Метро. Часть 2

Станция «Автово», Станция «Кировский завод», Станция «Нарвская», Станция «Пушкинская», Станция «Владимирская», Станция «Площадь Восстания», Станция «Технологический институт 1», Станция «Адмиралтейская», Станция «Чернышевская», Станция «Площадь Ленина».

Материал взят из инета и сильно сокращен. Писать про станции можно много и нудно.

                Станция «Автово»

Раньше часто бывал и каждый раз восторгался. Рядом погибли дивизии народного ополчения, бригады морской пехоты.

Станция оформлена в тематике обороны Ленинграда: стены и шикарные люстры станции украшены мечами и лавровыми ветвями, хрусталем. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены дубовыми листьями, позолоченными копьями, мечами и щитами — традиционными символами воинской доблести.

В вестибюле торцевую стену центрального зала украшает мозаичное панно «Победа» с изображением женщины с младенцем.

Потолок станции поддерживают 46 колонн, 16 из которых облицованы стеклом, а остальные – мрамором. Первоначально свет, преломляясь в облицовке колонн, создавал эффект свечения изнутри. А после замены ламп накаливания, дававших резкий чёткий свет, на матовые энергосберегающие лампы с рассеянным светом эффект свечения пропал.

На станции «Автово» под потолком кассового зала надпись «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках».

                Станция «Кировский завод»

Обычно проезжал мимо выходил очень редко, но "советский реализм" запомнился.

Происхождение названия: рядом со станцией находится Кировский (Путиловский) завод, бывший одним из крупнейших заводов военной и машиностроительной промышленности в СССР.

Оформление станции «Кировский завод» посвящено развитию индустрии в стране. Горельефы над колоннами отражают каменноугольную, металлургическую и нефтяную промышленность, а также электрификацию.

На станции «Кировский завод» над колоннами индустриальные горельефы. Потолок, подземного зала поддерживают 62 колонны. В торце центрального зала установлен бюст В. И. Ленина, вождя мирового пролетариата.

Путевые стены и колонны станции облицованы серым мрамором. Пол центрального выложен красным гранитом различных оттенков в шахматном порядке и обрамлён чёрными и белыми полосами. Пол боковых залов выложены серым гранитом.

Огромное здание наземного вестибюля станции с массивными колоннами и широкой лестницей напоминает древнегреческий храм.

                Станция «Нарвская»

Эта станция напоминает станцию «Кировский завод» та же тема, но только в лицах.

Происхождение названия: в честь Нарвских триумфальных ворот, расположенных на площади рядом со станцией.

Оформление станции «Нарвская» отражает тему упорного труда советского народа. На колоннах располагаются 48 горельефов с изображением людей разных профессий – врачей, строителей, колхозников, текстильщиц, моряков, метростроевцев и других.

Перронный зал украшают 48 рельефных изображений (12 сюжетов по 4 раза каждый) людей разных профессий. Горельефы выполнены в мраморной крошке. «Нарвская» изначально должна была называться «Сталинской».

Путевые стены и пилоны облицованы белым мрамором. Пол центрального зала выложен красным гранитом и обрамлён сложным геометрическим орнаментом из чёрного и белого камня. Посадочные платформы покрыты серым гранитом.

В наземном вестибюле станции, над входом на эскалаторы, находится скульптурная композиция «Слава Труду!».

                Станция «Пушкинская»

Часто бывал на этой станции из-за близости к красивому Витебскому вокзалу.

Происхождение названия: Витебский вокзал, располагающийся рядом со станцией метро — начало железной дороги в Царское село (ныне — г. Пушкин), где находился лицей, в котором учился А. С. Пушкин.

Станция полностью посвящена Александру Сергеевичу Пушкину – над эскалатором размещен барельеф поэта. Прекрасен наземный павильон станции. В подземном вестибюле установлен памятник поэту.

За памятником находится панно, изображающее Царскосельский парк. Оно светлое, красивое, яркое.

