Уроки биологии в школе для змей

Маленький змеёныш Зуля щурился от света, лившегося из окна на парты класса биологии. Было настолько скучно, что даже кактус на подоконнике скукожился, желая спрятаться от разбора всего и всех по таксонам и полочкам.

– Эволюция происходит благодаря ароморфозам, алломорфозам, эпектоморфозам и катоморфозам. Кто может привести пример катоморфоза? – учитель уставилась на учеников блёклыми глазками-блюдцами. – Ну же?

Класс вздохнул. Зуля старался слиться с партой.

– Зуля, попытка к бегству!..

– Не удалась, Зшира Зширьевна, знаю. Катаморфоз – это когда мы утратили руки.
 
– Не выучил! – злорадно протянула Зшира Зширьевна. Зуля давно заметил, что учитель точит на него зуб. – Приготовь-ка мне на следующую неделю реферат о том, почему у змей нет рук.

Отличник Сушшинин вскочил с места:

– Катаморфоз – это…

– Сушшечка, я знаю, что ты знаешь! Дай этим лодырям ответить.

Сушшинин расстроился и глянул на одноклассников с иронией: они не ответили бы и на более простой вопрос.

– Моя бабушка говорит, что в её время были рукастые змеи, – настаивал Зуля.

– Не бывает змей с руками, – едва не прошипела Зшира Зширьевна. На прошлой неделе врач выписал ей успокоительное, и она только-только начала думать, что оно действует. – Реферат.
 
– Да, – подтвердил Зуля.

У Зширы Зширьевны сузились зрачки:

– Сушшинин, отвечай.

***

Все сплетни города и мудрость его каждый день собирались на растрескавшемся дереве близ реки. Старые змеи обвивались вокруг его ветвей и некоторое время молчали, и грелись, опустив голову, пока их ласкали лучи заходящего солнца. Эти мудрецы выглядели так, будто сбросили миллионы тысяч шкур.

– Здравствуйте, – робко окликнул их Зуля.

– Здравей, – прошелестели ему в ответ.

– А вы можете дать мне интервью? – Зуля перешёл сразу к делу, отбросив стеснение.
 
– А? Чего? – прошипела самая старая змея. Говорят, у неё даже зубы были вставные.
 
– Цыц! Помолчи. Интересно же, – старики подались навстречу мальчику.

– А в ваше время были змеи с руками?

Старики молчали. Молчали минуту. Молчали пять минут. Зуля подумал, что они могут его съесть и даже не подавиться.

– Чего только не было, хлопче, в наше время, – проскрипела старейшая змея. Зуле показалось, что внутри у неё не плоть, а плохо смазанные пружины.

– Было это ещё до тех времён, когда Ной построил ковчег. Ну, знаешь, кораблик такой. Мы тогда менялись жутко: у кого хвост пушистый вырастет, у кого ушки на макушке, а у моего брата руки. Радиационный фон-то нестойкий. Мать с отцом в ужас пришли. Ну, минул ему пятый годок, руки и отпали.

– Ой, а у моего братца так и не отпали. Ото ходил – и смех и грех! – змеи покачали головой: помнят бедного брата. Одна из наиболее молодых змей вытянула раздвоенный язык: усмехнулась воспоминаниям.

– А подпишите анкетку, пожалуйста, что в ваши времена были рукастые змеи! Это для школы нужно. Во-от тут, – старики по очереди расписались, держа ручку в хвосте.

– Благодарю. До свидания, – Зуля поклонился им и ушёл.
 
– Ну и что ты ему наплёл? – засмеялась «молодица».

– Я в его возрасте не был таким наглым и не тревожил покой старших.
 
– Вдруг важное что-то было.

– Чепуха! Да и зачем тебе раздвоенный язык, если ты не врёшь? – и змеи опять заснули на тёплых ветвях дерева.

***

Урок биологии не предвещал ничего хорошего. Зшира Зширьевна заползла в класс, неся в хвосте листы для самостоятельной работы.

– Поскольку Зуля не принёс реферат, вы сейчас пишете самостоятельную работу.

– Блин! Подвёл всех, – упрекнул Зулю Сушшинин. Зуля знал, что тот никогда не пишет ни контрольных, ни самостоятельных работ.

– Я сделал, – Зуля кивнул в сторону листа, лежащего на столе у Зширы. Она метнулась к нему и увидела только маленькие закорючки – росписи «старейших». Среди прочих красовалось имя её деда, старого маразматика, как иногда она думала наедине с собой. Сверху, в правом углу, видимо, была приписка для неё: «Свершилось до строительства Ноева ковчега». Зшира опёрлась о стол. «Либо меняем врача, либо лишаемся рассудка. Как трудно жить, когда все вокруг сумасшедшие», – подумала она.

– А теперь приносим на следующий урок рефераты о том, почему вы верите, что у наших предков были руки. С палеонтологическими и эмбриологическими доказательствами. А теперь идите. На сегодня урок окончен!

Интернет разъяснил детям, что у змей никогда не было рук. Зшира Зширьевна осталась довольна. Один только Сушшинин сдал ей реферат, в котором на десяти страницах красовались рисунки змей с руками. «Всё, что нашёл. Надеюсь на высший балл», – сказал он и выстрелил самоуверенной улыбкой.


Рецензии