Рамакришна. Все религии ведут к Богу

(из "Провозвестия Рамакришны")

Все религии ведут к Богу

Когда у человека есть истинная преданность и любовь, он может достигнуть Бога путём любой из отдельных религий или сект. Вишнуиты, поклонники Кришны, достигают Бога так же, как шакты поклонники Божественной Матери или последователи веданты. При-надлежащие к обществу Брахмо самадж[1], мусульмане и христиане также могут до-стигнуть Бога путём своих религий. И если вы будете следовать любому из этих путей с горячей преданностью, вы достигнете Бога. Если есть какая-нибудь неправильность в избранном пути, она исправится с течением времени. Человек, который хочет видеть Джаганнатх[2], может идти к югу, вместо того чтобы идти к северу, но рано или поздно кто-нибудь направит его на настоящий путь, и, в конце концов, он непременно увидит Джаганнатх. Единственное, что необходимо для достижения, это полная преданность Богу всем сердцем и всей душой.

Пусть каждый следует своей дорогой

– Я исповедовал все религии: индуизм, ислам, христианство и следовал по пути раз-личных сект индуизма. И я нашел, что все они различными дорогами приближаются к одному и тому же богу… И вам следует приобщиться ко всем этим верованиям и пройти по этим путям. Я вижу, что все люди враждуют во имя религии: индусы, магоме-тане, брахманисты, вишнуиты и т. д. И они не понимают, что тот, кого зовут Кришна, зо-вется также Шива, или Первоначальная Энергия, или Иисус, или Аллах. Единый Рама, обладающий тысячью имен.
К резервуару ведут несколько лестниц (гхатов). С одной лестницы черпают кувшина-ми воду индусы и называют ее джал; с другой черпают воду мусульмане кожаными ме-хами и называют ее пани; с третьей – христиане, которые называют ее уотер. Станем ли мы утверждать, что эта вода есть не джал, а пани или уотер? Это просто смешно…
Сущность одна, она только носит разные имена. И все ищут одну и ту же Сущ-ность, меняются только климат, темперамент и имя… Пусть каждый следует своей дорогой. Если он искренне, страстно желает познать бога, пусть не тревожится. Он достигнет его…
У Господа много имён
Вишнуиты, мусульмане, христиане и индусы все жаждут одного и того же Бога; но они не знают, что Тот, кто есть Кришна, в то же время и Шива, и Божественная Мать, и Христос, и Аллах. Бог один, но он имеет много имён. То, чему поклоняются, одно, но его называют разными именами, согласно времени, месту и национальности поклоняющихся. Все Священные Писания мира говорят об одном и том же Боге. Тот, кого называют в Ведах абсолютным Бытием, Сознанием и Блаженством или Брахманом, в тантрах[3] называет-ся Шивой, в пуранах[4] Кришной, в Коране Аллахом и в Новом Завете Христом. Однако, различные течения находятся во вражде одно с другим. Поклонники Кришны говорят, что ничего нельзя достигнуть без поклонения Кришне; верующие в Божественную Мать думают, что поклонение Божественной Матери, это единственный путь спасения; и, по-добно этому, христиане говорят, что никто не может достигнуть Царства Небесного ина-че, как путём Христа. Христос есть единственный путь, и христианство единственная религия, все остальные религии – ложны.

Фанатизм не нужен

Но это показывает только узость ума. «Моя религия истинна, все другие – ложны». Утверждения такого рода не могут быть верными. Совсем не наше дело исправлять ошибки других религий. Тот, кто сотворил мир, в своё время исправит эти ошибки. Наше дело состоит только в том, чтобы тем или другим способом осознать Его в себе. Бога можно достигнуть многими путями. Каждая из сектантских религий указывает путь, кото-рый, в конце концов, приводит к Божеству. Все религии, – это пути, но пути не есть сам Бог. Я видел все секты и пути. И они мне не нужны больше. Люди, принадлежащие к этим сектам, слишком много ссорятся между собою! Перепробовав все религии, я по-знал, что Бог, – это Всё, а я Его часть, что он Господин, а я его слуга; и опять я постиг, что Он – это я, а я – это Он.

Бог личен и безличен

Люди спорят между собой, говоря: «Бог личен и имеет форму. Он не может быть безлич-ным и не иметь формы». Таковы вишнуиты, находящие, что заблуждаются люди, покло-няющиеся безличному Брахману. Но когда к человеку приходит истинное осознание Бо-жества, все эти вопросы решаются для него. Тот, кто видел Бога, может сказать, на что он похож. Вам говорил Кабир[5]: «Бог, имеющий форму – моя Мать, Бог, не имеющий формы – мой Отец. Кого я буду унижать, кого я буду возвышать? Между ними полное равновесие». Бог личен, но в то же время безличен; имеет форму и в то же время не имеет формы. Кто может сказать, сколько Он имеет аспектов!

Притча о слепцах и слоне

Четверо слепых подошли к слону. Один дотронулся до ноги слона и сказал: «Слон по-хож на столб». Другой дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстую дубину». Третий дотронулся до живота слона и сказал: «Слон похож на огромную бочку». Четвёр-тый дотронулся до ушей и сказал: «Слон похож на большую корзину». И потом они начали спорить между собой относительно того, каков слон. Прохожий, услышав их спор и ссору, спросил, о чём идёт речь. Они рассказали ему всё и попросили его рассудить их. И прохожий сказал: «Никто из вас не видал слона. Слон совсем не похож на столб, но его ноги похожи на столбы. И он не похож на бочку, только его живот похож на бочку, и он не похож на корзину – его уши похожи, и также он не похож на дубину, а только его хобот похож. Слон соединяет в себе всё это вместе».
Точно так же и те сектанты, которые ссорятся и спорят между собой, видели один аспект Божества. Но только тот, кто видел все аспекты, может решить все эти споры.

