Чудо-прибор

                Эту историю рассказал мой брат Владимир .  Когда в СССР создавалась сырьевая база атомной промышленности, все организации, проводившие геологические изыскания, должны были попутно искать уран. Геологов в поле сопровождал геофизик – радиометрист, определявший радиоактивность изучаемых объектов. А радиометр – прибор для измерения радиоактивности, необходимо время от времени эталонировать, т.е. сверять его показания с излучением эталонного источника. Эталон этот представляет собой определенное количество соли радия, запаянной в стеклянной ампуле, помещенной в латунную трубку размером с авторучку.

 Коллега, работавший в Хабаровском крае, поведал такую историю. Радиометрист, работавший в поисковом отряде, проэталонировав утром радиометр, в спешке, вместо того чтобы положить эталон в свинцовый контейнер и убрать в условленное место, сунул эталон в спальный мешок. А вечером – придя с работы, геологи обнаружили, что их обокрали. Вместе с другими вещами исчез и спальник, в который незадачливый положил эталон. А утеря радиоактивного источника была тогда чревата серьезными последствиями. И геологи решили пока ничего никому не сообщать, а попытаться самим найти эталон. Навели справки в ближайшей деревне, узнали, что там есть нечистое на руку семейство.

  Наведались к ним на подворье, а там – пир горой – зарезали свинью и обмывают, под свежину, это событие. Гостей встретили враждебно: «Ничего не знаем. Идите все…». А тем временем радиометрист, обходя с радиометром двор, заметил повышение радиации. Теперь найти источник было делом техники, и он направился он прямо к бане. Хозяева притихли, наблюдают. «Здесь, наверху, под кровлей». Засуетились хозяева, притащили лестницу, сами сняли украденные вещи. «Мы пошутили, сами бы вам все привезли». Дали геологам бутыль самогона и изрядный кусок свинины. Лишь бы никуда не заявляли.

   Через неделю приезжает к геологам милиция: «Дайте на время прибор, который краденое ищет». Далеко разнеслась молва о чудо-приборе


Рецензии
При подготовке очередного пробного пуска новой модели ракеты подводного базирования в Крыму на мысе Фиолент начальник экспедиции Николай Лялин - бывший начальник 100-го (секретного) отдела, рыхлый и тучный мужчина, с рябым густой сеткой оспин на лице и хитрыми узкими голубоватыми глазами по приходе утром на работу в его машине с лабораторным КУНГом обнаружил, что пропала 10-ти литровая алюминиевая канистра со спиртом. У него было заведено: при открытии лаборатории тщательно осматривать печати на пластилине, потому что часто часовые из матросов осторожно срезали лезвием печати, открывали замки и шарились в потаенных местах. Закрыв замок, осторожно прилепливали пластилиновую печать на место.
Вначале Лялин не мог понять, каким образом утянули канистру. В конце концов он укрепился в мысли, что канистру вытащили через окошечко-лючок в верхней части КУНГа. Канистра могла пролезти через люк, но человек - никак. Лялин втайне стал выяснять, имеются ли в воинской части хилые матросики. И нашел таки!
Начальник экспедиции попросился на прием к командиру воинской части и подробно изложил суть вопроса. Матросика взяли в оборот, он после долгих упертостей сознался, сказав, что спирт выпили, а канистру выбросили в море. Однако такой оборот не устроил Лялина, он предупредил командира, что вскоре в части последует ЧП. И действительно оно вскоре случилось.
Командир плавстенда, где в шахте покоилась ракета, старший лейтенант Никифоров
остановил мимо проходившего матроса с канистрой и спросил "Что в канистре?", тот ответил "Питьевая вода". Однако офицер учуял запах спирта и отобрал канистру. Когда он спустился в катер, ему навстречу выскочил матрос с кухонным ножом и всадил его в живот командира. Нож был тупой, он только раздвинул кишки, не повредив их. Командир вышел на работу через неделю, а матроса отправили на пять(?) лет в штрафбат.

С теплом и уважением.

Альберт Андреев   27.06.2019 02:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.