Моряк

 Какое впечатление величия исходит, когда человек заглядывает в бездны неизмеримых пространств! Он ощущает тогда своё ничтожество. Такое чувство испытывала Вера, впервые увидев океан. Это случилось во время её поездки во Владивосток.
 Город Владивосток – центр Приморского края, порт на Тихом океане в бухте Золотой Рог на восточном берегу Амурского залива. Владивосток – город, обращённый лицом к океану. И вот Вера оказалась лицом к лицу с океаном. Её чувства не в силах постигнуть всю мощь грандиозного явления. При взгляде на раскинувшийся перед нею пейзаж она ощутила восторг и страх. Её серые глаза светились восторгом, а задумчивое лицо говорило о сильном ощущении.
 В самом деле, кто может остаться равнодушным к необъятному простору океана? Взор блуждал по океану. Во всю открывшуюся перед ней панораму зыбился океан. До самого горизонта не видно земли, кроме Японских островов. Было начало сентября, но было так тепло, что ещё находились любители купания.
 В глубокой задумчивости стояла Вера на берегу, откуда открывался вид на океан. Было тихо. Тишина подчёркивала красоту окружающей природы. Всё вокруг дышало покоем, а торжественное великолепие океана придавало ландшафту величие.
 Но океан даже при полном безветрии слегка колышется. Океан дышит, словно живое существо, грудь его вечно вздымается. Поверхность океана подымается и опускается.
Глядя на безбрежную водную стихию, Вера думает о сыне. Роману ещё надо учиться, чтобы стать моряком. После того, как он поплавает на корабле, станет настоящим моряком. Она питала надежду, что со временем он может стать капитаном. Надежда – великий утешитель, но только всемогущий может ему помочь. У каждого человека своё призвание. Роман пожелал стать моряком, таково его призвание.
 Пусть читатель не ждёт от меня описания моих героев. Это были муж Веры Ярослав и их сын Роман с молодой женой Любой. Сын после службы в армии поступил учиться в мореходное училище во Владивостоке. Ему ещё многому предстоит поучиться, но он стремился поскорее выйти в море, потому что плавающей птице негоже засиживаться на берегу. Его давно уже томили мечты о морском плавании. Однако ему встретилась девушка, которая вошла в его сердце с первого взгляда.
 Самым ревностным образом он принялся ухаживать за ней и девушка оценила внимание, оказанное ей парнем при первом же знакомстве. Он старался предупредить каждое её желание, сразу расположив её к себе этой данью уважения, от которой не откажется ни одна женщина.
 Люба после смерти матери воспитывалась в детском доме, пока отец не женился вторично. Потом он забрал её из детского дома и под присмотром мачехи она и выросла. Поэтому не следует удивляться, что  Люба  вела  себя несколько сдержанно.
 Когда в сердцах молодых людей воспламенится огонь любви, ничто не может помешать им воссоединиться в одну семью. Они зарегистрировали брак и сняли квартиру у одинокой старухи. Они заняли одну из комнат и Люба с усердием начала приводить её в порядок, стремясь создать удобство для себя и своего мужа.
 Люба сумела придать квартире некоторый уют и почувствовала, что может гордиться своим приютом. Покончив с этими обязанностями, она погрузилась в размышления о своём новом положении. Не без удовольствия она мысленно переживала случившееся с нею и строила догадки о том, что её ожидает в будущем. Ей предстояло познакомить родителей мужа со своими родителями. Они были местными уроженцами. Родителям Романа понравились скромные манеры невестки. Они придавали её облику очарование.
 Из Владивостока они поехали в деревню познакомиться с родителями Любы. Во Владивостоке конечный путь транссибирской железнодорожной магистрали. Отсюда все поезда идут в одном направлении. Они сели в поезд и поехали. Вокруг тайга. Взор блуждает по лиственному океану. Деревья образовали шатёр, простирающийся в сторону океана, сливаясь с небесной синевой у основания небосвода.
