Котёнок

Трагический рассказ для детей(8+) и взрослых.

Замечательная придумка – реклама во время фильма! Можно прочесть накопившиеся за день СМС, сходить в туалет или к холодильнику, пощёлкать пультом – вдруг на другом канале есть что-то более соответствующее сиюминутному настроению… Полезна реклама и перед фильмом в кинотеатре – можно не торопиться в зал, а спокойно закончить ужин в кафе или долизать мороженое на ходу…
Мороженое перед сеансом – ритуал, созданный родителями ещё в ту пору, когда перед вечерним сеансом крутили киножурнал «Новости дня» – чёрно-белый, не только в прямом смысле, киносборник советских новостей, прославляющий трудовой подвиг сталеваров и доярок, первых космонавтов и антарктических полярников, в противовес нищете и бесправию капиталистического мира зарубежья…
Вспомнилась вступительная заставка – огромные кремлёвские куранты, под бравурную музыку наезжающие на притихающий полутёмный зал – и вдруг понимаю, что в детских воспоминаниях нет у киножурнала заключительных титров, как и вечерних сеансов, на которые родители брали порой... А следом всплывает из забвения и боль, врезавшаяся когда-то в детское сердечко…
*  *  *  *  *

Тёплый летний вечер.
Ещё не сумерки, но краски и звуки уже потускнели, а запахи стали острее… Птицы притихли, готовясь ко сну, лишь ласточки с пронзительным криком нарезают круги высоко в небе – к славной погоде! А небо, бледно-голубое в зените и белёсое к горизонту, наверное, на западе уже окрашивается нежным румянцем, а на востоке кутается в бархатный фиолет, но из моего маленького мирка, с большими домами и огромными деревьями, этого не видно.
В моём мирке – трава на газонах выше колен, скамейки – почти по пояс, а дощатый стол между ними так высок, что костяшек домино не видно, слышен только их стук. Взрослые «дядьки» в майках, трениках и шлёпках, сгорбившись у стола, смеются без веселья и бранятся без злобы, время от времени вскрикивая «Рыба!», хотя ни удочек, ни вёдер с рыбой рядом нет...
«Тётки» на лавочках, под кустами у подъезда, в босоножках или тапках, в домашних халатах или сарафанах, лузгают семечки и о чём-то судачат полунамёками, так же непонятно почему, смеясь и ссорясь…
А ребятня роется в куче песка, заботливо политого дворником; на низеньких лавочках обменивается или отнимает друг у друга игрушки; делится молодыми ещё кислыми яблоками или пускает по кругу прихваченный из дома бутерброд. Кто-то, визгливо, отстаивает свою очередь возле скрипучих качелей…
И весь этот уютный мирок, вечернего покоя и неосознанного счастья, утопает в запахе прибитой пыли дорожек и аромате пёстрых клумб, жмущихся к пятиэтажкам нашего обширного двора.

Оказалось, что у качелей стайка ребятни разных возрастов спорит, до визга, над большой коробкой! В коробке – пять котят… Сразу несколько рук хватают их, грозя разорвать на части, и, вдруг испугавшись жалобного писка, отпускают… Котята шлёпаются на картонное дно, чуть прикрытое какой-то грязной ветошью, жалобно мяукают, беспомощно тыкаются розовыми носиками друг в друга и стенки коробки. Кто принёс слепых котят к качелям – не известно, да это и не важно. Идёт распределение живых игрушек между детьми! Желающих взять себе пушистый комочек больше, чем котят, потому и спор и визг:
– У тебя уже есть кошка! –  белобрысый мальчишка старается оттеснить соперницу, выше себя на голову.
– А у тебя черепаха сдохла!!! – визгливо парирует высокая черноглазая девочка.
– Я возьму двух, чёрного и пёстрого, себе и бабушке, – толстощёкий мальчик в матроске пытается выхватить котят, но его настырно отталкивает конопатая девчонка, с рукой в грязном гипсе:
– Чёрного не отдам! Он для ведьмы…
– Ты что ведьма? – «матросик» со смехом толкает девчонку, и та, неуклюже взмахнув здоровой рукой, падает почти на коробку…
– Отдайте моего рыжего и можете хоть поубивать друг друга, – это моя соседка Оля решительно схватила котёнка и побежала к подъезду! И я бегу за нею, сама не зная почему…
– Оль, дай подержать…
– Возьми себе и держи сколько хочешь, – Оля, не оглядываясь, топает по ступеням впереди меня.
– Мне не разрешат...
– Так и мне не разрешат! А я поною и разрешат, – подруга хитро рассмеялась.
– А какого выбрать?
– Какого хочешь, – Оля ключом, висящим, как у всех нас, на шее, открыла дверь и прямо с порога заревела! Я от неожиданности вздрогнула, и уже через закрытую перед моим носом дверь услышала голос Лёлькиной мамы:
– Заинька, что случилось? Ой, какая прелесть!..
Ага, вот как надо! И довольная полученным уроком я спешу к качелям.

