Мы были готовы оперировать даже в юрте

Как говорил великий русский поэт Михаил Лермонтов, достойный человек сам создает условия для самореализации, его дела свидетельствуют сами за себя и выдают масштаб его личности. По словам Лермонтова гигант всегда остается гигантом, даже если он находился бы в яме. Тогда как карлик даже на высокой должности выказывает свое ничтожество. Мы продолжим сегодня разговор с Калдарбеком Абдрамановым, который представляет из себя именно такую личность, многолетняя деятельность которого в сфере сердечной медицины на республиканской уровне - на руководящей должности в НИИХСТО – эта была борьба за совершенствование сердечной медицины, а после его незаконного увольнения, он продолжил ту же самую работу уже в качестве руководителя Южного Регионального Научного Центра кардиологии и кардиохирургии - и здесь также отмечено то же самое последовательное и упорное продвижение вперед и совершенствование работы на региональном уровне.
 
Искусство хорошего менеджера

-Калдарбек Алишерович, у вас как бы наработан уникальный опыт реформ в кардиологии и кардиохирургии, подобного которого нет, наверное, ни у одного другого руководителя в медицине. Я имею в виду 10 лет жизни, отданные реформе кардиологии и кардиохирургии в центре в НИИХСТО, Бишкеке - и примерно столько же времени, отданные подъему Южного регионального центра. Какие сложности возникли в процессе становления Южного центра?
 -Примерно такие же, какие были у меня при организации НИИХСТО и даже больше сопротивления со стороны чиновников. Многие просто отказывались принимать саму идею открытия такого центра в южном регионе, считая это едва ли не проявлением местничества и даже трайбализма. Но было ясно с самого начала, что нужно открывать хотя бы один такой центр для всего южного региона, в котором проживает 65 процентов населения страны, чтобы значительно улучшить медицинское обслуживание сердечных больных. Поэтому еще находясь в должности директора НИИХСТО в Бишкеке я занимался данной проблемой и уже тогда были проведены все предварительные организационные работы. Сначала я смог открыть южный филиал НИИХСТО, потом нам удалось преобразовать его в Южный региональный научный Центр кардиологии и кардиохирургии, что позволило совершенствовать и расширить нашу работу, хотя было много критики, сопротивления. Каждый шаг вперед давался с огромным трудом, но это всегда так бывает в нашей стране и с менталитетом наших чиновников и населения.
-Какой курьезный случай вы можете вспомнить в процессе становления центра?
 - Смешные ситуации бывают всегда, когда занимаешься подобного рода масштабными делами, но лично для меня больше всего запомнилось недовольство и неблагодарность высокопоставленного чиновника из министерства, который вначале сам помогал, дал нам разрешение на открытие южного цента. Но, он же, почему-то, спустя пол-года после открытия центра начал открыто выступать против. Именно в тот момент, когда как новое учреждение мы сильно нуждались в поддержке Минздрава.
В результате мы оказались на грани закрытия, без оборудования, без площадей и помещений для разворачивания необходимых структур, -зажатые в угол, с одним туалетом на весь центр!
У меня же руки опускались. Мне было обидно от того, что чиновники относились так, как будто это важное для южного региона государственное учреждение, я организовал для себя. Тогда я вспомнил свои слова, когда-то сказанное ему в его кабинете. Я ему сказал... "знаю, какие трудности ждут меня, но, пожалуйста, помогите издать приказ об открытии центр, а дальше – это уже будет мое дело руководителя - как организовать работу, я буду оперировать хоть в юрте".
 Пришлось идти вперед самому, практически в одиночку, как будто строю для себе дом. Практически приходилось оперировать "в условиях юрты". Конечно нашлись люди, не медики, которые понимали меня, и помогли. Спасибо им огромное. О них я конечно расскажу, когда-нибудь.
В конечном итоге мы смогли создать настоящий центр третичного уровня! Поэтому, успех работы руководителя любого медучреждения главным образом зависит от подбора специалистов и единомышленников и конечно, степени доверия, поддержки вышестоящих руководителей. Чиновник, который вначале давал нам свое добро, потом тормозил развитие -  ничего этого не понимал, он жил в совсем другом мире, и медицина для него была прежде всего источником наживы и удовлетворения своих потребностей. Я это потом понял!
Но, курьезность случая не в том, что он оказался таким, а в том, что я до сих пор этого экс-чиновника уважаю как человека, ценю как невольного организатора нашего центра. Представьте себе, что было бы, если бы он тогда отказал мне - и не открыл наш центр!? А ведь до него ни один из министров не осмеливался идти на такой рискованный шаг. Как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанское.
 
