Псовая охота

    Псовая охота на Руси  была широко распространена. Это был целый ритуал. Трудно  представить,  сколько труда, знаний, умений требуется для подготовки и проведения этой охоты. Собак нужно было выбирать, составлять пары, содержать и дрессировать для охоты натаскивая на струнённых волках. Причем все гончие должны отличаться особой злобностью. Стая должна работать под руководством ловчего и  доезжачего.
    В России нет более осторожного, хитрого, умного, сильного и злобного зверя, чем волк. Редко кто может увидеть волка в природе, даже если он находится совсем близко.  Он никогда не пройдет на рискованную атаку, если только  не будет сильно голоден. Волки не нападают на домашний скот вблизи своего логова, чтобы не привлекать внимания к гнезду, поэтому при наличии информации о нападении волков, логова ближе 5 км к этому месту искать не следует.
     События, о которых пойдет речь, проходили в деревне Коршуновка Печаевского района на родине моего деда ещё до революции в 1916 году. Деду тогда было двенадцать лет. Ему довелось первый и последний раз наблюдать псовую охоту. Но запомнил он это событие на всё жизнь. Данному событию предшествовал целый ряд происшествий.
     Недалеко от деревни была большая лощина более километра в длину и почти столько же  в ширину. Лощина была в глубину  не менее двадцати метров.  А в центре лощины стояли рядом друг с другом три огромных дуба. Сучья этих дубов переплелись между собой так,  что отличить, какой  сук принадлежит какому дереву, было трудно.  Других крупных деревьев в лощине не было. В основном это была травянистая местность.
    Через лощину,  недалеко от дубов,  проходила дорога в деревню.  Днём по этой дороге ездили все, кому было необходимо и ни каких проблем не было.  Но как только темнело,  ездить по этой дороге  становилось опасно. Ночью случались нападения волков. Откуда они появлялись в лощине, ни кто не видел. Тем более что в деревне нападения волков на домашний скот не было. Волки нападали на лошадей, а люди хоть и напуганные, а иногда и покусанные, но выбирались  живыми.  Так что все старались вернуться в деревню засветло. Но напряженность в деревне  сохранялась.  Волк есть волк и  его нужно опасаться.  Стали внимательно следить  за лощиной и заметили, что волки появляются в районе дубов.
     Доложили об этом барину. А у барина была свора хороших гончих, и он решил организовать облаву на волков.  Барин назначил время облавы и начал сам готовиться к охоте. Собрал ловчих, заездного, и охотников, сам  проверил собак и составил сворки. В сворку входили пару гончих, которые работали в паре.
В назначенный день  все собрались на краю лощины.  Барин был одет по-праздничному. Сам он стоял немного в стороне на пригорке. На краю лощины расположилась его семья. Жители деревни тоже пришли на край лощины, там был и мой дед. Ведь событие было неординарным. Не многие видели это действо, хотя и слышали об этом.
     Барин  расставил по номерам охотников. Каждый охотник держал свою сворку, недалеко от дубов и все ждали начало облавы. К дубам были высланы несколько человек. Начали поднимать шум и полезли на дубы. Там волки устроили настоящее логово. На сросшихся ветвях от длительного пребывания было уже много земли, так что волки чувствовали  себя в безопасности. К тому же днем они на землю не спускались и не на кого не нападали.  К тому, что люди постоянно находились недалеко от их логова, волки привыкли.  И только когда люди начали залезать на деревья, волки почувствовали опасность и начали спрыгивать с деревьев.
     Барин внимательно наблюдал за волком, оказавшемуся на земле, определял силу и статус волка. Потом давал команду тому или иному охотнику. Тот отпускал сворку, спускал гончих и бежал вслед за ними. Гончие мгновенно срывались с места и не начинали преследование. Скорость у них была намного больше чем у волка.
     Собаки забегали на волка с двух сторон и неуклонно приближались к зверю. Когда вся троица бежала уже  морда к морде начиналась сказываться дрессировка собак.  И  когда волк не выдерживал, начинал огрызаться и поворачивал голову в сторону одной из гончих, например направо, то его левая лапа оказалась без защиты в стороне от острых зубов. Вторая гончая  тут же хватала за эту незащищённую переднюю лапу. Для собаки, схватившего зверя за лапу, это было относительно безопасно, ведь волк отвернул голову в противоположную сторону. Волк сбивался с ходу,  инстинктивно поворачивал голову в другую сторону и пытался ухватить наглую гончую, осмелившуюся схватить его за лапу. Но вторая гончая только и ждала этого момента. Теперь уже правая передняя лапа лишалась защиты и мгновенно оказывалась в зубах у другой гончей. Волк был остановлен и собаки начинали растягивать волка в разные стороны. Волк, лишённой опоры на передние лапы, теряет свою силу. А собаки, натренированные  за длительное время, чётко знали свою работу и удерживали волка до появления ловчего. Начиналось сострунивание.
     Ловчий подбегал и наваливался на волка сверху всем своим весом и, схватив за уши, крепко держал его. Ловчий  должен быть сильным и смелым человеком. Ведь одно неосторожное движение и последствия могут быть ужасные.  Собаки, по-прежнему, не отпускали лапы. Для того чтобы зверь, особенно матёрый, не вскочил на ноги и не стряхнул с себя ловчего и собак, его заваливали на бок. Второй  охотник, подбегал к волку и совал в пасть волку струнку - короткую палку, длинной сантиметров тридцать с привязанный к одному концу верёвкой. Волк хватался за палку мёртвой хваткой, и тогда охотник просто скручивал ему морду верёвкой, после чего волк становился совершенно безопасным.
     В то время, когда первого волка уже сострунивали, наступала очередь второго и третьего. Когда всё  отлажено и подготовлено для охоты должным образом, то  результат получался ожидаемый. После завершения охоты соструненных волков использовали для натаскивания молодых собак. Подбирали пару собак, сажали их на сворку и выпускали волка. Пасть волка была замотана верёвкой и молодых собак он не мог покалечить. Собак спускали со сворки, и они начинали преследовать волка. Так продолжалось много раз, пока волк вообще не выбивался из сил. Но не всех волков убивали, некоторых, самых сильных, отпускали на свободу.  Потому что знали, что волк часть природы, санитар леса, и он нужен лесу. К тому же, волк, пойманный в данной местности и вырвавшийся на свободу, никогда не появится здесь.


Рецензии