 Бескрайние просторы зелёного океана создавали впечатление величия. Разве это не похоже на океан? Правда, тут нет пенистых волн, солёных брызг и бурунов, нет свирепых тайфунов и непрерывного бултыхания волн. Зато здесь тишина и пьянящий запах листьев, чего нет на море. Веру же больше занимала величественная красота бескрайнего леса, чем сравнение его с океаном.
 Гостей встретили радушно. Вся компания уселась за столом с угощением. В завязавшейся беседе отразились характеры тех, из кого состояло общество. Женщины налегали на жаркое, а мужчины проявили общительность, причём каждый из них весьма упорно отстаивал свою точку зрения.
 Гостей потчевали на славу. Хозяева питались, как дай бог королям. Хозяин занимался охотой и рыбной ловлей. Леса изобиловали птицей. Олени, медведи, зайцы вместе с другими четвероногими пополняли запасы провизии. Блюда, которые в другой местности были бы роскошью, здесь приелись до того, что на них глядеть не хотели. Обед, которым потчевали хозяева гостей, свидетельствовал о богатстве хозяев. На столе присутствовала горбуша, отбивные котлеты и холодные закуски из дичи – словом, тут ничего не пожалели в честь гостей.
 - Вы, видать, на голодном пайке тут не сидите, - заметил Ярослав, основательно вкусивший разносолов.
 - Да, дичь нам уже приелась, - ответил хозяин.
 - Привередничаете?
 После обеда гости пожелали полюбоваться красотой этого края. Пейзаж воплощал в себе богатство природы, ещё не покорившейся требованиям человека, плодородной и не лишённой прелести даже в своём первобытном состоянии. Лесная тень и живительные ветры, дующие с океана, смягчали жару.
 Хозяин же приступил к исполнению своих обязанностей. Он был секретарём партийной организации и готовился к отчётно-перевыборному собранию. Надо сказать, что все, знавшие парторга, видели в нём человека превосходных душевных качеств. Он со всей душой выполнял свои обязанности и никогда не участвовал в том, за что ему пришлось краснеть. Нельзя было не исполниться к нему уважения. Ни один человек не проходил мимо его, не поздоровавшись или не перекинувшись с ним благожелательными словами. Но нередко он позволял себе указывать начальству на их ошибки и выговаривать за их упущения. Над всем этим возвышалось чувство справедливости. Эта черта и вызывала в людях чувство уважения к нему. Таков был отец Любы.
 День клонился к вечеру, а ночь обещала быть темнее обычного. Солнце уже село, и сумерки должны были смениться непроглядной тьмой. На лес спускалась ночная тень и только верхушки деревьев смутно выделялись на фоне облаков. Эта ночь была исполнена величия. Природа говорила на красноречивом языке ночной глуши. В воздухе трепетали вздохи деревьев, время от времени скрипел ствол, когда сук тёрся о дерево. Кругом царил торжественный и величественный покой. Только шелест листьев нарушал сон притихшего леса. Уснули и гости. Долог сон усталого путника после долгого пути, но, наконец, они поднялись со своей постели. Позавтракав, они немного прошли по тропинке и оказались на сторожевой вышке, откуда, словно на ладони, открывался вид на уссурийскую тайгу. Перед ними простирался лес. Куда ни кинь глазом, тянулся нескончаемый дремучий лес с его озёрами, рекой Уссури и со всем богатством первозданной природы. Они разглядывали открывшуюся перед ними картину с чувством наслаждения. Они воспринимали красоту пейзажа, чувствуя его величие и торжественное спокойствие.
 - Как красиво! – воскликнула Вера, с наслаждением вдыхая свежий воздух.
 Вскоре гостям наскучило однообразие. Знакомство очень скоро исчерпало себя. Хозяева целый день на работе, общались только вечером. Вечер чудесный! В воздухе ни дуновения. Ни один лист на дереве не шелохнётся.
 - Картофель в этом году уродился хороший. Да, картофеля в этом году будет вдоволь, но убирать его некому. Мы заняты на работе, а свой огород убирать некогда, - говорит хозяйка.
