше, и они выводят своих чад в парки и скверы, где те гоняют на своих велосипедах-самокатах. Прохожу мимо красивых игровых площадок детских садов: хорошо одетые дети играют с принесёнными из дома игрушками, скатываются с пластиковых горок, но не разу не слышала: - Цепи! – Кованные! – Раскуйтесь! – Кем?... И не бегают от волка «гуси-лебеди», и не уворачиваются от летящего мяча вышибаемые… Жаль, но, видимо, меняется время – меняются игры. Умные, нарядные, развитые современные дошкольники играют на планшетах и айфонах, умеют включать себе телевизор и искать по каналам «мультики». Я радуюсь, что жизнь стала сытнее, удобнее и приятнее, что родители могут чаще бывать с детьми и больше им дать любви и заботы. Пусть наши внуки растут здоровыми и счастливыми!

Фото из семейного альбома. Я в детском саду.


Рецензии