Моя комсомольская жизнь

МОЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
(школа, техникум, комсорг, Райком комсомола, Председатель колхоза)

                Посвящается 100 юбилею Ленинского комсомола

     Хочу описать лично мой вклад и вклад моих друзей , что мы сделали для комсомола, для людей, с которыми работали на этом поприще.
     Я учился  в седьмом классе, подходило время нашего четырнадцатилетия – года вступления в комсомол. Пионервожатая  восьмилетней Цуканово-Бобрикской школы Валентина Ивановна объявила нам, что надо готовиться к вступлению в комсомол  в середине декабря 1964 года. Нас было два седьмых класса – тридцать шесть человек.  И вот мы стали к этому событию готовиться: заучивать имена Руководство страны, Правительства, Министров, Героев Гражданской и Отечественной войны – командиров и крупных военноначальников,  комсомольцев и пионеров, известных стране по борьбе с кулачеством  в довоенной поры  и в годы Великой  Отечественной  войны.
      После уроков все вместе собирались в классе и друг друга экзаменовали по всем вопросам. Вступление для нас казалось какой то радостной, заветной мечтой. Это было надо только представить, что у тебя будет билет члена ВЛКСМ, значок на лацкане пиджака и радость, что ты принадлежишь к этому отряду – Комсомолу! Принимали в Льгове на бюро Райкома и многим из нас задавали именно те вопросы, над которыми мы работали. Секретарем РК ВЛКСМ  Пятницким мне был задан один вопрос – кто такой Тухачевский?  И я с гордостью ответил – герой  Гражданской войны, и начал было о нем рассказывать, что знал, но меня остановили, похвалили и сказали, что меня надо принять в комсомол, и  все члены бюро ВЛКСМ единогласно проголосовали.  Когда нам объявили, что все ученики восьмилетней Цуканово-Бобрикской школы, которые приехали в Райком , приняты в члены Ленинского комсомола , радости нашего ликования не было предела, и мы пошли пешком от Райкома комсомола вниз по улице к автовокзалу, на ходу покупая и лакомясь мороженым.
     Через несколько дней в школе провели комсомольское собрание и меня избрали секретарем комсомольской организации школы где-то 28 человек и вручили дела, папки и штампик «Уплачено--ВЛКСМ». Чем мы занимались в школе по комсомольской линии? Да всем, что нам подсказывали, что придумывали сами, что рекомендовал Райком комсомола. А это были самые разнообразные мероприятия, нас просто занимали всеми полезными действиями, чтобы мы воспитывались в духе патриотизма, быти честными, трудолюбивыми, чтобы занимались спортом, художественной самодеятельностью, проводили игры, конкурсы, соревнования.
 Ведь тогда мы с уважением относились к своим учителям, старшим по возрасту, в школе практически не было хулиганов, никто не курил, все мероприятия проводили дружно. Летом попросили нашего классного руководителя Виктора Ивановича Волженского  и пионервожатую Валентину Ивановну – на велосипедах съездить до Рыльска, в Марьино, и эту затею мы осуществили в 1965 году на летних каникулах.
     Секретарь комитета комсомола техникума.
     Следующей моей комсомольской практикой стал Калиновский сельскохозяйственный техникум. На первом курсе я пробыл старостой группы. На втором курсе по рекомендации нашего классного руководителя Барбашова Михаила Павловича на парткоме техникума в кабинете директора Заикина Виктора Тихоновича меня утвердили секретарем комсомольской организации техникума. Через несколько дней я принял комсомольские дела от Красниковой Марии, которая в феврале окончила техникум, и начал погружаться в это новое направление – Комсомол.
 Познакомился с комсоргами групп, членами комитета комсомола, руководством комсомольского прожектора- все мне было интересно.  После знакомства парторг поставил перед нами задачу – готовиться к комсомольской конференции, запланированной на середину ноября. Кроме того, поручил подготовить отчет о проделанной работе за год, включая многие вопросы: о проведении комсомольских собраний, о принятых на них решениях, о показателях в учебе, об утвержденных на год вопросах. Мне предстояло подготовить доклад, а совместно определить выступающих из комитета комсомола, комсомольского прожектора, подобрать кандидатуры в комитет комсомола, ревизионную комиссию и прочее. Меня уже начали приглашать в райком комсомола, где первым секретарем был Андросов Виктор Петрович, вторым секретарем – Будников Николай Михайлович, заведующая отделом школьной молодежи -Лисицына Екатерина Егоровна.
 
За октябрь все комсорги представили мне  отчеты, и вот я по вечерам, закрывшись в своем маленьком кабинете (был такой в общежитии), раскладывал отчеты и выбирал цифры, цитаты для последовательного изложения доклада. На первом месте была  учеба (успеваемость), дисциплина, участие в полевых работах, кружках, диспутах, собраниях, затем спортивные достижения, художественная самодеятельность и прочие наши повседневные вопросы. Почти две недели я писал этот доклад. Иногда приглашал старших комсоргов, советовался с ними, правильно ли приводил примеры. Два раза зашел парторг Михаил Павлович – поинтересовался, как идут дела. Я ему рассказал, как я собираюсь выстроить доклад, что за чем следует. Он одобрил мое решение: «Ты пиши, я потом прочитаю». Я немного внес в доклад с согласия Барбашова М.П. критики, касающейся молодых педагогов комсомольского возраста, не участвующих в жизни комсомола, а также в адрес парткома, мало уделявшего внимания комсомолу, что привело к немногочисленным комсомольским собраниям, заседаниям комитета, редким бичующим выпускам комсомольского прожектора.
 Не обошел вниманием и учителей по работе кружков – мало таких было в техникуме, мало экскурсий по боевым местам, встреч с ветеранами партии и труда.  В общем, доклад мой занял 50 листов, раза 3-4 читал, добавлял, изменял. Когда в очередной раз зашел парторг, я доложил, что  доклад готов, он отказался читать, сказав: «Послушаем на конференции». Затем предстояло подготовить всю документацию для конференции – новый состав комитета комсомола, в который внесли двоих преподавателей, ребят постарше нашего возраста. В комитет вошли: Владимир Крюков – его мы избрали председателем профсоюзной организации, Анатолий Сидоров, с которым мы подружились на годы, и много других достойных однокурсников. В назначенный день делегаты конференции собрались в Доме культуры, была приглашена дирекция техникума, партком, профком, учителя. Прибыл секретарь райкома партии Почерняев В., первый секретарь РК ВЛКСМ Андросов В.П. представитель обкома комсомола.
 После того, как был выбран президиум, мне дали слово. Я вначале немного дрожал, заикался, ведь перед глазами человек 300 в зале сидит, гости  из вышестоящих организаций, ведь наша комсомольская первичная организация состояла из 620 членов, одна из многочисленных в районе, да и в области. Это было мое первое публичное выступление, и главное, что  я не испугался ни себя, ни народа.
