Таланты во благо и во вред

        Содержание этой статьи перекликается с моей предыдущей работой «Человек предприимчивый», в которой я отдаю должное такому качеству человека, как предприимчивость, включая и его способность к предпринимательству.

        Основанием для такого позитивного отношения к названным качествам служит их несравненный положительный эффект, определяющий направление и темпы развития человеческого общества.

        А в этой статье я представляю вниманию читателя вариант, когда те же способности, но осложненные ослепляющей страстью к наживе, – и обществу вредят,  и самому человеку жизнь ломают.

        И начну я, на первый взгляд, издалека.

        В последние три десятка лет я, как простой слушатель, неоднократно задумывался над тем, как наша эстрадная песня постепенно деградирует: ни тебе красивых мелодий, ни трогающих душу стихов, ни новых выдающихся голосов.

        Впервые я это заметил в «творчестве» ВИА Наутилус Помпилиус. В одной из своих песен (1987 год) ее солисты только и занимаются тем, что беспрерывно ноют, многократно повторяя примитивную фразу: «Я хочу быть с тобой!», впрямую намекающую на стремление к половому контакту.

        Для сравнения, я напомню вам, читатель, слова лирической песни «Старый клен» (Пахмутова, Матусовский, 1961 год). Они тоже выражают чувства влюбленного человека, но совсем по-иному – очень нежно и деликатно – особенно, будучи украшенными мелодией этой песни:

«Старый клен, старый клен,
Старый клен стучит в стекло,
Приглашая нас с друзьями на прогулку.
Отчего, отчего, отчего мне так светло?
От того, что ты идешь по переулку».

        Или такие, бередящие душу, слова из песни «Одинокая гармонь» (Мокроусов, Исаковский, 1946 год):

«Снова замерло все до рассвета– 
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно – на улице где-то
Одинокая бродит гармонь».

        Рискую быть обвиненным в непонимании и ретроградстве, но, по моему мнению, в течение обозначенного мною срока, на российскую эстраду вдруг, неизвестно откуда, выскочила добрая сотня весьма посредственных певцов и певичек с качеством голосов чуть выше среднего, и с совсем уж посредственными песенками. Вспомните хотя бы такую анекдотичную фигуру, как ШурА.

        Относясь критически к таким исполнителям и их попсе, я давно пришел к выводу, что посещать концерты этих ремесленников – так же глупо, как например, носить рваные джинсы. И еще глупее – платить за все это.

        И уже тогда я предположил, что такая деградация нашего шоу-бизнеса – результат тлетворного влияния западной культуры. Так, оно и оказалось, только в нашей стране, в этом направлении, действовали не заграничные злоумышленники, а доморощенные шоумены.  В погоне за чистоганом, они переняли опыт западных коллег и даже превзошли их в этом.

        Определенную роль в этом негативном процессе сыграла «Фабрика звезд», тиражировавшая «звезд» эстрады на Первом телеканале несколько лет подряд, с 2002 года. В результате деятельности этого телешоу, само понятие «звезда» существенно обесценилось и приобрело ироничный оттенок.

        Но началось-то все с конца 80-х. Как раз в то время вышел из длительного тюремного заключения и стал первым в СССР продюсером (акулой шоу-бизнеса) Юрий Айзеншпис, ныне покойный. Он обладал уникальным умением раскрутить в шоу-бизнесе практически любого юнца с голосом и слухом обычного среднего уровня. Его в 90-х годах так и называли: крестный отец российского шоу-бизнеса.

        Именно он и был первым из тех, кто начал поставлять на российскую эстраду таких весьма заурядных певцов и певичек.  «Продвигать артиста – функциональная обязанность продюсера. И тут любые средства хороши. Путем дипломатии, подкупа, угроз или шантажа», – заявлял Юрий Шмильевич. И нужно сказать, что некоторые из его бывших протеже довольно известны и сейчас.