Мы были готовы оперировать даже в юрте

-Расскажите немного об институциональном развитии и становлении Южного центра?
-Как я уже говорил, самым важным шагом здесь было после открытия Южного филиала НИИХСТО в Джалабаде, трансформация этого учреждение в Южный региональный научный центр кардиохирургии, что существенно расширяло наши возможности и одновременно ослабляло бюрократию и произвол чиновников. Ведь по существу ЮРНЦХС обретал такой же статус, как и НИИХСТО и НЦКиТ. Но продвижение вперед, каждый новый шаг на этом пути – означает новые и новые проблемы, порой самые неожиданные. Если в самом начале мы боролись за помещение для нашего центра с другими претендующими на эту недвижимость, то затем возникли чисто технические проблемы, касающиеся установки современных туалетов, лифтов для транспортировки больных, обеспечения бесперебойного водо-и-электроснабжения. Если вы помните, было время, когда мы заканчивали операцию при свете мобильников.
Но сегодня уже все эти проблемы позади. Руководитель медучреждения, если он хочет добиться успеха в своем деле, должен быть прежде всего менеджером и рачительным хозяином, уметь использовать любой шанс, который подбрасывает ему судьба. Особенно когда такая возможность появляется сверху?
-Что вы имеете виду?
 - Я хочу прежде рассказать вам одну историю, которая произошла с нами во времена Бакиева. Когда я руководил НИИХСТО, мы с Таланбеком Батыралиевым (тогда он работал в Турции) сумели приобрести ценное медицинское оборудование, которое подарили нам в качестве гранта турецкие кардиохирурги. Однако это штука, хотя и небольшого размера, но была весьма дорогой – стоила около миллиона долларов! И возникла масса непредвиденных проблем с доставкой такого груза в Кыргызстан. Чтобы облегчить этот процесс я обратился с официальным письмом к Татьяне Бакиевой, а заодно пригласил ее на торжественное мероприятие по открытию нового отделения в НИИХСТО.
Первая леди откликнулась на наше письмо и ее покровительство помогла нам без лишних хлопот привезти ценный груз в наш институт, минуя ненужные хлопоты и расходы. Вот это я называю действием хорошего руководителя в медицине! Позже, после смены власти в апреле 2010, когда спикером Жогорку Кенеша стал А. Келдибеков, он также отреагировал на наш запрос. Этот политик, надо отдать ему должное, с пониманием отнесся к важности становления самостоятельного кардиологического центра на юге Кыргызстана. Мы просили 100 миллионов сомов, чтобы наш центр был обеспечен всем необходимым, но правительство страны приняло решение о выделении нам 40 миллионов сомов, что стало значительным событием в становлении нашего центра. Благодаря этим деньгам нам удалось создать современную операционную, оборудованную всем необходимым и провести частичный ремонт центра.
 - Но опять же освоение этих денег было сопряжено со многими проблемами. Я помню ваши разборки со строительными организациями?
- Да, конечно же. Средства на ремонт были выделены не нам, а согласно предложенного нам проекта работ строительным организациям. Но как это и бывает во многих случаях, строительные организации, стремятся как можно быстрее освоить эти средства. Стремятся делать не то, что нам нужно в первую очередь, а что интересует их самих больше всего. Но мы проявили твердость и заставили строителей неукоснительно следовать нашему плану – нас интересовали прежде всего подготовка операционной, процедурных кабинетов, четкая работа системы канализации, лифтов и так далее.
Так что мы оказались успешными в этом плане на Южном фронте. Но мне обидно что перед этим, когда я был директором НИИХСТО уже практически был решен вопрос о выделении денег на строительство нового крупного центра в Бишкеке, однако смена власти в стране не позволила реализоваться этим моим планам.
 - Но вернемся опять к вопросам институционального развития южного центра. Я как понимаю, подготовка помещения и приобретение необходимого оборудования, раскрыли вам новые возможности?
 - Да все это делалось для укрепления научно-технической и материальной базы центра. Мы наладили центр подготовки кардиохирургов, ординатуру, аспирантуру, докторантуру, диссертационный совет - то есть Южный региональный центр действительно превратился в кузницу молодых кадров для нашей отрасли медицин. Кто мог представить себе такое в Жалалабаде каких - то 10 или 15 лет тому назад!? Даже сегодня, многие чиновники не осознают или не хотят поверить в то, что такое произошло именно у нас - в регионе! Несмотря на успехи мы не стоим на месте. В последние годы нам удалось преобразовать наш центр в совместный центр кардиологии и кардиохирургии, что происходят впервые в нашей стране.
-Почему это так важно?
- Вообще-то то, что в Кыргызстане кардиологический и кардиохирургические центры работают независимо друг от друга, является серьёзной проблемой. Для успеха в лечение сердечных больных необходимо тесное взаимодействие этих двух институтов - отраслей медицины. С этой целью еще в Бишкеке, будучи директором НИИХСТО, я всячески старался сблизить эти два направления, объединить сотрудников, их взгляды, подходы на диагностику и лечение заболеваний сердца. Ведь, несмотря на то что эти искусственно разделенные отрасли называются сегодня по разному, они являются одним целым! Больной один и подходы к лечению и диагностике должны быт едины. Поэтому, врачи-кардиологи и кардиохирурги, центры кардиологии и кардиохирургии должны быть объединены в одно целое и обязаны работать вместе как одно учреждение - центр, под одним руководством, а не быть разделенными на два, три, как это сегодня происходит в головных центрах Бишкека. Это не мое личное мнение, а мировая тенденция, о которой так часто говорил нам наш учитель М. Миррахимов. К сожалению, я это начал понимать только сегодня, спустя 10 лет! Мне сегодня немного стыдно - за то, что даже будучи гораздо молодым, чем мой учитель, я отставал от него в этом вопросе на 10 лет!
Став руководителем Южного регионального центра я реализовал ту же самую цель по объединению кардиохирургов и кардиологов в самом нашем институте, что способствовало значительному развитию и совершенствованию медобслуживания. Существенно обновилась и материально-техническая база нашего института. Если вначале 7 лет назад нас всего было 70 человек и двадцать коек. То сегодня нас уже 200 человек и институт располагает 100 койками, оснащен современным оборудованием и уже накопил значительный опыт совместной работы. В центре вместе со мной оперируют 10 молодых кардиохургов, двое - самостоятельно, совместным лечением больных заняты еще 20 кардиологов. Если раньше одного и того же больного кардиологи кардиохирурги лечили по разному, то сегодня диагностируют и лечат сообща, принята "одна стандартная линия".