     Доклад старался не читать,а рассказывать своими словами, отступая порой от написанного, говорил четко, внятно, понятно, не спеша. 45 минут у меня ушло на выступление, на что я, в принципе,  и рассчитывал. Очень устал, к концу волнение еще больше охватило: правильно ли говорил, критиковал, ставил задачи?  Все слушали внимательно, в зале была тишина.
 Когда я вернулся в президиум, зал зааплодировал, и я немного успокоился , значит ошибок было мало. Потом послушали членов комитета, комсоргов, преподавателей. Выступил парторг, секретарь райкома комсомола Андросов В.А., который похвалил нас за стройотряд, за помощь району во многих вопросах: это уборка свеклы и картошки, многие старшеклассники пахали на тракторах, участвовали в севе зерновых, стригли овец. Техникум в тот период представлял немалую силу, и райкомовцы всегда гордились этой помощью.
     В перерыве ко мне подошел бывший парторг техникума, фронтовик (замполитом служил в армии) Орешкин Николай Григорьевич и спросил: «Кто мне готовил доклад – парторг или я сам?» Я ответил, что парторг не успел даже прочитать его, а готовил его сам. Он протянул мне руку и похвалил: «Молодец, этот доклад районного масштаба – расти тебе дальше!». Я был польщен оценкой такого человека.
     Через неделю отчетная комсомольская конференция прошла в районе, где мне минут десять пришлось рассказывать про жизнь и быт молодежи техникума. На этой конференции меня ввели в Бюро райкома ВЛКСМ и избрали делегатом на областную комсомольскую конференцию.
 Проходила она в Доме офицеров в Курске, где мне было дано особое задание: после избрания президиума я вышел поближе к сцене и громким командирским голосом произнес: «Почетным президиумом нашей областной XX конференции вношу предложение избрать Бюро Центрального Комитета КПСС во главе с Брежневым Л.И. – генеральным секретарем ЦК КПСС. Ура!» И тут зал меня поддержал, крикнули три раза «Ура» и долго стоя аплодировали.
     Вот так начиналась моя комсомольская жизнь в 17 лет. Так проходили районные и областные конференции. В этот год я был награжден Почетной Грамотой обкома за подписью секретаря комсомола Томашкевича. Моя жизнь в стенах техникума начинала меняться. Я стал чувствовать себя взрослее,  понял свою ответственность – за мной 620 комсомольцев, на меня смотрит дирекция, учителя, райком комсомола.
 Меня начали часто привлекать на бюро райкома ВЛКСМ в районе, на разные обкомовские мероприятия, но учебу  не оставлял и наверстывал упущенное самостоятельно. Нас часто весной и осенью посылали на полевые работы в колхозы, я практически в это время занимался в техникуме. По-прежнему мы проводили конкурсы художественной самодеятельности, устраивали вечера встреч с ветеранами революции, участниками войны, героями социалистического труда. Дважды в год мы приглашали на большой вечер в Дом культуры участника революции, встречавшегося с В.Лениным, Чубунова Луку Паладьевича. Жил он в п. Дерюгино и мы ездили и просили его выступить перед молодежью нашего техникума. Ему уже было за 80, но он с удовольствием ехал к нам.
 Мы часто приглашали на вечера орденоносца трех орденов Славы  Сапунова И.К. из Вети, который рассказывал нам про Отечественную войну. Приглашали на вечер Героев социалистического труда Калиновки: Грачева В.В. – председателя колхоза «Родина Хрущева»,  главного агронома колхоза  Ванина Дмитрия Ефимовича,  заведующего фермой  в Калиновке- Белкина Ивана Никодимовича.
 Они интересно рассказывали, что и как Хрущев Н.С. хотел изменить в сельском хозяйстве. Это он специально перевел техникум из Курска ближе к земле, ведь он строил лучшие животноводческие фермы в Калиновке, на них работал не один НИИ по многим проблемам, особенно с Украины. Никита Сергеевич хотел освободить крестьянина от собственной коровы, и этот эксперимент был опробован в Калиновке. Колхозники сдали своих коров в колхоз, а на улицах построили маленькие будки – ларьки, куда привозили с фермы молоко, и колхозники утром с бидончиком спешили к ним за тремя литрами молока.
     Ванин Д Е  рассказывал о растениеводстве. Тогда повсеместно внедряли посевы кукурузы, много сеяли сахарной свеклы, конопли. В Калиновке был пенькозавод, где из конопли делали тресту, и за большие деньги сдавали на канатные и шпагатные фабрики – пенька высоко ценилась. В колхозе Ярославского организовали коноплесемстанцию, где обрабатывали семена (помню, станки отделения семян от конопли выставляли прямо на поле, и тут же работали). Он рассказывал также о технологии выращивания многих растений, о сортах, о применении этих растений в промышленном производстве. Впоследствии  Ванина Д.Е. поставили во главе НИИ института эрозии почв в Курске, и будучи на пенсии он еще долго делился опытом, преподавая в  Курском СХИ и сельскохозяйственной академии.
     Белкин Иван Никодимович рассказывал о животноводстве: в Калиновке были лучшие породы коров и  свиней. За высокие надои молока на ферме, где был заведующим  Иван  Никодимович, ему и присвоили звание Героя Социалистического труда. Впоследствии он работал председателем сельского совета в Калиновке. Во время своего руководства страной Н.С.Хрущев лично распорядился провести трассу Москва-Батурин через Калиновку из Тросны, а она должна была пролегать по Орловской и Брянской областям. На территории Хомутовки при въезде решением Совмина уже был заложен фундамент сахарного завода. Был уже директор и бухгалтер, но в связи с отставкой Хрущева завод перестали строить.вставка  отношение Хрущева к комсомолу….
     Сравнивая жизнь села Калиновки в мои студенческие годы, сравнивая фермы, мастерские, предприятия, которыми гордилась Калиновка, с сегодняшними реалиями, скажу, контраст очень большой.
 В 90-е годы вся промышленность и сельское хозяйство оказались в пропасти разорения, этот удел коснулся и Калиновки. К этому времени в Калиновке был уже совхоз-техникум – решили умные люди соединить производство с обучением, но, увы! Кризис всей экономики не мог не ударить и по совхозу-техникуму. Сюда ставили грамотных руководителей, но текущая обстановка не позволила им проводить политику развития. Вначале техникум отказался от земли, от животноводства, разорился их «золотовалютный» пенькозавод,  заросли и были брошены сады.
 И вот появился один молодой человек, который основал свое КФХ в 1992году, и начал он с малого: взял Калиновский скот в аренду и начал организовывать  животноводство в хозяйстве.