 - В колхозе много дел, но надо и свои не забывать.
 - Жена парторга не может позволить себе не выйти на колхозную работу.
 - Что ж, мы немного поможем.
 И гости взялись за уборку урожая картофеля. Копая картофель, Ярослав размышлял.
Мысли эти были приятны, о чём говорила улыбка, набежавшая на его лицо. Он вспоминал детство, когда с друзьями носился по степи, не задумываясь о будущем. Потом улыбка сошла с его лица. Его стали одолевать грустные мысли. Будущее оказалось не столь приятным. Жизнь – это суета сует. Он оставался под этим впечатлением до вечера.
 Ярослава трудно назвать красивым мужчиной в обычном понимании этого слова, но наружность его внушала уважение. Мужественное лицо его было подёрнуто загаром, говорившем о работе под открытым небом.
 Вскоре они вернулись домой. Потянулись дни ожидания окончания учёбы сына. Наконец, учёба закончилась, и Роман отправляется в дальнее плавание в качестве моториста. Двигатель – сердце корабля. От его работы зависит состояние корабля. Роман чувствует огромную ответственность за его исправность. Это его первое испытание, и он готов его выдержать с честью, но у капитана возникло недоверие к молодому специалисту. Роман чувствует недоверие. Как это мучительно! Из всех человеческих чувств это самое предательское и самое коварное чувство. Его труднее всего победить. Когда возникает недоверие, всё кажется сомнительным. Если недоверие закралось, трудно сказать, куда оно может завести. Капитана грызут сомнения, и он решил принять меры предосторожности.
 Чувствуется дыхание океана. Шлюпка отчалила от берега. Вот она уже причалила к борту корабля. Её пассажиры без труда поднялись на борт. На корабле подняли якорь. Корабль уходил в открытый океан. Океан был безмятежно-спокойным. Проводив мужа, Люба помахала в воздухе носовым платком вслед кораблю, хотя Роман этого и не видел, занятый своими обязанностями.
 - Вот и уплыл радость моя, - подумала Люба. - Желаю тебе благополучного плавания и скорого возвращения домой.
 Её глубоко волновала тревога за мужа. Она понимала, что муж – защитник, который будет опекать её и заботиться о ней всю жизнь. Он – её опора в жизни. В эту минуту она думала только о муже, с которым она только что рассталась, и вся её горячая любовь вспыхнула ярким пламенем. В эту минуту Роман был ей дороже всего. Она заплакала, как ребёнок, и ушла на свою квартиру, всё ещё рыдая.
 После отплытия Романа Люба осталась одна. Осенняя ночь усиливала чувство одиночества, а в темноте человек всегда чувствует себя менее уверенно. Люба подумала, что, став женой моряка, она в мужья получила человека, который всегда будет делить свою любовь между нею и своим кораблём. Наверно, моряк не должен жениться.
 Чтобы обрести душевное равновесие, следовало бы помолиться, но Люба равнодушна к религии. Говорят, вера горами движет, но Любе она не поможет, потому что она неверующая. Она шагала по комнате из угла в угол, не находя покоя. Всю ночь она так и не сомкнула глаз. Её терзали какие-то нехорошие предчувствия. Болит её душа! Лучше бы она не выходила за него замуж! Тогда душа её была бы спокойна. Но природа требует своего. Всё живое ищет себе пару. Ни одно живое существо не должно оставаться одиноким. Таков закон природы и человек должен ему подчиняться.
Для полного счастья человеку нужен домашний уют и каждый ищет своё счастье. Люба и Роман встретились, полюбили друг друга, и пошли одной дорогой. Только она не думала, что так тяжело будет переносить разлуку, хотя бы и временную. На душе у неё тяжело.
 Утром она вышла во двор, вдыхая свежесть утра. Стоял один из ослепительных осенних дней. Не видно было ни облачка. Она вышла на берег океана и долго глядела, как накатывались на берег и отливали волны.