Что нужно для подъема регионов и медицины?

 -Президент сказал, что без подъёма регионов, невозможно добиться подъема экономики страны. То, что вы делали все эти десять лет, это и есть по существу подъем кардиохирургии и кардиологии в регионе. Что следует делать, на ваш взгляд, чтобы добиться подъема всей медицины в регионах и следовательно по всей стране?
-Ничего не ломать. Но все-таки работать по-новому и создавать условия для того, чтобы руководители работали но-новому. Как в советское время, если вы помните, участковые врачи отвечали за здоровье больных на отведенном им участке. Медосмотры проводились регулярно, прямо в школы приходили педиатры стоматологи, осматривали детей. И точно также каждая беременная находилась под контролем врача. Не надо разрушать эту традицию, надо восстанавливать тот же самый уровень ответственности врача. Понятно, что в новым условиях это сделать будет гораздо труднее. Наше государство просто не способно в данном время и обозримом будущем решить все проблемы медицины. Но все-таки выход из положения есть. Пусть страна продолжает и впредь делать то, что она в силах делать –скажем если медицине выделяется 3 процента он бюджета, пусть так и будет, но можно лучше и эффективней использовать даже эти выделяемые незначительные средства.
-Каким же образом?
- Ведь что сегодня происходит при существующей системе. Допустим какое-то медицинское учреждение получает от государства 100 миллионов сомов - на все, что нужно для нее. Это и зарплата, и плата за коммунальные расходы, ремонт зданий, и за электроэнергию, и на приобретение оборудований, лекарств, материалов и прочее. Но это очень незначительные средства. Едва хватает на обеспечение заработной платы врачам и медсестрам - очень скромной - на какое-то лимитированное количество операций, за лекарство, электроэнергии. И все – деньги закончились. На ремонт крыши, замены труб, установку нового оборудования, а тем более на развитие научных исследований средств нет. Вот почему у нас в стране в медицине сохраняется ситуация близкая к катастрофической. Даже деньги непосредственно выделяемые на операции и медицинское обслуживание больных не доходят полностью до этих позиций, съедаемые все теми же неотложными платежами - за свет, воду, газ и прочее. Какой есть выход здесь?
Только предоставления свободы медучреждениям в том числе и в вопросах финансирования своей деятельности. Те деньги, которые выделяет государства должны составлять четверть или треть всех средств, которыми располагает медучреждение. Остальные 80 или 60 процентов средств учреждения должны зарабатывать сами. Чтобы легче оперировать, я возьму в качестве примера наш центр. Мы сегодня производим около 400 операций в год. Говоря условно, деньги которые выделяет нам государство хватает на проведение 100 операций. Это так называемые уязвимые слои нашего общества, нуждающейся в поддержке государства. Для них будут сделаны операции за счет государства, бесплатно или льготно. Остальные 300  должны производиться на платной основе. Вот тогда и появятся деньги и для повышения зарплат врачам, и на ремонт, учебу и на закупку нового оборудования – кстати говоря, и государственные деньги будут расходоваться эффективно. Без этого нам не удаться вытащить медицину из нынешнего состояния еще очень долго!
- Как будет при это распределяться ответственность врачей?
-Хороший вопрос. Сегодня же за все в стране отвечает министр здравоохранения, а врачи на местах, лишены всякой ответственности. Так вот предоставления большей свободы врачам и руководителям медучреждений в центре и в регионах будет одновременно повышать их ответственность и качество работы. Министр должен назначать областных главных врачей, а те в свою очередь назначать руководителей на уровне районов. Что касается медицинских центов вроде НИИХСТО или нашего центра и большинства подобных учреждений в столице, то здесь существуют правила и процедуры проведения выборов Учеными советами, которым следует соблюдать и не нарушать. Как бы там ни было, наша страна и руководители должны быть заинтересованными в приходе к власти настоящих организаторов и руководителей, которые будут способны наладить в своих отраслях. Но, повторюсь, для развития медицины необходимо модернизировать механизмы финансирования учреждений и децентрализация управления системой. Иначе ничего не получиться.
Беседовал Замир Осоров.


Рецензии