 Но, поездив по стране и по загранице,  понял, что надо менять все производство, всю технологию и в животноводстве, и в растениеводстве на другой, современный лад. У этого молодого руководителя – Бурухина Виталия  Анатольевича – появились компаньоны, помощники. и начал он потихоньку внедрять свое видение в  развитие отрасли  – животноводства и полеводства.
     Закупил в Голландии черно-пестрый скот голштино-фризской породы, правда, намучился с ними на первых порах – скот капризный, не приспособленный к нашим условиям, очень большой отход был и молодняка, и взрослого поголовья. Но Виталий не сдался. Построил новый современный коровник, выгульные дворы, усовершенственную дойку, уделил внимание  кормовой базе, подобрал коллектив единомышленников и дела в хозяйстве пошли в гору.  Сейчас это лучшее стадо в области, надой на 1 корову составляет 8 тысяч литров ЗА 2017 год, а в Хомутовском районе только это поголовье КРС в его обществе ООО «Сапфир»2500 ГОЛОВ.
 Уделил внимание он и полеводству, стал завозить лучшие семена, внедрять новые заграничные технологии, вносить больше удобрений, правильно применять гербициды и все это сделало свое дело, урожайность в этом обществе выросла за 66 ц/га. Внедрил он прогрессивные технологии выращивания кукурузы на зерно – стали  сеять по 2-3 тыс.га и собирать по 120 ц/га зерна. Землю он прикупает, арендует у других обществ, на 2017 год у него уже более 13,500  га пашни. Ввели в  посев сою, открыл соевый завод, который дает молоко для молодняка и жмых животным, урожайностьее «! ц/га, валовое производство составляло 5400т.
 Чтобы переработать свое зерно, высушить кукурузу – построил зерносушильный  комплекс на 50тысяч тонн зерн, а валовое производство зерна в 2017 году составило 57000т.
     В настоящее время работает завод по переработке навоза КРС в удобрение. Не зря у него в хозяйстве проводят областные семинары – есть что показать, и студентам в том числе, но в техникуме сейчас нет отделения агрономов и зоотехников,  учат другим профессиям – таможенному делу, юриспруденции и прочие профессии.
Учеба неумолимо катила к завершению 3 курса. На Новый год меня попросили быть Дедом Морозом, и весь наш комитет комсомола превратился в сказочных героев.
 А на Масленицу в 1977 году сотрудники отдела культуры,  секретарь райкома комсомола просили быть районным Дедом Морозом и опять наши ребята и девчата стали ряжеными на празднике. Мне даже пришлось держать речь на трибуне рядом с членами бюро райкома партии  с Машей Ильиной – моей Снегурочкой, а внизу нас «оберегали» ряженые богатыри. Этот праздник проходил в Хомутовке на пруду. Как правило, на них было очень много народу и веселье продолжалось весь день.
      Летом в лесу на большой поляне проводили праздник  Троицы или Березку и опять же из техникума было много ряженых комсомольцев, мы давали концерт, участвовали в спортивных мероприятиях. 
      Мне- как секретарю комитета комсомол- всегда давали возможность 1 сентября поздравить  преподавателей и учащихся с началом учебного года.
 Однажды обком комсомола организовал учебу секретарей комсомольских организаций техникумов и училищ под эгидой ЦК комсомола, в Димитровском   (Московской области) сельскохозяйственном техникуме. Там я встретился с бывшим директором Калиновского техникума, при котором я поступал - Красотой. Он был рад услышать отзывы о техникуме, об учителях, с которыми проработал не один год в Курске. Я ему долго рассказывал о жизни в техникуме, и он с удовольствием пожал мне руку и попросил передать всем преподавателям привет.
     Как все же в то время относился к комсомолу Хомутовский райком партии. Первым секретарем был бывший председатель колхоза Калиновки Фатьянов Виктор Кириллович, и под его эгидой в Доме культуры в Хомутовке морозным февральским днем проходило одно из совещаний секретарей комсомольских организаций района с членами Бюро Райкома партии. Было много выступлений, в их числе и мое , были просьбы, критика, то есть было понимание взрослых проблем нашего молодого поколения. И в ту бытность многие комсомольские лидеры доросли до парторгов, председателей сельских советов, председателей колхозов и организаций.
 Я не раз тогда задумывался, а правильно ли выбрал свой жизненный путь, связав свою профессию с землей? Жизнь показала: что правильно связал себя с сельским хозяйством, с матушкой землей с её тружениками полей и ферм.
     За месяц до выпускных экзаменов мне  обком комсомола предложил путевку – поехать на поезде с комсомольским активом области по ленинским местам – Курск – Москва – Казань – Ульяновск – Ленинград на две недели.
Я было начал отказываться, но старшие преподаватели уговорили меня ехать: экзамены сдашь, куда ты денешься, а куда вы направляетесь, можешь никогда не попасть за всю жизнь. Я и согласился.
 Из Хомутовки было человек семь комсомольцев, а всего около 250 человек из всей области. В Курске нас расселили по вагонам в купе – я попал с парнем и двумя девчонками из Рыльска. Началось наше путешествие из Курска до Москвы, где нас водили по экскурсиям, музеям, посетили и Мавзолей Ленина.
 Второй раз я был в Москве, и все это увидеть было здорово. Жили мы  в вагонах. Ночью переезжали из города в город, а днем знакомились и посещали города и места связанные с жизнью В.И.Ленина. На третий день нас повезли в Казань, где мы посетили Казанский университет, потом была экскурсия в город Сызрань на Волге и уже на следующий день – Ульяновск.  Здесь пару дней нас водили по музеям, посетили дом-квартиру, где расположился Ленинский мемориал и мы увидели, как Государство заботится об  увековечивании жизни В.И. Ленина. В ночь нас отправили в Ленинград.
     В Ленинграде поезд оставили на запасном пути,  на вокзале, а нас на автобусе возили по всему Ленинграду, опять музеи, выставки, Пискаревское кладбище, Исаакиевский собор, ездили на мемориал шалаш-музей, где когда-то скрывался В.И.Ленин.  В общем, все хорошее, а там все прекрасно. Нам больше всех понравился Ленинград. Это еще раз говорит о том, как наше правительство, старшие братья-коммунисты, воспитывали подрастающее поколение, достойную свою смену. Представьте, одиннадцать вагонов поезда, его надо было провести по графику по каждому маршруту, организовать больше десятка автобусов и спланировать экскурсии. В общем, все участники были очень довольны. Ведь мы практически почти все были в этих городах впервые,  и все это осталось в памяти.