Притча о хамелеоне

Или ещё: Два человека горячо спорили о том, какого цвета хамелеон. Один говорил: «Хамелеон на этой пальме красного цвета». А другой возражал ему, говоря: «Ты ошиба-ешься, он – не красный, а синий». Чувствуя себя не в силах выяснить путём спора, кто из них ошибается, оба эти человека пошли к третьему, жившему под этой самой пальмой и наблюдавшему все изменения цвета хамелеона. «Не правда ли, – спросил один из них, – ведь хамелеон, который живёт на этом дереве, красного цвета?» И тот ответил:
«Да, совершенно верно». Тогда другой спорщик сказал:
«Послушайте, что вы говорите, ведь хамелеон же синий». И человек, живший под дере-вом, опять сказал: «Да, совершенно верно». Он знал, что хамелеон, – это животное, по-стоянно меняющее свой цвет, и поэтому он оба раза отвечал «да», подтверждая оба противоречащие утверждения. Сат-чит-ананда  (абсолютное Бытие, Сознание и Бла-женство) имеет подобно этому очень много форм. Набожный человек, познавший Бога в одном аспекте, знает Его в одном этом аспекте. Но только человек, видевший Бога в Его многообразных аспектах, может сказать с уверенностью: «Все эти формы принадлежат одному Богу, потому что Бог многообразен». Он и не имеет формы и имеет её, и имеет так много форм, что их все знать невозможно.

Различные аспекты Божественного

И Бог не только личен и имеет форму, Он может принимать форму Кришны, Христа или воплощаться в любое другое тело. И совершенно верно, что для исполнения желаний преданных Ему людей он проявляется в бесконечном количестве форм. И в то же время верно, что Он представляет собой не имеющее формы, неделимое, абсолютное Бытие, Сознание и Блаженство. Веды говорят о Нём одновременно, как о личном, имеющем форму и атрибуты, и, как о безличном, стоящем выше всех форм и всех атрибутов. По-нимаете ли вы, как это может быть? Он подобен бесконечному океану абсолютного Бы-тия, Сознания и Блаженства.

Отношение между Богом личным и безличным

И как в океане сильные холода могут заморозить известную часть воды, которая будет плавать по его поверхности, принимая различные формы, точно так же горячее благого-вение (бхакти) может как бы сконденсировать известную часть Божества и заставить её являться в разных формах. Личный Бог, имеющий форму, существует ради своих бхакт  (дуалистических поклонников). Но, когда встаёт солнце мудрости, глыбы льда тают и становятся опять водой; сверху, снизу и со всех сторон, всё проникает Бесконечная Сущность. Поэтому в писаниях есть молитва: «О, Господь, Ты личен и имеешь форму. Ты также безличен и не имеешь формы. Ты проявлял себя в человеческой форме и жил среди нас, но Веды говорят, что Ты выше слов и выше ума – невыразимый, неощутимый и немыслимый». Но в то же время можно сказать, что для некоторого класса бхакт Бог вечно личен и всегда имеет форму. Есть места на земном шаре, где лёд никогда не тает и кристаллизуется в постоянные формы.
Кедар[6]: – Но, Бхагаван, в писании сказано также: «Господи. Ты выше слов и ума, но я понимаю только Твою личную форму, прости мне этот грех».
Бхагаван: – Да, Бог и имеет форму, и не имеет формы. Никто не может сказать, что Бог такой и больше никакой. Для набожного человека (для бхакты или возлюбившего Бога) Господь является личным Существом, имеющим форму. Но для того, кто достиг состоя-ния самадхи, в котором пропадает чувство «я», по пути правильного различения и зна-ния, для того Он не имеющий формы, безличный и абсолютный Брахман.
________________________________________
[1] Брахмо самадж – название индусской унитарианской церкви, основанной раджей Раммохан Роем в 1830 г. после Р. X. Церковь эта имеет различные разветвления в Ин-дии. Первоначальная организация известна теперь под названием «Ади самадж». Кешабчандра Сен был основателем общества, носящего название «Нового Завета», а Шиванатх Шастри основал Садхаран Брахмо самадж.
 
[2] Джаганнатх буквально значит «Господь вселенной». В Пури, в Индии, существует большой храм, где каждый год происходит праздник колесницы. Отсюда идёт распро-странённое выражение – «колесница Джаганнатха».
 
[3] Тантры – название священного писания индуистских направлений – шиваизма и шак-тизма.
 
[4] Пураны – священное писание индусов, придерживающихся авторитета Вед. Суще-ствуют 18 больших пуран и много меньших.
 
[5] Кабир – индусский святой, живший между 1488 и 1512 годами нашей эры. Он происхо-дил из низкой касты прядильщиков и стал основателем течения вишнуитов, названного по его имени «Кабирпантх». Учения его были настолько широки и всеобъемлющи, что их принимали одинаково и мусульмане и индусы всех каст. И в наше время тысячи людей среди низших классов индусов смотрят на него, как на своего духовного учителя.
 
[6] Кедар, это был очень известный бхакта, верующий человек дуалистической религии, «человек, любящий Бога». Он принадлежал к течению вишнуитов из последователей Чайтаньи. И он смотрел на Рамакришну, как на воплощение Божественной любви.


Рецензии