Сары-Челек. К вопросу о менталитете киргизов

     Я давно мечтал увидеть жемчужину Киргизии озеро Сары-Челек, на которое мне не удалось попасть во время учебной практики. Главный инженер каротажной партии нашей экспедиции Николай бывал на этом озере, и его рассказы только подогревали мое желание попасть туда. Когда возникла необходимость съездить в Южную Киргизию, в Кадамжай, где раньше работал Николай, за запчастями к стреляющим грунтоносам, мы решили поехать вместе и на обратном пути заехать на Сары-Челек.
 
        Сары-Челек располагается в природном ландшафтном заповеднике, и доступ к нему без разрешения Управления заповедниками Киргизии закрыт. Даже туристов, отдыхающих на турбазе Аркит у заповедника, привозят на озеро только на однодневную экскурсию. Тем не менее, Николай рассчитывал пробраться на озеро, используя для этого русскую «валюту» - водку. Однако после Кадамжая мы проехали все мало-мальски крупные поселки, миновали Ташкумыр, а водку так и не купили. Я был не очень расстроен и сказал Николаю, что можно обойтись и без нее: какая разница, что дать, водку или деньги? Николай не согласился и прочитал мне целую лекцию о менталитете киргизов. «Киргиза деньгами не купишь - говорил он - а вот, если с ним выпить, подружиться, он пойдет тебе навстречу, в нашем случае пропустит в заповедник». Только в Арките, небольшом поселке с турбазой мы, наконец, смогли купить три бутылки «Старки».

       И вот мы  у ворот заповедника. Ворота заперты, охраны не видно, только дети-киргизята играют поблизости. Мы поговорили с ними, угостили виноградом, старший, пацан лет двенадцати, сказал нам, что папа ворота запер и не велел никому открывать. С другой стороны ворот стоял «Москвич», а возле него с покрышками возился хозяин. Он посоветовал нам пройти к ближайшему дому и позвонить оттуда в дирекцию заповедника. Я последовал его совету, но хозяйка в дом меня не пустила, сославшись на то, что телефон не работает. Иду назад, смотрю, навстречу идет старший из ребят, игравших у ворот, держит руку в кармане и вопросительно смотрит на меня. Тут меня осенило: «Ну, давай открывай!» Разворачивается, идет к воротам, достает из кармана ключ и отпирает. Обрадовавшись, садимся в машину. В путь! На озеро!

    Проехали совсем немного, миновали какие-то домики и опять уперлись в ограду. У запертых ворот стоит в форменной куртке с петлицами лесничего пожилой киргиз, в руках у него карабин. Выходим из машины, здороваемся, начинаем разговор, дескать, мы геологи, исследуем район озера, просим пропустить. Тот мотает головой: нужен пропуск, без пропуска он ворота не откроет. Что ж, будем действовать по плану Николая: «Бутылка и дружба». Располагаемся на зеленой траве возле бурной речки, разжигаем костерок, открываем банки с тушенкой, бутылку, режем колбасу. Охранника уговаривать не надо, на наше приглашение он усаживается возле дастархана, выпивает пиалушку «Старки», закусывает. Скоро он будет нашим другом! Однако наши надежды быстро гаснут. От второй пиалы охранник отказывается, благодарит и возвращается на пост. Перекусив, начинаем чаевничать. Охранник снова возле нас, пьет чай, рассказывает о заповеднике, о разных случаях из своей жизни, но держится твердо - нас он без пропуска не пустит, тем более, что в заповеднике работает комиссия из Фрунзе.