     В последние дни учебы из обкома комсомола пришла на имя директора телеграмма для меня: «Просим срочно Башкатову прибыть в Обком комсомола после сдачи экзаменов». Эту телеграмму читал и классный руководитель Барбашов Михаил Павлович.
     Мне он написал такие слова в пожеланиях: «Я желаю тебе идти в производство – ты там себя найдешь лучше, чем там, куда тебя приглашают, т.е. работать в райком комсомола». Вот эти слова Михаила Павловича и сыграли роль в моей жизни, моем выборе, о чем я не жалею.
     За период учебы в техникуме у меня скопилось десятка полтора Почетных грамот от ЦК комсомола, Хомутовского Райкома комсомола, обкома комсомола, похвальных листов, благодарственных писем родителям. Техникум окончил с красным дипломом,  чем очень  порадовал родителей.



     В Армии судьба забросила меня выполнять поручении Правительства в Посольстве СССР в Китае в составе двадцати шести своих сверстников, где меня избрали комсоргом нашей группы. И здесь мы не сидели сложа руки, с территории Посольства выезды были очень редки, да ехать тогда особо не разрешалось за пределы Пекина. Но у себя в Посольстве мы  сами придумывали себе и для сотрудников развлечения. Зимой постоянно играли в спортзале в волейбол, теннис, устраивали шахматные и шашечные турниры, в библиотеке было много  книг и мы с удовольствие их читали. Летом соревнования по плаванию в бассейне, через день крутили кино (была большая кинотека) в клубе, а в праздные дни устраивали своими силами концерт художественной самодеятельности. И так мы прожили один год.
После службы в Армии- Обком комсомола Курской области направил меня на работу в Хомутовский райком комсомола.
     В один солнечный июльский день, взяв с собой два чемодана, я с женой Лидией отправились в Хомутовку. Поселились мы на квартире у одной бабушки. Жила она в такой маленькой хижине, что просто негде было разместиться. Сходили в магазин, купили  необходимые для быта вещи и стали осваиваться с Хомутовкой и районом.
      Что собой представляла Хомутовка и Хомутовский район? 1194 квадратных километра территория района, 37% земель заняты смешанными лесами. Располагается район на северо-западе Курской области в 160 километрах от Курска и в 45 километрах от украинского города-побратима Глухова, 41 километр от Рыльска и 56 километров от города Дмитриева. Район пересекают дороги, одна – Батурин – Киев от Тросны, вторая – до Рыльска и Дмитриева. Население района составляло 22 тысячи человек. В районе действовали и работали: хлебозавод, райсоюз, сельпо, пекарня в Звенячке, молокозавод, заготконтора, два пенькозавода, автопредприятие, «Сельхозхимия», «Сельхозтехника» и три его отделения, ПМК-531, МПМК, ремстрой, ветеринарная лаборатория, крахмальный завод, узел связи, участок РСУ БО, редакция, отдел культуры, две музыкальных школы, киносеть, больница, техникум, средние и начальные школы, милиция, прокуратура, сад, баня, роддом, 28 колхозов, комплекс по откорму быков на 5-7 тысяч голов.
 Свинокомплекс в Ольховке и в Калиновке на 42 тысячи голов свиней, нетельное хозяйство, содержащее две тысячи телок,  райком партии, комсомола, райисполком, управление сельского хозяйства и пожаринспекция. Все это функционировало, как единый механизм. Везде шла своя жизнь, строили производственные помещения сельхозтехники, ПМК-53, школы, фермы, тока, дороги, жилье, как в Хомутовке, так и в колхозах. Люди были счастливы, ходили на праздники, в кино, кружки в  ДК, ставились много концертов , кругом курсировали автобусы до колхозов и до соседних городов, шумели  базары с приезжими автолавками из Глухова, Шостки, Сум из Укаины. Весь район участвовал в сельхоз работах в колхозах, особенно на прополке свеклы и ее уборки.
     В районе есть определенная достопримечательность XVII  веков. Это памятник архитектуры XVII века в Хомутовке – усадьба Левшиных, в котором располагался райисполком, а сейчас Администрация района.. Памятник архитектуры XIXвека – усадьба Нелидова в селе Гламаздино. В селе Сныткино – церковь иконы Казанской Божьей Матери 1806 года. Село Меньшиково – церковь Пресвятой Рождественской Богородицы 1852 года. Село Ольховка – церковь Пророка Предтечи Иоанна Крестителя 1870 года. Село Сальное – церковь великомученика Дмитрия Салунского 1880 года. На хомутовской земле родились несколько знаменитых государственных и общественных деятелей – Хрущев Никита Сергеевич в селе Калиновка, глава государства с 1953 по 1964 год;  Пимен Карпов, русский писатель, соратник Есенина и почитаемый такими писателями и поэтами, как Блок, Толстой, Горький. Редактор районной газеты Николай Шатохин раскопал эту забытую фамилию русского писателя в районных архивах. И с 1996 года на родине писателя в селе Турка Амонского сельсовета ежегодно проходят пименовские фестивали- чтения, куда приезжают гости-писатели со всей страны. Как говорится о Пимене – самородок от сохи, сумевший подняться до вершины литературного Олимпа.
     Орденоносцем орденов Ленина была звеньевая колхоза «Ленинец» Анна Слепынина, депутат Верховного Совета РСФСР, доярка колхоза имени Ильича Нечаева Валентина и многие другие труженики полей и ферм. Со многими мы работали в райкоме ВЛКСМ, это были наши помощники в патриотическом воспитании молодежи и школьников. Многие ветераны войны, как директор маслозавода Красновид, начальник милиции Стародубцев всегда были нашими гостями на комсомольских собраниях, Уроках Мужества, всегда рассказывали ту правду об Отечественной войне, солдаты, которые отстояли Родину.
     На работе меня встретили доброжелательно. Здесь я ближе познакомился с первым секретарем райкома ВЛКСМ Халиной Риммой Максимовной ,вторым секретарем райкома-- Кушнеревым Иваном Михайловичем, которого вскоре забрали в обком комсомола,   и заведующей школьным отделом Лисицыной Екатериной знакомой еще по совместной работе по техникуму, членом бюро райкома ВЛКСМ  Будниковым Н.И., который работал уже инструктором в райкоме партии; там же инструктором работал и мой товарищ по техникуму Сидоров Анатолий Федорович.
     Вскоре Халину Р.М. забрали в Черемисиновский райком КПСС секретарем райкома, и нам пришлось искать себе первого секретаря. Вскоре мы вышли на главного инженера калиновского колхоза имени XXIII партсъезда Кислова Владимира Дмитриевича –молодого, холостого и перспективного человека.