Пол центрального зала станции выложен красным токовским гранитом и был украшен сложным геометрическим орнаментом из белого и чёрного мрамора с обрамлением метлахской плиткой. Пол по краям облицован волнообразным узором из белого и черного камня.

В ходе ремонта в 2010-е годы все напольные материалы были заменены на гранит различных оттенков, близких к исходным. На гранит красного цвета было заменено асфальтовое покрытие в боковых залах.


Пилоны станции облицованы белым мрамором. В нишах пилонов установлены напольные светильники-торшеры с хрустальными чашами и многочисленными золотистыми металлическими украшениями.

Торшеры в виде бронзовых щитов и копий с хрустальными чащами сверху, а стены украшают причудливые вентиляционные решетки. Стены станции светло-коричневые мраморные.

На потолке и на стене перрона много лепнины. Люстры над перроном - большая чаша посредине в окружении 6 более маленьких.

                Станция «Владимирская»

Станция находится в центре города на перекрёстке Большой Московской улицы и Кузнечного переулка рядом с Владимирской площадью.

Пилоны и стены станции облицованы уральским мрамором «коелга». Пол центрального зала выложен чёрными и серыми гранитными плитами в шахматном порядке с обрамлением более светлыми полосами.

Полы боковых залов выложены красновато-серым гранитом. Центральный зал станции освещён массивными люстрами, боковые залы — настенными светильниками.

Наземный вестибюль станции встроен в здание, в котором размещается проектный институт метрополитена «Ленметрогипротранс».

                Станция «Площадь Восстания»

Около этой станции работал мой отец. Рядом Московский вокзал и Невский проспект. Поэтому все часто ей пользовались.

Станция находится в центре Санкт-Петербурга у пересечения Лиговского и Невского проспектов и улицы Восстания на площади Восстания.

Художественное оформление станции посвящено Октябрьскому вооружённому восстанию 1917 года. Пилоны станции украшены шестью литыми медальонами с барельефами с изображениями революционных событий, два из которых повторяются.

Цоколь пилонов и путевых стен облицован красным уральским мрамором, высота цоколя — около метра, это минимум среди всех станций метро в Петербурге.

Своды центрального зала богато украшены лепниной и увенчаны светильниками, образующими световые арки. Боковые залы освещены люстрами, похожими на люстры на станции Новослободской Кольцевой линии в Москве.

Пол центрального зала станции выложен красным гранитом с чёрными полосами по бокам, их разделяет зигзагообразная белая полоса в виде квадратной волны.

Полы боковых залов платформа первого пути (в сторону Чернышевской) выложена серым кранитом, а со стороны второго пути (в сторону Владимирской) были уложены совершенно другие гранитные плиты — красные, а вперемежку с ними серые в белую крапинку.

На «Площади Восстания» барельеф «Объявление Лениным Советской власти» сохранился до наших дней только потому, что он не заметен, а Сталина, стоящего за спиной у Ленина, не так просто узнать.

                Станция «Технологический институт 1»

Основная пересадочная станция. Географический центр города. Главный подземный перекресток города.

Происхождение названия: рядом со станцией находится Санкт-Петербургский государственный технологический институт (ныне — технический университет).

«Технологический институт 1» красива сама по себе. В колонном зале станции белого мрамора расположены барельефа 22 выдающихся русских и советских учёных:

И. Фёдоров; М. В. Ломоносов; Н. И. Лобачевский; И.П. Кулибин; Н. И. Пирогов; С. П. Боткин; Н. М. Пржевальский; Н. Н. Миклухо-Маклай; С. В. Ковалевская; П. Н. Яблочков; А. С. Попов; И. М. Сеченов; И. И. Мечников; Д. И. Менделеев; К. А. Тимирязев; Н. Е. Жуковский; В. М. Бехтерев; С. В. Лебедев; И. В. Мичурин; К. Э. Циолковский; А. П. Карпинский; И. П. Павлов.

Первоначально было 24 барельефа, но два А. Е. Фаворского и А. Н. Крылова сняли.