   «А почему бы вам, не поехать в контору или домой к заместителю директора? Он человек хороший, даст вам пропуск» - советует охранник. Поговорив с Николаем, я сажусь в машину и еду обратно в поселок, уже в темноте нахожу домик замдиректора по научной части. Выходит русский мужчина средних лет. Я рассказываю, кто мы, и прошу разрешения на проезд к озеру. Смотрит недоверчиво, говорит, что нужно письмо из Управления заповедниками, из Фрунзе. Мои уговоры, объяснения, что до Фрунзе далеко, что такого случая ждал много лет, на него не действуют. Потом неожиданно спрашивает: «Говорите, что геологи, а вы Бертмана знаете?» «Бертмана? Эдуарда Борисовича? Знаю, он у нас в экспедиции работал, а теперь в Ташкенте. А вы его откуда знаете?» Оказывается, работавший у нас в экспедиции старшим геологом Бертман проводит отпуск здесь, живет в соседнем доме. Его, правда, дома не оказалось, он ушел за медом, но недоверчивость замдиректора преодолена, он обещает дать завтра разрешение на двухдневное пребывание в заповеднике, предлагает переночевать в лабораторном корпусе и дает нам ключи. Единственное условие - поставить в известность директора.
 
    Нахожу дом директора, он сияет огнями, из окон слышны музыка, смех, разговоры. Я догадываюсь, что в доме гостит комиссия из Фрунзе. Стучу. На крыльцо выходит пожилая женщина и, узнав, что мне нужно, посылает к замдиректора, поскольку её муж, директор, занят. Мне это только и нужно. Окрыленный я еду ко вторым воротам, где оставил Николая, и застаю прелюбопытную картину. У костра трое: Николай, охранник и еще один киргиз, помоложе, все очень навеселе. Оказывается, третий - брат охранника, он приглашает к себе на стойбище в районе озера, обещает зарезать барана и устроить в нашу честь пир. Николай горячо поддерживает эту идею: «Ни шагу назад! Только вперед! Гул-л-л-яем!» Какое к чёрту, гуляние, когда у меня в кармане ключи от лаборатории. Я с трудом заталкиваю друга в машину, благодарю новых знакомых, прощаюсь, и мы вновь едем в поселок, к лабораторному корпусу. Устраиваемся в спальных мешках на полу свободной комнаты.

        Утром мы вновь встретились с заместителем директора, послушали рассказ о заповеднике, получили пропуск и поехали на озеро. До него недалеко. Дорога серпантином поднимается по залесённому склону на завал, и вот перед нами чудесный вид зеркальной глади озера в обрамлении скал и стройных тяньшаньских елей.  Так сбылась моя многолетняя мечта повидать Сары-Челек.


Рецензии
Ха-ха-ха! Завидная настойчивость! :))))
С удовольствием прочла Ваш рассказ, Анатолий, и вспомнила как мы из Казахстана, с Медео ушли через перевал в Киргизию, тогда только Фрунзе переименовали в Бишкек.
Вот моя фотка того времени: http://www.stihi.ru/2015/08/20/2110

Оксана Задумина   10.08.2018 16:59     Заявить о нарушении
Рад, что с удовольствием,что у вас нашлось что-то интересное для меня,а у меня для вас.

Анатолий Белаш   10.08.2018 20:34   Заявить о нарушении
А сердце не щемит при воспоминании озера Сары-Челек?

С уважением.

Альберт Андреев   26.05.2019 23:40   Заявить о нарушении
Когда работал в Миассе, строил гараж. Для фендамента, мне подсказали, на стройке одного дома собирались зарыть в землю как мусор две мощные двухтавровые балки. Я немедленно на мотоцикле - туда. Продали мне их за бутылку водки, погрузили на самосвал за бутылку портвейна. Слегка пьяный крановщик 17-ти метровой стрелой крана поверх строящегося соседского гаража снял с самосвала и с ювелирной точностью уложил балки на отведенное место. В качестве оплаты крановщик сначала потребовал бутылку водки, потом сказал, что водка надоела, попросил пятерку.
Это по поводу менталитета русских в отличие от киргизов.

Альберт Андреев   27.05.2019 00:32   Заявить о нарушении
Будем надеяться, что менталитет меняется.

Анатолий Белаш   27.05.2019 10:39   Заявить о нарушении