     Вторым секретарем пригласили Валентину Ильенко, учительницу из Сковороднево. Но проработав два месяца, она ушла в свою школу. Заведующей отделом школьной молодежи была бывший директор Дома пионеров Молчанова Лариса Александровна – вот ее и рекомендовали вторым секретарем райкома ВЛКСМ. А меня утвердили  секретарем райкома комсомола.
     Секретарем райкома партии был Фатьянов Виктор Кириллович, бывший председатель колхоза имени XXIII партсъезда села Калиновка. Он пригласил меня в кабинет, где мы долго разговаривали. Он помнил меня по техникуму, расспрашивал о службе в Китае. Потом он не раз давал мне поручения, которые я всегда вовремя выполнял.
     Вторым секретарем райкома партии был Леонид Пантелеймонович Алисов, крепкого телосложения, с басом, который умно выступал на партсобраниях. Он часто приглашал меня с собой в тот или иной колхоз в качестве агронома – правильно ли сажают картофель в колхозе им Жданова. Председателем колхоза имени Жданова был выпускник техникума Тюленев Василий Павлович, с которым я водил дружбу до последних его дней. Алисов Л.П. возил меня представлять на колхозное собрание в колхоз имени Советской Армии председателем колхоза. И потом много добрых дел мы делали вместе с райкомом партии.
     За несколько месяцев работы зав.оргом я хорошо познакомился с комсомольским активом района, а в этот период это была большая сила. В членах комсомола состояло 2800 комсомольцев – это 95% молодежи района комсомольского возраста. Моя работа и инструктора Райкома комсомола Герасина Михаила заключалась в том, чтобы вовремя проводить комсомольские собрания в организациях, собирать членские взносы, организовывать участие молодежи предприятий и организаций во многих комсомольских районных и областных  мероприятиях, проведение слетов, соревнований по многим видам спорта, проведение и подготовку пленумов и конференций, принимать в комсомол рабочую и сельскую молодежь,проводить встречи с ветеранами войны и передовиками труда, ветеранами производства. Впоследствии у нас, работников райкома комсомола, сложились дружеские деловые отношения с руководителями и секретарями партийных организаций района. Наш голос всегда был слышен и на комсомольских собраниях в организациях, и  на политучебе, в кругах партийных организаций. Мы всегда просили райком партии, их секретарей проводить раз в год совещания с комсомольским активом, секретарями комсомольских и партийных организаций. Немало наших активистов ушло работать на разные партийные, советские и профсоюзные должности. В тот период обком комсомола возглавлял  Чухраев Борис Михайлович, именно там рождались разные и интересные начинания для молодежи, такие, как «Медаль за бой  -  Медаль за труд из одного металла льют», создание комсомольских строек, и нам доверили отбирать и посылать туда молодежь, а также – по туристическим местам России и социалистических стран  и много других починов, инициатив.
 Когда у нас Лариса Александровна Молчанова стала секретарем райкома комсомола, жизнь наша стала еще интереснее. Меня избрали вторым секретарем, здесь, конечно работы и ответственности прибавилось. На бюро райкома меня выбрали командиром оперативного комсомольского отряда, где мы с комсомольским активом дежурили с повязками на руках в парке на танцах, по поселку, появлялись в Калиновке, где уже учились все группы, на вечерах. И я скажу, что за пять лет у нас в районе не было ни одной драки, ни одной стычки молодежи.
 По инициативе Молчановой, мы решили принять в комсомол токаря «Сельхозтехники» Маслак Петра у памятника Ленину в Калиновке, и комсомольский билет ему вручал председатель передового колхоза «Правда» Захарченко Петр Иванович. Сделали цветное фото, растиражировали его в обкоме и даже ЦК ВЛКСМ.
     Райком партии поручил нам, молодежи, составить и провести мероприятие «Русская березка» в лесу. Спортивные состязания, дежурство оперативных отрядов, разные игры – за всю работу мы отчитывались.
     В районе подбирали ребят комбайнеров – 8 человек, на уборку в Монголию, Поначалу отбор шел туговато, но мы своего добились и разнарядку выполнили. Как благодарили нас ребята после возвращения! А какие теплые слова мы слышали от тех, кого с трудом посылали по путевкам за границу! Одну свинарку, Лактюшину Валентину, у нас потребовал обком комсомола послать  делегатом на съезд комсомола. Целую неделю я уговаривал её мужа отпустить Валентину, труднее было со свекровью, которая была из старообрядческой семьи.  Но когда, вернувшись Валентина со слезами на глазах рассказывала про съезд, про мероприятия, которые там проходили. «Ведь я кроме Хомутовки ничего не видела». И свекровь, и муж остались довольны.
     В каждой комсомольской организации мы проводили свои конкурсы. Так, среди молодежи «Сельхозтехники» - лучший токарь, слесарь, мастер; КБО – лучшая швея; в «Сельхозхимии» - лучший водитель, специалист своего дела; медсестра, штукатур, врач; в торговле – на лучшую торговую точку, че стного продавца, бригаду культурного обслуживания, звено; среди колхозников – лучший пахарь, доярка. Много писали в газетах, по радио хвалили добросовестных и ругали нерадивых. В районе действовал «Комсомольский прожектор», где бичевали бракоделов, нарушителей труда и дисциплины.
     Рядом с райкомом ВЛКСМ совместно с ДОСААФ  отделали стрелковый тир. А однажды с Ларисой А.- секретарем РК ВЛКСМ пошли к председателю райисполкома Орлову Дмитрию Васильевичу, который в 1952 году тоже был первым секретарем райкома комсомола, с предложением и просили нас в этом поддержать, выделить нам место под стадион. Он, конечно, вначале воспротивился, но мы с Ларисой сразу попросили проехать туда, где сейчас находится стадион, здесь мы его и уговорили. Быстро со спорткомитетом района  оформили это место под стадион.
     Большая дружба была с милицией, военкоматом. Военкомат особенно просил нас помочь провести слет допризывников в какой-нибудь школе и выступить перед ними и нас, райкомовцев,и ветеранов войны и труда. Часто такие слеты проходили на территории Калиновской школы. А как райком комсомола шефствовал над школами района! В каждой школе была пионерская и комсомольская организации, и  мы каждый год работали над пополнением рядов комсомола за счет пионеров. Надо было видеть, как волнуются пионеры перед приемом в комсомол в райкоме. Мы их всех пропускали через бюро, некоторых даже не принимали из-за слабой подготовки. Сколько было слез и сколько радости, когда им через час вручали комсомольские билеты.
     Не забывали мы и о сельской молодежи. Всегда добивались, чтобы проходили комсомольские собрания. Узнавали, кто из молодежи неявляется членом комсомола, не был принят в школе, но прошло 2-3 года, и этот молодой человек неплохо работает, мы и их принимали в комсомол.