 После обеда погода резко переменилась. Начинался шторм. Океан бушевал. Ветер дул с силой выпущенного из пушки ядра. Морякам в открытом океане предстоит испытать жестокий осенний шторм. Земли нигде не видно, и эта пустынность придавала огромным водным просторам мрачное величие. Ветер заметно крепчал, волнение увеличивалось. Волны разбивались о корабль с чудовищной силой, и только прочное судно могло устоять в борьбе с ними.
 Разыгравшийся шторм пробудил в капитане всё его мужество. Он обнаружил качества отважного и опытного моряка. Матросы беспрекословно выполняли все его приказания.
Шторм бушевал не ослабевая. Казалось, он никогда не кончится. Ветер ревел беспрерывно, а беснующийся океан отвечал его вою шипением разлетающихся брызг. Ощущение бодрости, порождаемое видом бушующих стихий, притупляло неприятные ощущения, охватывающие человека.
 Шли часы, не принося перемен. Ветер всё больше свежел. Начинался знатный шторм.
После полуночи ярость урагана достигла небывалой силы. Огромные массы воды злобно обрушивались на палубу судна. Матросы уверяли, что им ещё никогда не приходилось бывать в такой переделке. Капитан действовал, как положено старому морскому волку в открытом океане.
 Забрезжил рассвет, но мало что изменилось. Хмурое небо как будто смешалось с клокочущими валами. Две взбунтовавшиеся стихии – вода и ветер – накинулись друг на друга и вступили в единоборство. Но капитан был невозмутим. Чем сильнее бушевал шторм, тем твёрже становилась его походка, тем увереннее делались движения. Он стоял на баке, раскачиваясь, по привычке моряков, всем телом, и смотрел на пенящиеся гребни волн. Ветер завывал на тысячи ладов. Мысль провести ещё одну штормовую ночь среди волн, беснующихся вокруг судна, была мало обнадеживающей, но гордость моряка мешала капитану выдать свою тревогу.
 Бесполезно описывать события этой ночи. Она была похожа на любую штормовую ночь. Килевая качка, грохот волн, шипение брызг, вой ветра. Ураган дует так, будто сам Борей раздувает мехи. В этой бездне наверняка черти водятся.
 Роман не видел буйства океана, но он прислушивался к рёву ветра и грохоту волн, бившихся о борт судна. Он не страдал морской болезнью и держался подобно заправскому моряку. С самого начала шторма он спокойно занимался своим делом, однако, в него вселилась тревога. Двигатель – сердце корабля. Выйдет из строя двигатель – и корабль будет обречён. Надо же было случиться, что первое его плавание попало в такую бурю.
 Человек не расположен спорить с фортуной, когда она к нему благосклонна. Он становится недовольным лишь тогда, когда она поворачивается к нему спиной. Ещё полчаса тому назад положение вызывало тревогу. Но вот шторм утих, опасность позади, и утомлённые люди заснули, не видя перед собой призрака гибели. Ярость шторма иссякла так же внезапно, как и вспыхнула. Ветер улёгся. Океан являл собой обычную картину водной стихии. Волнение, вызванное налетевшим шквалом, постепенно успокоилось. Нашего героя нельзя упрекнуть в трусости, несмотря на необычность обстановки. Он с честью выдержал своё первое испытание.
 Прошло много лет. Роман превратился в настоящего моряка. Родители за это время состарились, появились проблемы со здоровьем. Отец разболелся не на шутку,
потребовалось стационарное лечение. Вера его регулярно навещала в больнице. Несмотря на старание врачей, ему становилось всё хуже. Умирающим людям не следует причинять лишние огорчения. Вера его подбадривала, как могла. Она поддерживала в нём надежду, что это ещё не конец, что он ещё поживёт на этом свете. Она знала, что ему не хочется умирать, тем более ей не хотелось его терять.
