Примадонна нашей эстрады

Она знала, что ей надо трудиться много, трудиться упорно, чтобы достичь той вершины, на которой сегодня оказалась. Как говорят спортсмены, она сама определила себе планку. Внутренне она готовила себя к подъему на артистический олимп, верила в свои силы.
Ее имя - Алла Борисовна Пугачева.
Сегодня ее имя на устах зрителей молодых, старых и среднего возраста, оно не сходит с афиш столицы и других крупных городов, со страниц газет и журналов. Пугачева - победитель, лауреат и участник многих международных конкурсов. Она - примадонна, признанная народом, руководитель "фабрики звезд", готовит себе на сцене достойную замену.
Тернистым и отнюдь не простым был путь на занятые ею высоты. Алла Борисовна, по ее собственному выражению, пережила большое количество вождей и политических лидеров страны, продолжает победоносное шествие на эстраде, начатое немногим более тридцати пяти лет тому назад.
Умная, энергичная, талантливая, одержимая во многих вопросах, она достигла почета исключительно благодаря собственному труду, напористости, веры в то, о чем думала, о чем мечтала.
Я помню ее неоднократные выступления в нашем Чкаловском доме офицеров с оплатой за каждое выступление четыре рубля восемьдесят копеек. Три песни, это называется номер в концерте, выход - четыре рубля восемьдесят копеек. Каково, а?! За отделение в сорок пять - пятьдесят минут она уже получала одиннадцать рублей пятьдесят копеек. Таков был заработок певицы на заре ее творческой деятельности. Да, небогато жили тогда работники творческого цеха. Одна дорога до концертной площадки изматывала артистов, а по прибытии нужно вжиться в сцену, успеть порепетировать, заняться внешним видом: нельзя же выходить к зрителю в мятом платье, костюме. Надо держать свою марку, если хочешь быть уважаемым артистом и идти по лестнице к славе.
И она пела, с каждым концертом все лучше и лучше. В 1974-м становится победителем Всесоюзного конкурса, в 1975-м - лауреатом международного конкурса "Золотой Орфей" в Болгарии.
Одним из первых ансамблей, с которым она начала работать в 1969 году в городе Липецке, был ансамбль "Новый электрон". Песня Эмила Димитрова "Арлекино", исполненная ею в НРБ, принесла международный успех и всесоюзную славу. В эту песню, как и в последующие, Алла Борисовна, вложила всю страсть эстрадной певицы, великолепное драматургическое начало.
Я помню ее на нашей сцене молоденькой девушкой, с ярко выраженной талией, с бледным лицом, белыми руками и длинными рыжими волосами. При исполнении каждой песни она казалась мне свободной, раскованной, раскрепощенной, одним словом.
Раз от раза песенный репертуар улучшался, становился разнообразнее. Она поет элегии, песни радостные и грустные. Она как бы ведет разговор со зрителем, вызывая его на откровенность, на диалог, на четкое восприятие ею сказанного. "Бывает, - говорила певица, - что из зала идет огромной силы энергетическая волна, которая обновляет и будоражит. И я это чувствую, делаю вывод: понимают тебя или нет. Такое я особенно ощущаю в вашем Доме офицеров".
Чтобы договориться с ней о сольном концерте или хотя бы отделении, приходилось звонить на квартиру, разговаривать с ее мамой Зинаидой Архиповной, которая, надо отдать должное, содействовала в организации ее выступления на нашей сцене. Получилось - в один день два концерта.
Работая в Доме офицеров, я видел ее совместные выступления с Владимиром Винокуром в дуэте. Это было интересно, ново и оригинально. Такое, по-моему, сегодня просто невозможно.
Достигнув высокого положения в сценическом искусстве, Алла Борисовна, касаясь межличностных взаимоотношений артистов, подчеркивала мысль: "Живу я давно, горя особого людям не приносила, а что касается "звездной болезни", то я ею не болею, культ личности мне совершенно ни к чему".
Алла Борисовна всегда отстаивала честь страны на песенных конкурсах за рубежом. Она побывала в группе советских войск за пределами родной державы, была в Чернобыле, в "горячих точках". Ее песни наполнены глубоким смыслом, а порой и озорные, некоторые - с юмором. "Общение со зрителем через песни лишает меня чувства одиночества, которое почти всем присуще".
Помню я ее первые сценические наряды, которые не были похожи на тот балахон, который стал для нее чем-то символическим, традиционным на всю жизнь. Появившийся балахон расписывался потом художником-дизайнером Леной Пелевиной. А песни "Арлекино", "Миллион алых роз", "Не отрекаются, любя", "Айсберг", "Маэстро", "Все могут короли", "Настоящий полковник" и многие другие полюбились, запомнились на всю жизнь и по сей день являются золотым фондом нашей эстрады.
А с каким чувством, с каким настроением она пела на нашей сцене с Государственным оркест-ром радио и телевидения Армении, который тогда возглавлял композитор и дирижер Константин Орбелян.
В тех двух концертах Алла Борисовна впервые исполнила песню "Три счастливых дня" (от ред. - наверное, все-таки "Сто часов счастья"). Песня имела необыкновенный успех у публики. В узком кругу почитателей ее таланта Пугачева произнесла фразу, запомнившуюся мне на всю жизнь: "Три счастливых дня" - это хорошо, но это не должно быть пределом, еще лучше быть счастливой всю жизнь".
По-моему, личное счастье сопутствовало ей, а творческое - тем более. Она счастлива сама и пытается сделать своим творчеством счастливыми многих. Свидетельством этому является не только ее бурная жизнь на сцене, но и участие в общественной жизни страны.
Прошло столько лет со дня последних ее концертов на Чкалов-ской перед офицерами, прапорщиками, солдатами и сержантами, членами их семей, а я помню их, как и предыдущие концерты ее молодости.
 Примадонна - звание народное и весьма, весьма заслуженное. Думаю, что Алла Борисовна прекрасно понимает это.

Олег СОРОКИН


Рецензии