Читая роман Цветочный крест

 

Закрываю вторично прочитанный роман Елены Колядиной «Цветочный крест», старательно пытаюсь понять, что меня привлекло: 16 век, любовь, далёкая старина, наш бытовой русский язык (РЯ), который часто называют эвфемизмами и стыдливо произносят лишь в мыслях.

Начало необычно и банально. Два молодых человека. Один, правда, священник, но молодой и такой же оригинал, как и все молодые! Отец Логгин! Что за нерусское имя для глубинки, а может это забытое, устаревшее имя?  Не знаю. Но этот Логгин – оригинал! 21 год ему всего, а какие познания (афедрон!) приносит своей греческой лексикой (да кто знает, еще какой!) тёмной пастве лепотные по звучанию названия. Оригинал!

Его роль (не даром мужчина!) в судьбе главной героини (ГГ) Феодосии Строгановой ( в замужестве - Ларионовой), 15-летней ( в начале романа) непорочной девицы, глобальна. Вся дальнейшая  судьба – положительное и отрицательное в ней ,  из-за этого отца Логгина!

Исповедь, как начало романа, вся «крутится» вокруг богомерзкого греха. Феодосия и не понимает, о чём её спрашивает священник, так как не знает о реальном грехе: молода еще, неопытна, да и живёт далеко от блуда в родительском доме, вышивает в своей светелке ясное синее небо и Солнце. Вся в домашних заботах и хлопотах.
Разговоры в семье Феодосии звучат колоритные. Одна родственница-повитуха, благонравная вдова Матрёна чего стоит? Большой знаток анатомии Матрена всегда была начеку: помогала роженицам, обманув лукавого, помогала чадцам безбрачным и нагулянным, не пискнув, покинуть сей свет.

Матрена сыграет важную роль и в личной жизни Феодосии. Придя с исповеди, которая больше похожа на эротическую миниатюру, очень хорошо написанную, чувственную, Феодосия « вдруг и сама и не ведает, как  входит опорочица в пору греха»: к церкви святой и подходить нельзя, да и мимо креста тоже, ни воду святую, ни миро в руки брать нельзя…

А какой колоритный обычай: доброе дело- битьё! И половиком скрученным, и связкой лыковых лент, и еще чем под руку попалось, получила Феодосия в свой первый критический раз! Но опять же (вот обычай!) веником нельзя – женихи убегут!
Поревела, омыли теплой водицей, нарядили  да за стол усадили, и почувствовала себя Феодосьюшка «облегченной и просветленной», хоть тело и горело от ссадин после битья.

Поначалу от женских непристойных разговоров, она уходила к себе, смущалась, а потом всё же слушала байки повитухи Матрены – откровенные, доступные для понимания, достаточно анатомичные, временами – мистичные и страхонагоняющие! А где ещё, как не у Матрены, узнаешь об особенностях женщин и мужчин?

Запугали  Феодосьюшку,   может потому и жизнь её будет необычной…  другой, не той , что положена была ей по рождению: замужество, муж богатый солепромышленник, воспитание детей  и пр., - обычное для её происхождения.  А будет она, Феодосия, согрешившей со скоморохом(!), который окажется беглым преступником.

Забегу вперед, во втором романе «Потешная ракета»  (самый конец повествования) её судьба будет в чем-то похожей  с судьбой скомороха Истомы. Феодосия будет в монашеском обличие жить в мужском монастыре в Москве, где  убьют её друга, а обвинят в убийстве её. Второй роман заканчивается бегством Феодосии, НО встречей с сыночком Агеюшкой. Интрига Автора! Возможно, в третьем романе героиня предстанет в образе матери…

А сейчас к деликатной теме. Оба – Феодосия и Истома – молодые люди. Любил Истома ласки девиц, бражных блудищ ( я так поняла, пьяных девиц легкого поведения?!), мужеискусных девиц, но не любил лениво- сонных посадских баб. Что сказать? У каждого свой вкус! Но вот понравилась же ему Феодосия. Обратил он на неё внимание: не любил посадских баб, «но Феодосия, стащившая с креста деревянного Господа, запала в волчью душу».

Прекрасно понимал, что Феодосия, влюбившись в него, уйдет за ним, как уходили с ним другие,  «но первый раз дрогнуло сердце скомороха, захотел он, чтобы случилось не силой, с нежным дроченьем, его приветливыми ласками. И захотел он быть с Феодосией безмерно добрым, и благородным – брать её не в чужой земле, а в родном доме».

И, как влюбленная женщина 21 века, Феодосия, богатая дочь тотемского соледобытчика, рассуждала также. «Зачем мне злато твоё? …Зачем мне бисер твой? Зачем серебро? Соль твоя? Обозы? Кладези рыбные али пищные? Ты один мне нужен!...Тело твоё горькое, уста хмельные!»

Зачем- зачем ей материальные блага, если есть Он? Вот это женское начло, женская суть! Мы, дамы, бабы, женщины, сударыни и т.д. и т.п. не меняемся .

Действие, событие, произошедшее на 100 стр. (из 380стр.  романа) является переломным в судьбе Феодосии, и является кульминацией романа.