     В 1974 году пригласили мы райкомовцев из Глухова к себе в гости. А у Молчановой Л.А. уже созрел грандиозный план. Этот год отмечался, как год присоединения Украины к России.
     Мы предложили украинским коллегам высадить в память об этой дате парк на границе Украины с Россией. Они эту идею поддержали, назначили комиссию по проведению этого мероприятия, и работа закипела. Мы пригласили молодежь из Хомутовки, Калиновки, из Дмитриева военных участвовать в этом деле. Глуховцы заготовили саженцы разных пород деревьев, пригласили военнослужащих, водовозки с водой, машины с бурами и мы лопатами копали лунки, поливали и сажали. За день мы посадили парк в пять гектаров площади. В последний момент украинцы привезли большой камень с окраской, одна сторона черная, другая – беловатая. Я поинтересовался, зачем такой камень? Это ведь к ссоре. На что мне дружно ответили: «Мы  - братья навек», Но мои слова оказались пророческими. Десять лет деревца росли плохо. Мы следили за ними, подсаживали новые взамен засохших. И вот на четырнадцатом году деревья набрали такой рост, что получился просто лес. В те годы наши свадебные пары ездили в тот парк, возлагали цветы и там звучали здравицы в их честь.
     Наш райком занял свое место в обкоме комсомола. К нам начали приезжать гости из ЦК комсомола, артисты. А однажды, к нам приехал Герой Советского Союза Юрий Бабанский. Дня три он жил у нас в районе, проводил встречи в техникуме, в Доме культуры, у нас в актовом зале с комсомольским активом.
     Однажды у нас с ним произошел  казус. После работы, зимой, выехали в лес угостить его шашлыком, а потом молодые и задорные, он моего года рождения, начали бороться. Поборолись и разъехались по домам. Я поселил его в гостинице, а сам ушел домой. Утром он мне говорит: «Саша, а я звезду Героя потерял. Это когда, видимо, боролись». Я предложил взять человек десять ребят и просеять снег. Но он сказал, что это звезда не настоящая, что ему ее выточили на заводе, а настоящая – дома. И тут я успокоился. А про потерю он попросил никому не говорить.
     Не могу не описать один случай в нашей работе. Бросил как-то обком комсомола клич – девушек  посадить на трактора, как Пашу Ангелину на Кубани. И что вы думаете? Мне удалось уговорить трех красавиц во главе с секретарем комсомольской организации КБО Ниной Ефимовой пойти на курсы трактористов и закончить их. В апреле месяце я их отвез в колхоз имени Ильича. Дали девчатам на троих трактор ДТ-75, правда, хороший, заводился ключом и стали они пахать поле. Через четыре дня приезжаю на мотоцикле «Днепр», был такой у нас в райкоме, к ним на поле. Когда ехал, увидел возле магазина человек пять молодых парней, остановился и спрашиваю их, как им идея, что в колхозе на тракторе – девчата? А они пиво пьют. Ответа я не получил и поехал к девчатам. Двое были в тракторе с плугом, пахали, а третья отдыхала в общежитии. Остановил я их трактор, они подошли ко мне, все чумазые, выпачканные в мазуте, и мне стало стыдно и за  себя, и за председателя – ребята пьют пиво, а девчата работают. Тут я психанул и сказал своим красавицам, чтобы они оставили трактор здесь и уезжали домой со мной. Но они все равно доехали на тракторе до колхозного двора, сдали бригадиру, и я их отвез домой.
     И опять о работе. Райком партии начал и нас, как бы учить и проверять на зрелость – стали закреплять уполномоченными за колхозами, посылать на политзанятия. Первым за мной закрепленным колхозом оказался колхоз «Октябрь», где председателем быт Тетерин С.В. Представился я ему уполномоченным, а он мне и говорит, мол, иди ты домой, мы здесь сами разберемся, что ты здесь знаешь? Я и ушел, иду, а сам думаю: «Что дает это закрепление, что я могу сказать такому пожилому и с такой практикой председателю или агроному?». Но потом я понял, что и от нас была помощь. Попросить в районе дать колхозу больше машин на вывоз зерна или свеклы, поискать хороший погрузчик на свеклу. Все эти вопросы мы помогали решать председателю. А своя комсомольская работа не прекращалась ни на день, мы всегда были в гуще районных дел. Как-то смотрим, в одном колхозе накопилось очень много зерна на току. Спрашиваем, чем помочь, ведь на днях обещали, что пойдет дождь. «А вы пришлите человек десять, и мы перевезем его на склад». А склады старинные, там и машина не  помещалась, и приходилось лопатами да мешками добрасывать до дальних углов. И вот мы, не десять, а все 25-30 человек появляемся на зернотоку и за ночь все зерно засыпали в склады. Такой почин стал для нас нормой. Сами выискивали для себя дела.
     Однажды посетовала начальник отдела культуры, что у нас в районе нет хора. Мы тут как тут? Пригласил молодежь, свой актив, членов бюро, членов «Комсомольского прожектора», секретарей и замов в Дом культуры на хоровые занятия. И здесь у нас получилось, а некоторые стали ходить и на бальные танцы. Я и то три раза ходил, а потом не смог из-за нехватки времени, но в хоре пел.
     Не забывали мы проводить лыжные пробеги по местам, где жили когда-то Герои Советского Союза – наши земляки.  Мне за зиму довелось два раза ходить со школьниками Хомутовской школы в Амонь, к могиле Баранова, в Хатушу, на братскую могилу  и памятник Герою Советского Союза Видулина Николая.
     В 1974 году зимой нас, вторых секретарей райкомом и горкомов комсомола шести областей, пригласили на месячные курсы в Курскую зональную комсомольскую школу. Этот месяц пролетел очень быстро, но мы многое почерпнули из этой учебы. Мы познакомились со своими коллегами из других областей, ездили к некоторым по работе в районы, слушали и сами рассказывали о хороших начинаниях, о стиле и методах  работы в комсомоле. Школа была в гарнизонном Доме офицеров, руководителем школы была Архипова Галина.
 Каждый день занятий, посещение комсомольских организаций города, заводы, фабрики , сельские Райкомы комсомола, ездили на экскурсию и посмотреть комсомольскую работу Белгородского Обкома ВЛКСМ.
 Меня в первый же день заезда избрали комсоргом этих  сборов. Мы устраивали танцы, встречи с активом обкома комсомола, его секретарями ,заведующими отделов.
 Однажды, к нам приехали комсомольцы из стран Латинской Америки – Уругвая, Парагвая, Чили, Никарагуа, Перу и  из других стран.  Причем, многие приехали в Советский Союз нелегально и не знали, вернутcя ли они домой живыми? Могли ведь на границе схватить  где-нибудь в аэропорту и бросить в застенок. Три дня они пробыли в Курске. Мы с ними играли в волейбол, потом устроили встречу в Красном уголке гостиницы с гитарами, баянам и танцами. Как они завидовали нам, что мы живем в такой Стране, ни о чем не думая – о работе, учебе, пенсии, квартирах, отдыхе! Как у вас хорошо в городе, на заводах ,какие гостеприимные люди!