Но между клумбой с душно пахнущими белоснежными звёздами душистого табака и облезлыми железными качелями… никого нет... Нет даже коробки. Лишь на качелях поскрипывает какой-то карапуз. Опоздала!
Мне стало так жаль, что в носу защипало, а мир перед глазами поплыл какими-то пёстрыми пятнами... Это было столь интересно, что почти на ощупь я поймала цепь и стала раскачивать малыша всё сильнее и сильнее, стараясь не потерять этого радужно-расплывчатого видения окружающего пейзажа. И ребёнок запищал… Или замяукал! Я торопливо протёрла кулаками глаза и уставилась на него, а карапуз мне:
– Качай! Ещё…
Но мне – не до него… Мяуканье… из зарослей цветов! Ещё раз протерев глаза уже подолом платья, я осторожно раздвигаю огромные листья душистого табака и на земле вижу… серого котёнка!!! На его спинке чуть проступают бледные полоски, одна лапка и кончик торчащего вверх, словно морковка, хвостика – белые... Моё сердце стукнуло несколько раз в горле и остановилось! А я опустилась на колени, прямо на влажную после полива землю, осторожно подхватила котёночка под толстенький животик, и серенькое чудо замолчало, доверчиво торкаясь в меня своей слеповатой мордочкой…
Бережно прижав к груди хрупкие косточки, обтянутые коротеньким шелковистым мехом, я заторопилась к подъезду, лихорадочно соображая, что сказать маме и как выдавить слезу… Ведь только что готова была разреветься, а вот теперь – ни слезинки. Напротив – словно крылья за спиной несут меня навстречу со счастьем!..
*  *  *  *  *

– Нет, нет и нет! – мама даже не смотрит в нашу сторону, – Он загадит нам ковры.
– Ма-а-а-а-а… – ничего не видя из-за слёз, спотыкаясь и оступаясь на неровностях асфальта, но крепко прижав к груди своё сокровище, я преследую родителей. Они торопятся в кино.
– Отнеси туда, где взяла, – папа, как всегда, сердится откуда-то сверху.
– Па-а-а-а-а… – споткнувшись, падаю на колени и локти, всё так же крепко прижимая к себе котёнка, и понимаю, что, не выпустив его, подняться не смогу… А торопливые шаги родителей удаляются, но… папа вернулся, поднял меня на ноги и ладонью отряхнул подол платья:
– Пошли с нами в кино!
– Какое кино? Что ты выдумываешь! – мама сердита уже и на папу.
– Ну не можем же мы её бросить на дороге!
– Ты посмотри: вся перемазалась, и платье и лицо…
– Так ещё и коленку и локти разбила, – голос папы озадачен.
– Ну так надо идти домой, – теперь голос у мамы дрогнул, – В кои-то веки выбрались… И билеты пропадут!
– Ну что? Хочешь в кино? Там ещё мороженое есть. Только не реви!
Я чувствую какой-то подвох, но в кино, да ещё на взрослый сеанс, так захотелось, что слёзы вдруг просохли сами собой. О котёнке никто не заговаривает, наверное, родители смирились с его присутствием, значит он уже – мой!
– А какое кино? – я всхлипнула и котёнком, как пушистым платком, утёрла нос.
– Какая тебе разница, – мама раздражена, и уже папе, – Что ты ещё придумал?
– Раны замоем в кинотеатре, – папа хитро улыбнулся…
А я, вновь, счастлива!

Кинотеатр – через улицу от нашего двора. Высокое бледно-жёлтое здание с шестью белыми толстыми колоннами, по бокам которых, на глухих стенах, висят картины с огромными уродливыми портретами и названиями фильмов наискосок. Под этими портретами бетонные вазы с чахлыми цветами. Возле одной из них папа остановился:
– Оставь котёнка здесь...
Но я лишь прижала серый комочек к себе, да так сильно, что он пискнул.
– В кино с ним не пустят, да и мороженое есть нужны руки.
– А какое кино? – вопрос задала только чтобы выиграть время, успеть обдумать, как поступить правильно.
– Ну, вы договаривайтесь и догоняйте, – и мама зашелестела шёлком платья прочь от нас.
– «Фанфан-Тюльпан», – папа показал на огромный портрет дядьки с пушистым пером на шляпе и с длинной тонкой, как иголка, саблей в руках. Никаких тюльпанов нарисовано не было, и стало любопытно: почему? И мороженого захотелось… Раз котёнка я нашла в цветах, то он может подождать ещё немного, опять в цветах.
– Котёнка можно здесь оставить? – я неуверенно посмотрела на своего умного, способного найти выход из любого положения, папу.
– Ну конечно, его никто не возьмёт, а мы быстро!
– Разве кино быстро? – я всё ещё колебалась между двух «хочу»: между «котёнок» и «кино»… А мимо разряженные весёлые люди торопились к пузатым белым колоннам.
– Кино и мороженое… – папа, словно подслушал мои мысли, и его слова стали решающими: «котёнок» или «кино и мороженое»… Одно желание против двух!
Я сама! Сама аккуратно положила котёнка в огромную вазу с низкорослыми летними георгинами, погладила пальчиком по голове между ушками, даже хотела поцеловать, но не решилась в присутствии папы, а он крепко взял меня за запястье и почти потащил по ступеням между колонн, к дверям, проглатывающим пёструю толпу.