        Для чего он все это делал? Прежде всего – с целью личного обогащения, а также – из неистребимого желания вершить судьбы людей. А началось все это еще в его юности.

        Вот как он написал о себе – двадцатилетнем: «Занимаясь куплей-продажей музыкальных дисков, я почувствовал вкус к деньгам и красивой жизни. Потом последовали джинсы, аппаратура, меха. Потом золото и валюта». Понятно, что все это он скупал подешевле, а продавал подороже.

        И еще: «Фарцовщики скупали мне валюту по всему городу. До десятка таксистов привозили мне свою валютную выручку, поставляли «зелень» даже валютные проститутки или путаны». Ну – настоящий московский бизнесмен-шестидесятник!

        Через пять лет такой жизнедеятельности, в 1970 году, когда ему еще не исполнилось и 25-ти, он был осужден на 10 лет за контрабанду и незаконные валютные операции. Тогда, у него были изъяты крупные суммы денег в долларах и рублях.

        Наказание, конечно, он получил излишне жестокое, но и оно не излечило Юрия от страсти к стяжательству. Освободившись по УДО в 1977 году, он в том же году снова был осужден на 7 лет за махинацию с крупной суммой фальшивых(!) долларов. С учетом ранее не отбытых З-х лет от первого срока, ему в итоге пришлось отсидеть в местах заключения еще 10 лет, а всего – 17 лет и восемь месяцев.

        Несомненно, Юрий Айзеншпис был на редкость талантливым продюсером, а значит, и предпринимателем. Но, если, подавляющее большинство предпринимателей, зарабатывая деньги для себя, одновременно делает и нечто полезное для человеческого общества, то Юрий, будучи продюсером, добывал деньги, «впаривая» низкопробные попсовые поделки незрелым потребителям с еще не сформированным вкусом. 
 
        Этим он способствовал деградации музыкального вкуса нашей молодежи и, в какой-то мере, всего населения страны. Такие, как он, деятели шоу-бизнеса, несомненно, оказывают разрушающее влияние на российскую культуру.

        А во времена СССР такие деляги, каким мой герой был в молодости, просто паразитировали за счет честно работающих тружеников. Понятно, что деструктивная деятельность подобных ловкачей – чем бы они не занимались и к каким бы слоям общества не принадлежали (включая и высшие партийные круги) – в значительной мере содействовала крушению СССР.

        В итоге, обрисованная мною откровенная страсть Юрия Шмильевича к стяжательству привела к тому, что, умирая (в 60-летнем возрасте), он не имел ни друзей, ни семьи. Такова, уважаемые читатели, оборотная сторона предпринимательского таланта у людей, страдающих неуемной страстью к наживе.

        Чтобы привнести в мою статью положительную ноту, я с удовольствием отмечу, что в последние 6 лет (с 2012 года) ситуация с поиском и продвижением талантливых певцов в нашей стране начала понемногу выправляться.

        Благодаря телешоу Первого канала, под названием «Голос», усилиями прежде всего такого известного мэтра вокала и композиции, как Александр Градский, были выявлены и представлены публике новые певческие таланты с прекрасными голосами. Да и репертуар их, в подавляющем большинстве случаев, интересен и заслуживает уважения и внимания.

        Как несомненный профессионал, Александр Градский не нуждается в каких-либо характеристиках с моей стороны. Ясно и то, что он и Айзеншпис (каждый на своем поле деятельности) – на редкость талантливые люди. Но деятельность первого всегда была во благо нашему обществу, а второго, смолоду и до конца жизни, – во вред.


Рецензии
Целиком и полностью поддерживаю Вашу гражданскую позицию относительно отечественного шоу-бизнеса. Очень жаль, что на эстраде всё решают деньги, а талант исполнителя вторичен. Даже победителям телешоу "Голос" не гарантировано место в шоу-бизнесе.
С уважением,

Юрий Глухих   05.11.2019 07:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий!

Олег Ярошенко   05.11.2019 11:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.