В центральном пространстве станции расположен так называемый круглый зал, стены которого были украшены медальонами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и И. В. Сталина.

При строительстве перехода на станцию «Технологический институт 1» барельефы Сталина и Энгельса убрали.

Выход из зала станции выведен в здание, в котором располагается Управление Петербургского метрополитена.

                Станция «Адмиралтейская»

Станция совсем новая. Вся жизнь нашей семьи связана с морем с Военно-Морским флотом. Дополняет чем-то станцию «Балтийская». Обе расположены далеко от залива.

На станции барельефы шести знаменитых адмиралов и флотоводцев:

Ушакова, Нахимова, Макарова, Апраксина, Беллинсгаузена и Григоровича.

Четыре мозаичных панно «Адмиралтейство», «Основание Адмиралтейства», «Нева», «Нептун», и красивый стеклянный витраж с часами.

Полы станции вымощены серым и красным гранитом с тремя инкрустациями роз ветров в окаймлении золотистых флотских шевронов. Путевые стены облицованы голубовато-серым - под цвет моря.

                Станция «Чернышевская»

Многие годы пользовался этой станцией по два раза в день.

Станция находится в северной части Центрального района Санкт-Петербурга в конце проспекта Чернышевского у перекрёстка с Кирочной улицей.

Строительство Чернышевской велось в хрущёвские времена борьбы с излишествами в проектировании и строительстве, поэтому художественное оформление станции минималистично.

На Чернышевской нет ни барельефов, ни лепнины, ни мозаик, ни витражей. При проектировании даже отказались от люстр и светильников, впервые в Ленинградском метрополитене на всей станции было установлено закарнизное освещение.

Пилоны станции облицованы серым мрамором, путевые стены — белой кафельной плиткой. Полы центрального зала станции были выложены чёрной и белой плиткой из искусственного камня, а платформы покрыты гранитом.

                Станция «Площадь Ленина»

Было время часто пользовался. На ней всегда многолюдно.

Станция находится к северу от центра города в Калининском районе около площади Ленина, улицы Комсомола и Боткинской улицы.

Путевые стены отделаны белой керамической плиткой со смещением рядов. Пилоны в центре станции облицованы коричневым гранитом, крайние — коричневым мрамором с белыми прожилками.

Стены боковых залов со стороны платформ облицованы белым мрамором. Пол выложен красным гранитом с белыми полосами по краям, в проходах между пилонами — серым.

При открытии станции центральный зал освещался люстрами, позднее они были демонтированы. В 2006 году на станции была проведена ещё одна замена освещения, вместо ламп условно-белого цвета были установлены оранжевые натриевые лампы.

На станции два выхода, что нетипично для большинства петербургских станций. Южный выход считается основным, он ведёт к Финляндскому вокзалу, улице Комсомола и, собственно, к площади Ленина.

Второй выход был открыт на четыре года позже, он ведёт на Боткинскую улицу и к улице академика Лебедева.

Раньше каждый день два часа проводил в метро!!!

Рецензия на «Метро. Часть 2» Артемидия от 29.06.2019

Красиво написали! Метро важная артерия города.

Рецензия на «Метро. Часть 2» Надина 06 от 25.01.2020

История метро познавательна и образна. Я бы не смогла так рассказать о московском метро,кроме того что бОльшая половина станций не приспособлена для людей с ограниченными возможностями.Добраться в музей или театр для пожилых нынче проблема в Москве. А Собянин строит и строит неудобные станции....


Рецензии
Приятно, когда за сухой информацией проскакивают личные переживания автора: «Обычно проезжал мимо выходил очень редко, но "советский реализм" запомнился». А для меня станция «Кировский завод» стала почти родной. Сейчас, приезжая в Питер к друзьям, тоже пролетаю мимо, но сердце ёкает от встречи с серым мрамором уводящим в далекую юность.

Михаил Колобов 53   30.01.2021 21:11     Заявить о нарушении
Большое Спасибо!!!

Григорий Аванесов   30.01.2021 23:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.