В душном пыльном фойе мы не сразу отыскали маму.
С кем-нибудь из взрослых, большой или не очень компанией, ребятня нашего двора приходила сюда на детские фильмы. В утреннем кинотеатре было пустынно и прохладно, очереди за мороженным почти не было – не всем детям давали на него деньги. А сейчас…
Запах духов и пива смешался с вонью потных тел, табачного дыма и туалетов. Пол был замусорен фантиками от конфет и окурками, казалось, что говорят и над чем-то смеются все сразу, а из репродукторов грохотала музыка и певица низким голосом  то ли пела, то ли сопела…Слов было не разобрать. И я подумала: хорошо, что не принесла сюда котёнка! Ему спокойнее меня дождаться, в наползающих сумерках, под листьями нежно пахнущих цветов. А вот и мама! С мороженым в вафельных стаканчиках!!! Но сначала мы пошли в туалет отмывать лицо и руки. 
Оказывается женщины, красивые и нарядные, тоже курят! Я рассматривала их во все глаза и не сразу увидела себя в мутном, забрызганном мылом зеркале. А увидев, поняла, почему мама не хотела брать меня с собою, я бы тоже себя не взяла! Лучше бы пошла с котёнком домой: напоила его молоком (а молоко у нас есть?) или накормила сметаной (сметана-то для салата есть всегда!) и легла с ним спать. Вдруг так захотелось спать… 

Я почти не пищала, пока мама холодной водой отмывала ободранные об асфальт колено и локти, потёки слёз на щеках. Потом вытерла всё это в обратном порядке своим надушенным платочком, чуть поколебалась и не стала класть его обратно в маленькую бархатную сумочку, а бросила в урну. Мне стало жаль вышитого мною платочка, но поняла, что иначе отсыреет и испортится сумочка, а платочек вышит неумело… На следующее восьмое марта вышью лучше!
Колено и локти саднили, но сладкое пахнущее ванилью мороженое позволило забыть об этом. Надо было торопиться, уже прозвенел третий звонок, и фойе почти опустело.
В уже тёмном зале огромный циферблат выплыл из глубины экрана и словно решил прыгнуть на беспокойно переговаривающуюся и рассаживающуюся толпу, а музыка грохотала так громко, что я ладонями закрыла уши и вновь подумала...
Папа взял меня на руки и понёс между рядами сидений. Люди недовольно сторонились, что-то бубнили, но он настойчиво шёл вперёд и вперёд, прижимая меня к груди, как совсем недавно я прижимала котёнка. А мама позади нас извинялась перед теми, кому папа наступал, в темноте и тесноте, на ноги. Чёрно-белые кадры мелькали на экране во всю стену, диктор что-то громко и весело тороторил, но я не могла и не хотела понять что. Мы добрались до своих мест, папа усадил меня на колени, и, прислонив к его груди голову, я… уснула.

Очнулась от свежести ночи…
– Просыпайся-просыпайся, – мама небольно ущипнула меня за щеку.
– Да я понесу её…
– И не думай! Опять сорвёшь спину…
Кругом весёлые люди оживлённо обсуждали фильм, который прошёл для меня неувиденным, но сонное оцепенение не позволяло расстроиться по этому поводу. Я стояла, слегка покачиваясь на занемевших ногах, держась за мамину и папину руки. Чуть потянулась и сделала шаг в сторону дома. Скорее бы в постель! И колено разболелось…
До проезжей части – лишь несколько шагов, и каждый из них становился всё увереннее! Так поздно я ещё никогда не была на этой улице с красивыми фонарями, клумбами и вазами с цветами, разряженной толпой взрослых, среди которых я, наверное, была единственным ребёнком. Гордость переполнила мою сонную голову, и я даже подпрыгнула на ходу, опершись на ладони родителей...
– Не смотри! Не дай ей смотреть! – вдруг вскрикнула мама!
– Куда? – папа не понял так же, как и я. Наверное, как и я, завертел головой…
– Закрой глаза!.. – и мама попыталась ладонью закрыть мне лицо, а я, конечно же, мотнула головой и увидела! Сразу же…
В ярком пятне фонарного света на проезжей части… Раздавленное тельце!.. Серого котёнка!!!
*  *  *  *  *

Хорошо, что в кинотеатрах перед сеансами крутят рекламу, а не «Новости дня»… Вид курантов, под бравурную музыку наползающих на затихающий зал, всегда заставлял сжиматься моё сердце болью от неизбывного чувства вины.


Рецензии
Спасибо Вам за этот трогательный рассказ.

Валерий Выборжанин   16.12.2022 22:22     Заявить о нарушении
А Вам, Валерий, большое спасибо за отклик и добрые слова!..)))
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Пушкина Галина   17.12.2022 00:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.