     Мы одарили  их подарками, сувенирами, отдельно друг от друга дарили  памятные подарки. Они плакали при расставании. Нам они подарили одни плакаты – лозунги об их борьбе против колонизаторов и угнетателей.
 И вот теперь можно порассуждать: нужен ли был комсомол? Нужна ли была пионерская организация? Да! – скажу я. Сколько молодежи эти организации отвлекали от пьянства, недисциплинированности, хулиганства, про наркотики и говорить нечего – их просто тогда не было, и мало кто знал, что это такое. Не было безработицы, все жили веселой, интересной жизнью.
 А сколько песен написано про молодежь и комсомол тех лет. Сколь мы видели патриотизма у солдат, рабочих, молодежи. Мы не считали деньги ни в 




























чужом, ни в своем кармане.  Да, в это комсомольское время мы дружили семьями, дружили по работе, со своим активом. Членами бюро старались избрать энергичных, с чистой совестью ребят, да еще, чтобы машина у него была служебная. Членами бюро были главврач больницы Зайцев Василий, директор кирпичного завода Руденко Анатолий, директор ветеринарной лаборатории Слепынин Николай.
     А чем занимался комсомол в высших эшелонах, как Обком,  ЦК ВЛКСМ – да всем тем же, что и на местах. Постоянные инициативы. Комсомольско-молодежная стройка в городе Железногорске была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой Михайловского Обогатительного Комбината, где в то время секретарем Горкома комсомола был Ерохин Владимир,  в городе Курчатове – то же самое –строительство Курчатовской АЭС, в Курске - это Химволокно, Трикотажный комбинат и многие другие заводы и фабрики, где трудилось до 50% молодежи комсомольского возраста.   
Роль первых секретарей обкома комсомола Даньшина Анатолия Алексеевича и Чухраева Бориса Михайловича в деятельности Курского комсомола в период их руководства обкомом.
     ЦК комсомола видел одну из задач для молодежи – знакомить с жизнью людей у нас в стране, посещающие иностранные молодежные делегации, а также за рубежом знакомить наши туристические делегации с жизнью, работой и бытом страны пребывания делегации.
 Для этого создали Бюро международного туризма «Спутник», Комитет молодежных организаций (КМО) контролировал международные связи различных общественных профессиональных, спортивных, студенческих, культурных и других организаций молодежи. Появилась Высшая комсомольская школа, в которой проходил учебу не только актив Советского Союза, но и представители «прогрессивных молодежных организаций» из стран Азии, Латинской Америки, и других стран.
     Очень популярны были комсомольские строительные отряды вузов, техникумов, которые уезжали на лето в разные концы страны на комсомольские стройки как главных Государственных строек страны, так и местных -районных и областных объектов, как в городах, так и на селе.
Вставка:  Патриотическая деятельность бойцов строительных отрядов Курской области в 60-80-е годы ХХ века.
 А какой патриотический подъем молодежи был в период освоения целинных и залежных земель как в 1945-1948 годы, так в 1956-1960годы. Сколько строительных, рабочих отрядов было послано в Казахстан на строительство городов, поселков, образование колхозов и совхозов. Сколько написано патриотических песен той поры.
Невозможно описать те почины, которые подхватил комсомол  в годы восстановления социалистического хозяйства области, их были десятки  в промышленности, строительных организациях, а  также и в сельском хозяйстве. Это такие, как призыв «Наивысшую производительность, достигнутую в юбилейном году, сделать, нормой каждого дня»; «Добился успеха- передай опыт товарищу»; «За себя и за того парня» ; «В труде –как в бою»;  «Курское- значит отличное»; «Поход по местам трудовой и боевой Славы Советского народа» и многие другие призывы и начинания.
     В Курской зональной комсомольской школе мы отучились месяц, после чего нам были выданы Удостоверения, свидетельствующее, что мы отучились на курсах II секретарей РК ВЛКСМ и сдали экзамены «Комсомольское строительство» на хорошо и отлично.
     Из Курских секретарей курсы в данной школе прошли:
     Ефимов Александр – Дмитриевский РК ВЛКСМ;
     Матусов Геннадий – Тимский РК ВЛКСМ;
     Сучкова Ирина– Суджанский РК ВЛКСМ.
    Башкатов Александр—Хомутовский РК ВЛКСМ.
     Вялых Людмила—Фатежский РК ВЛКСМ.


     Когда начал разваливаться Советский Союз, начал разваливаться и комсомол. На XI съезде комсомол был распущен. Началась дележка материальных ресурсов, спонтанно начали создаваться региональные Союзы молодежи. Но это уже был, конечно, не тот комсомол-через который прошли около 200 млн.человек старшего поколения..
     Мне однажды пришлось быть на торжественном вечере, которую проводили в районной библиотеке с ветеранами комсомола в Хомутовке  глава района Воронин Николай, сам прошедший весь путь комсомола: от главного агронома колхоза «Заря», секретаря комсомольской организации колхоза, затем прошел школу председателя колхоза и был избран главой  Администрации Хомутовского района. На вечере присутствовало много ветеранов, они рассказывали про свою молодость, свои дела, пели комсомольские песни, здесь же нам всем ветеранам комсомола повязали пионерские галстуки. Встреча прошла очень тепло  и надолго сохранится в нашей памяти.
     Не забыть нам поездки в Москву на торжественный вечер, посвященный 85-летию комсомола, который проходил в концертном зале гостиницы «Россия»! Нас было пять человек – Андросов Виктор Петрович-директор училища, Тяжкороб Евгений – директор школы №8 в Железногорске, дочь Андросова – Ольга, которой в этот день, 29 октября, исполнилось 20 лет,Я, Башкатов Александр- директор птицефабрики и  водитель Николай.
 На торжественном  вечере присутствовал Геннадий Зюганов, с которым нам удалось сфотографироваться, а также все бывшие секретари ЦК ВЛКСМ, с которыми мы тоже фотографировались у знамени комсомола. Было теплое рукопожатие с губернатором Громовым. Кроме того, звучали прекрасные выступления ораторов, песни о комсомоле, о родине, о молодежи. Кобзон с мэром Лужковым Ю.М. полчаса пели песни на сцене, а мы, стоя, подпевали. А сколько было слез счастья у пожилых людей, ветеранов комсомола от этой встречи!
