Сбор смолы

     Смола - это сок  хвойных деревьев.  Сосновая смола, живица, это очень ценный продукт, известный с самых древних времён.  Ведь она вобрала в себя все целебные вещества этого дерева.  Живица происходит от одного корня – как и слово жизнь.  Её  используют в медицине и  косметологии в качестве мазей и снадобий. В народной медицине живицу применяют для лечения порезов и ран, снимает лихорадку, снимает зубную боль и лечит суставы.  В   технике и во многих других случаях используются для получения скипидара  и канифоли. Раньше её собирали в обязательном порядке.  Спускались  даже планы  по сбору данного продукта. Так было и в нашем лесу. В настоящее время этот промысел в упадке. В другом виде смола более известна как янтарь, это та же смола, но только пролежавшая в песке миллионы лет.
Это было в послевоенные годы. По весне объявили набор в артель по сбору сосновой  смолы. 
    В принципе работа  довольно простая,  денежная,  но тяжелая. Так что желающих было не очень много. Для сбора смолы выбирали стройные и толстые сосны. Сначала на части ствола  нужно снять кору.  На стволе необходимо было сделать продольный желобок, а к нему прорезать боковые каналы на глубину нескольких годичных колец. Внизу,  на двух шконтах, требуется установить приемник смолы в виде воронки. Перед ним закрепляют металлическую пластинку, по которой в воронку будет стекать сосновая живица. Сборщик  должен подготовить деревья на своём участке, потом  регулярно   обходить  участок, снимать заполненные воронки и устанавливать  новые. Заготовленную живицу нужно перелить  в ведра и отнести на склад.  Вот, в сущности, и вся работа.
      Бригада  состояла из двенадцати человек.  Жить пришлось в бараке в лесу. Так как сбор смолы проходит в теплый период года, жить в бараке было довольно сносно. Поутру завтракали и отправлялись на работу.  Участки  для  сбора   располагались на расстоянии  до двух километров от склада. Так что с двумя полными ведрами смолы ходить по лесу было тяжело, особенно в начале сбора, так как дорожек не было. Их протаптывали к середине периода сбор.  Вначале все шло по порядку.  Собирали  смолу в вёдра, приносили ведра со смолой на склад, взвешивали, учётчик заносили в амбарную книгу  кто и сколько принес. Смолу переливали в деревянные бочки по пятьдесят литров, устанавливали дно и набивали обруч.  Бочки складывали в несколько ярусов  на склад. Склад представлял из себя простой длинный деревянный сарай. Бочки регулярно заполняли склад и учетчик должен был переносить весы и стол ближе к входу.
      Так работали больше месяца.
      Потом произошёл интересный случай. В сущности это был пустяк, но показательный.  У одного рабочего пропала простыня. Он написал заявление завхозу, он же и кладовщик. Реакции на это заявление не последовало. Через два дня появилось ещё одно заявление от другого сотрудника. Потом ещё появились несколько заявлений.  Вот только тогда решили разобраться, куда делись простыни.
Собрали комиссию и пошли разбираться в барак.  Начали считать простыни, оказалось, что  не хватает всего только одной. Оказалось всё очень просто.  Если у тебя пропала простыня, а новую тебе не дают, то приходится спать на матраце. Взять простыню негде, только если позаимствовать у соседа. Вот так и пропали восемь простыней.
    Через месяц работы сборщики смекнули, что необязательно таскать  полные ведра из леса, ведь это тяжело.  И они решили немного облегчить себе жизнь. Оторвали с задней стенки пару досок и дело у сборщиков пошло быстрей. Насобирают в лесу по половине ведра и к задней стенке. Вскрывают бочки со смолой  из задних рядов,  и докладывают ведра  до полной.  И к кладовщику.  Сбор смолы резко увеличился.  Количество бочек быстро растёт. Начальство довольно, план перевыполняют, рабочие тоже  довольны.
  Так работали до конца лета.  Потом прошёл слух, что  скоро должны приехать за смолой.  Как только об этом узнали  рабочие, то все как один принесли  заявления об увольнении.
Никакие уговоры, еще поработать немного,  не возымели действие. Пришлось рассчитать всех работников, а те постарались уехать как можно быстрее, и как можно дальше. Что было дальше, те,  кто собирали  и кто рассказал эту историю, догадывались, но особенно  не интересовались.
     Вот такая история.


Рецензии