 В Бога он не верил, поэтому утешать его надеждой на милость Божию не стоило. Да он и не мог молиться, так как даже не представлял себе как следует, что такое молитва. А Вера молилась ежедневно. Она знала одну только молитву «Отче наш», которой её в детстве научила мать, и к Богу она обращалась, начиная с этой молитвы. Но потом она обращалась к Богу своими словами, которые были у неё на сердце. Теперь у неё была одна просьба к Богу: не отнимать у неё мужа.
 Всю ночь он пребывал в том состоянии, когда мир внезапно теряет привлекательность, и неведомое будущее заполняет ум человека своими загадками и необъятностью. Он никогда не задумывался о смертном часе, но теперь в ночной тиши больничного здания земная юдоль обретала свою истинную цену. Он почувствовал беспокойство за сына, избравшего такую опасную профессию. В уме умирающего проносились мысли о сыне до последнего вздоха.
 Смерть – грустное зрелище. Пришла пора Ярославу попрощаться с жизнью, но он цепляется за неё, будто и не собирается расставаться с ней. Жизнь дорога и молодым, и людям преклонных лет. Как бы ни трудна она была, а умирать не хочется.
Когда переход в мир иной совершается в минуты спокойных раздумий, он пробуждает мысли о нетленном, сожаления о прошлом вместе с гаданием  о том, что нас ждёт впереди. Чувства и мысли освобождаются от земного плена и приводят человека к убеждению в суетности жизни.
 Когда Вере сообщили о смерти мужа, она предалась горю. Всё кончено. Ярослав завершил свой земной путь. Никто не знает своей судьбы! Разве она думала, что её ждёт одиночество? То же самое может случиться и с ней. Но когда это будет? А пока она одинока, как былинка в поле.
 Теперь ей предстояло выполнить те обязанности, которые наложила на неё смерть мужа. Похоронили его на сельском кладбище под сенью старого вяза. Во время похорон Вера плакала навзрыд над свежей могилой мужа, глухая ко всему, что происходило вокруг, находя в слезах хоть какое-то облегчение.
 Потеряв мужа, Вера поняла, насколько счастье в этом мире иллюзорно. Ей казалось, что со смертью мужа мир совсем опустел, и она никогда уже не будет счастливой. Ею овладело чувство полной заброшенности. У неё была семья, домашний уют, и вот всё это исчезло в одно мгновение. Она осталась одна без надежд. У сына своя семья во Владивостоке. Он не может уехать оттуда, так как его профессия связана с морем. А она не может переехать к нему, так как была сильно привязана к своей квартире и к этому ставшему ей родным городу.
 - Что ж, все мы рано или поздно помрём, так что не отчаивайся, - уговаривали её.
 – Если он опередил тебя, всё равно мы все там будем.
 - Всё это я знаю, - отвечала она, - но, если бы вы знали, какое это малое утешение.
 Вера была постоянно поглощена своим горем так, что ей было не до увещеваний. Были и такие люди, которые лицемерили. Улыбка, появляющаяся на лице без повода, или не в меру медоточивые речи свидетельствовали об этом. Но так уж водится, что люди снисходительно принимают лесть, даже если ясно видят её.
 Горе безутешной вдовы, полное одиночество – что может быть горше? Она дала волю своему горю, как требовала её натура. Всё же ей удалось немного прийти в себя. Она стряхнула с себя оцепенение.
 Осень уже давала себя знать. Листья, которые в это время года опадают, тучами носились в воздухе, подобно стае птиц. Стояло «бабье лето», но в воздухе, казалось, дремало спокойствие июня. Вера поехала на могилу мужа. Она постояла над холмиком могилы мужа, помолилась о даровании  ему  царствия  небесного, повернулась и ушла, не оглядываясь.
 Началась перестройка, в результате которой развалился Советский союз. Людям выживать стало трудно. Предприятия развалились, зарплату работникам не выплачивают, и Роман занялся предпринимательской деятельностью. Что касается Веры, то, лишившись мужа, она не снесла утраты и отправилась на его поиски туда, откуда не возвращаются.


Рецензии