     29 октября в День комсомола стало традицией в Курске проводить  мероприятия с приглашением комсомольцев всех поколений. На этих встречах собираются бывшие секретари обкома комсомола Ерохин В.Д., Кичигин А.А., секретари горкома комсомола г.Железногорска, секретари Михайловского ГОКа, СМУ_треста  «Жилстрой» и многих других организаций.
     Рассматривая фотографии разных лет нашей комсомольской деятельности, с ностальгией вспоминаешь  то время. Вот фото 1972 г. Районного комитета комсомола.
Халина Р.М. – I секретарь
Кушнарев И.М. – II секретарь
Зюзикова В. – зав.сектором учета
Герасин М. – инструктор
Башкатов А. – зав.орг.отделом РК ВЛКСМ
Вот другое фото, где  члены бюро райкома комсомола, отдел культуры,  редакция газеты, старшие пионервожатые, в торжественной обстановке проводим День пионерии 19 мая 1973 г. у памятника В.И. Ленину.
     А вот фотография – члены бюро РК КПСС после встречи с комсомольским активом района во главе с секретарем РК КПСС В.К.Фатьяновым, председателем райисполкома Д.В.Орловым. Мне здесь 18 лет, я секретарь комитета комсомола техникума, выступал на этом семинаре, 1969 г. Хомутовский район.
     Еще одна фотография – 1 секретарь РК КПСС И.К.Гранкин выступает на комсомольской конференции, здесь же – представитель обкома комсомола Соловьева Т.Н.- Первый секретарь Обкома комсомола, секретари райкома комсомола и партии.
     Памятная фотография, где меня, председателя колхоза им.Советской Армии делегировали на областную комсомольскую конференцию совместно с молодежью района. Возглавлял делегацию В.В.Горлов, зав.отделом РК КПСС. Встреча делегатов конференции в музее Боевой славы с ветеранами Великой Отечественной войны-- Никулиным первым Секретарем Курского Губкома  комсомола..
     И еще одно фото. Курская зональная  комсомольская школа. Вторые секретари РК и ГК ВЛКСМ, ноябрь-декабрь 1974 г. Это незабываемое время – все молодые, задорные, у всех уйма «рецептов» комсомольской жизни, отдыха, работы и организации разного уровня.

     Интересно, сожалеет ли нынешняя власть о комсомоле? Конечно, нет!!! Они так боятся юных сознательных молодых людей, независимо от их политической ориентации.
     Что получила Россия, лишившись комсомола?
      Все, что запланировали американские ястребы еще в 1946 году, все отрицательное для молодых людей страны. Мне кажется, что сейчас главная суть любого молодого, да и пожилого человека, это деньги, и чем их больше, тем больше они гордятся. Что можно увидеть с экранов телевизоров? Все, что несвойственно нормальному человеку. Страшно об этом говорить, видеть и думать, что будет с нашими детьми, внуками, потомками. Не хочется на этой ноте заканчивать главу, потому необходимо добавить, что через год, в 1973 году, меня приняли в кандидатом в члены партии, а в 1974 году  -  в члены партии. Я был доволен жизни, потому что уже имел хорошие отношения со многими работниками аппарата райкома партии, руководителями хозяйств и секретарями партийных организаций, нам молодой семье, комсомольскому секретарю Райкома комсомола дали новую двухкомнатную квартиру- какое это было счастье для нас с женой.
      Время бежало, и мы все росли, набираясь комсомольско-партийного опыта. Меня, как второго секретаря РК комсомола, часто закрепляли за проведением партийных собраний в колхозах, направляли на политзанятия. Однажды закрепили меня провести первое политзанятие в парторганизации колхоза «Искра» за 30 км от Хомутовски. Это было 2 октября. С Хомутовки я добрался на автобусе до Калиновки, а там, на своих двоих, отправился по направлению. Амони. Молодой, в кожаной курточке, кепка-картуз, спортивной ходьбой я преодолел 20 км до Амони. Через 2 часа добрался до места и обходной дорогой пошел в Неплюевку – еще 5 км. Проголодался, зашел по пути в колхозный сад, где нашел  пять спелых яблок, перекусил и побежал дальше, так как наступал вечер. По  темноте при свете уличных фонарей, нашел контору, где меня ожидали члены партии на политзанятие. Занятие проводил парторг, он же и пропагандист Кабанов. В выступлении познакомил свой коллектив с учебой, как писать рефераты, какие темы будем изучать и прочие колхозные экономические вопросы.
     Выступил и я на этом первом уроке, рассказал об итогах работы области, района, назвал передовиков в районе, озвучил, чем занимается райком партии, какие экономические проблемы решены и что остается на следующий год. Выступление мое слушателям понравилось, а тут еще Кабанов сказал, что я был в Китае. Попросили рассказать, как там живет народ, как относятся к нашей стране. Я начал рассказывать о жизни и быте народа в Китае. Привел один пример. Когда ватага 12-летних ребятишек бросили камни в наш автобус, с ними была старенькая женщина, так она одному отвесила оплеуху такую, что тот чуть не упал, остальные стали убегать, а она все трясла кулачком в их сторону. Это уже говорит о том, что хорошие дела старые люди ценили, а вот молодежь воспитывали уже в воинственном духе по отношению к России.
     Переночевав у Кабанова, на утро попутным транспортом отправился в Хомутовку.
     Расскажу еще один случай. Послали меня в Сальновскую школу провести в апреле комсомольское собрание. После собрания, пообедав у директора школы, я отправился домой. От Березняка пошел по дороге, а потом решил срезать угол через лес до Колячка. Но, увы, правая нога короче левой «оказалась»  и меня все время тянуло вправо. Иду уже час, слышу гул машин по трассе, иду на гул, а оказалось не туда. Короче, я прошел Колячковский лес вдоль целых пять часов. И только когда вышел к большим Соснам, я вспомнил, что этот лес – за селом Красный Пахарь. Вышел на окраину поля и увидел вдали огни, на них и пошел по растаявшему полю, по грязи, все время,  утопая в ней. Увидев селянина, спросил, что за село? Оказалось Доброе поле, а рядом Сальное. Так я пришел сюда. Получилось, что я сделал круг, плутая  по лесу шесть часов. Пришел к отцу Михаила Герасина, нашего инструктора, я бывал в гостях у них с Михаилом, весь в грязи, еле передвигая ногами, в мокрой одежде. Сняв всю одежду, отправили пеня на печь греться. Поужинал и уснул крепким сном. А дома меня ждала жена и мать, которая в тот момент была у нас. На другой день пришел домой, переоделся и опять в райком комсомола, где поведал о своем путешествии по весеннему лесу при моросящем дожде.
     Вот и такие оказии случались в нашей комсомольской работе


Рецензии