Все последующие события – беременность, арест и казнь Истомушки, замужество, рождение сына, потеря сына (она найдет его только в конце 2 романа « Потешная ракета»), блаженство, жизнь в деревне чудей и т.д. – последствия встречи, может быть роковой, необычной, блудной, греховной. Сколько можно привести определений- прилагательных, но они все вместе не смогут передать тот посыл, который дает Автор. Любит она все - таки свою Героиню. Это чувствуется : « Ах, подумать бы ей о грехе любострастия, что никогда не останется без непременного гневного внимания Божьего. Но кто ж в такой миг думает?!».

Феодосии суждено видеть Истому (Истомушку) только 3 раза: 1. на представлении, 2. у себя в горнице, 3. в тюрьме. Но образ его будет присутствовать, «всплывать» и в 1, и  во 2 романах.

Для нас важно представление образа  Истомы Автором. 1. Материальное положение Истомы. Оно важно, так как приглянулась-то ему девица из богатых : «…злата у Истомы не было, а палатами ему служил рваный шатёр, и укрывался он от снежного ветра не бревенчатыми стенами хоромов, а полой охабня…». 2. Характер Истомы с позиции не влюбленной Феодосии, а объективный взгляд Автора: « и не променял бы он полог леса и постель речного песка на душные перины, полу охабня на теплый запечный закут, а горсть снега с горячей кровью на сладкий кисель. Был он волком. И тепло овина манило его только плотью глупой скотины, готовой повалиться набок и подставить робкую шею под нож за охабку хозяйской соломы…».

Интересны и образы персонажей  романа, и их речь. Матрена- сказочница земли русской. Сколько она всего знает о мире! Рассказывает о диковинках, о которых в Тотьме и не слыхали.

Воевода Орефа Васильевич – «добрый боярин, лиходеям лишний день страдать  не давал – суд вершил весьма скорый…».  Знал толк воевода в делах: вора казнил, уварованное обращал в казну.

Язык Истомы богат на поговорки, пословицы, присказки «царь наш батюшка оттого грешит, что знает: сорок раскаявшихся грешников Богу милее одного праведника». Это о царе Алексее Михайловиче, а грех-то царя в чем? «Позрит он театральные глумы, а потом всю ночь на коленях перед киотом просит, да еще двоицу-троицу бояр прибьёт до смерти за лицезрение представления».
Но  как всегда, любят и уважают русские люди своего царя; «незлобивый и простодушный Алексей Михайлович» (говорит брат Феодосии Путила), царь-государь, светозарный Алексей Михайлович.

Быт того времени чудесно передается через яства: горшок грибной похлебки, миска сметаны, пресные рогульки с зажаристой манной крупой на обсыпке. И, конечно, медовое питье и самосиженная водка! Сиженая (самосиженная, по-нашему – самогон) – запрещенная, так как существовала царская монополия на хмельной (?) промысел.
Язык романа богат вологодской интонацией и диалектизмами. Их много, чтобы не быть голословной: сварганить (сделать, соорудить), бренькать (звенеть)- бренькал ложками в горшках, опосля (нареч. после), ихних и т.д.

В романе ( на то он и роман!) происходит множество событий. Я не ставлю цель – пересказать его. Я просто делюсь своим мнением о хорошо написанной книге, женском любовном романе, в котором много мистики, любви  и веры. Что стоит образ для Руси блаженной (дурки ) Феодосии! Цветочный крест, выложенный ею на противоположном берегу реки, появившийся за одну ночь, увиденный тотемцами – символ Красоты, Веры и скоротечности Жизни….

В чем «изюминка» романа? Это его  актуальность.  Хотя  события, пусть вымышленные (хотя кто его знает?) происходили 400 лет назад! И сегодня  всё также: девочки живут не так, как хотят их родители и общество, а как на роду написано! А на что еще можно ссылаться? Мистика и Любовь, Вера и сама Жизнь!

Источники:
Цветочный крест: роман-небылица / Елена Колядина. - М. : АСТ: Астрель, 2011.-380с.
Потешная ракета: роман / Елена Колядина. - М. : АСТ: Астрель, 2011.-250с.


Рецензии
Очень ярко и образно представили книгу!Но есть некоторые уточнения:имя Логгин
нет, скорее всего - вымышленное...В святцах - Лонгин, мученик первых веков христианства, тот самый легендарный римский сотник,который, стоя на страже при Распятом Христе,обратился в Веру Истинную, при виде Его страданий.Память этого святого -29 октября н/ст.В этот же день есть в церковном календаре и другой святой Лонгин, вратарь Печерский, наш древнерусский святой.
И потом - афедрон - это слово греческое, и оно присутствует в Евангелии.Что оно означает, комментировать нет надобности,но оно не является таким уж диковиннам
А в целом, понятно,что книга написана добротным древнерусским языком и это,конечно,её, этой книги несомненное достоинство.
После Вашего повествования,несомненно хочется ознакомиться с этой книгой, тем более,что рецензенту Вашей рецензии импонирует всё,что связано с древними сокровищами Руси

Ангелина Соломко   23.10.2021 19:49     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Я писала этот отзыв впервые в своей жизни. Понимаю, что надо обращаться к словарям, но я ведь просто читатель, многие слова мне в диковинку. Этот отзыв читала и автор, ей он понравился.

Марина Николашвили   25.10.2021 06:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.