яд цикуты или ванильно-шоколадное мороженое

Мысль-мышление (яд цикуты или ванильно-шоколадное мороженное)
/
Терминами мысль и мышление в психологии и философии обозначают наиболее общие представления об объектах идеального, а также способы их бытия… Материалисты и позитивисты, как правило, увязывают мышление с работой мозга, ответственного за чувства, волю, память, рациональность, воображение, поток сознания, а также результаты мыслительной деятельности: понятия, теории, концепты, репрезентируемые в форме артефактов, книг, произведений искусства, научных трактатов, технических изобретений.
/
Исходя из этих предпосылок, мысль и мышление обусловлены причинно-следственными связями: мышление - процесс, мысль - результат; первое - становление, второе - становящееся…
/
Считается, что материя мысли - молекулы, формирующие клеточный скелет, такие как актин, миозин и микротрубочки, функционирующие подобно конструктору лего…
/
Процессы, обеспечивающие структурирование ментальных объектов, всё более понятны. Чтобы, к примеру, эффективно функционировать, мозг должен:
/
- воспроизводить и размещать на мембранах нервных клеток AMPA-рецептор глутамата; рецептор должен улавливать нейромедиатор, глутаминовую кислоту, из класса возбуждающих аминокислот, и передавать быстрые возбуждающие сигналы в синапсах нервной системы. Повышать долю АМПА-рецепторов совместно с кальцием, что значительно увеличит длительности самого сигнала;
/
- изменять формы дендритов, особенно размера и количества т.н. головок шипиков, которые образуют синапсы, и тем повышают способность получать информацию;
/
- лавинообразно повышать концентрацию ионов кальция (Ca), что даст толчок синтезу «белков памяти» нового типа, и т.д. и т.п.
/
Ментальные события, как считают нейрофизиологи, обусловлены комплексом причин, и среди прочих: молекулы, малые и большие; клеточные транспортные белки, «моторы»; структуры цитоскелета; органеллы; нейроны и глиальные клетки; сеть нейронов с глиальными клетками; мозговые ядра (концентраторы); зоны мозга; собственно весь мозг; квантовые эффекты… и прочая чепуха, - в виде заботы о другом Я, наук и того, что называют «скрепами»: духовная культура, вера в загробную жизнь и воздаяние за грехи)))
/
Но я считаю, что вся эта «объективная картина» не стоит и выеденного яйца!
/
Мысль не имеет субстрата, и лишь отчасти обусловлена химическими процессами в коре головного мозга… Мысль - ИДЕАЛЬНА, и в известном смысле - НЕМАТЕРИАЛЬНА, как душа, ангелы или бог. А, породив себя из себя, - а я склонен полагать, что речь идёт о творении из ничего, - мысль гипостазирует своё бытие, говоря иначе - обзаводится собственным «телом», «динамикой», «органикой», «волей» и «энтелехией».
/
Я уже предлагал в топике «ТОЛЩА» разрезать мысль «вдоль» и «поперёк». Если операция удастся, говорил я, «поперечный разрез» обнажит идеальные объекты, поющие хором гимн полноте за фрагмент t (вдруг). Объекты эти, - все роды и виды понятий, монады, абстракции, предметы, образы, знаки и символы, акты и операции, - будут стоять, плечом к плечу, на разных этажах, в различных иерархиях умопостигаемого. Взяв ланцет тоньше прежнего, мы совершим «продольный разрез» мысли, чтобы обнаружить континуум отрезков времени, - бесконечно коротких и бесконечно длинных, закольцованных, как ролики киноплёнки. При этом, писал я, плёнка будет безостановочно перематываться режиссёрами взад-вперёд на всех монтажных столах одновременно, как бы вхолостую, чтобы в нужный момент актуализировать себя по воле, набившейся в зал публики: чистых идей, занявших первые ряды, и - свисающих с галёрки, «существований, вынесенных за скобки».
/
На что указывала эта метафора с интенциональным просмотровым кинозалом?
/
Во-первых, она отсылала к иерархии идеальных объектов, как выхваченных лучом интенции, так и сокрытых в непроницаемой ТОЛЩЕ. «Разрез поперёк» как раз и призван был обнаружить бесконечное множество точек на плоскости, - каждая из которых: событие или субъект, форма идеального, или поворот в мышлении. И все эти объекты получили в структуре мысли, в её морфогенезе, свою координату на плоской шкале. Всей своей ТОЛЩЕЙ объекты эти навалились на мысль. Здесь толща кореллирует с образом «Вавилонской башни» в Библии, понятием энергии в Православном Исихазме, «мощностью множества» в математических построениях Георга Кантора, и всю эту, сгрудившуюся полноту, всю эту «соборность», как сказал бы Павел Флоренский, Сергей Борчиков определил как «алеф в степени алеф» (по Кантору).
/
Во-вторых, метафора «продольного надреза» заставляет говорить о категории времени.
/
Каждое событие в мысли имеет - эпицентр и радиус, с нанесёнными точками - а, б, с: прошлое, настоящее, будущее... К примеру, Андрей Тарковский называл фильмы - консервами времени. Скорость протекания времени в фильме, говорил он, зависит от давления события, нравственно-этической проблематики, ставящей героя перед необходимостью совершать экзистенциальный выбор, руководствуясь принципом морального долженствования. Та же судьба уготована и времени, а точнее – временам, расквартированным в мысли. Как я уже отмечал в топике «ТОЛЩА», время в мысли может ускоряться, замедляться или останавливаться - зависать... Существуют и «застревающие времена», которые, как и личности, зациклены на своей проблематике (Зейгарник «Акцентуированные личности»). Встречаются и отложенные времена, уже «сбывшиеся», но лишь вчерне, как одолженные у будущего активы, прожитые мечтательно-поверхностно, и ввиду этого - заброшенные на антресоль за ненадобностью: холостые, полые времена, как отложенные беременности. Есть и вычеркнутые времена, затушёванные, скомканные и выброшенные в мусорное ведро. Или - времена чужие, которые даны нам, как собаки на поводке, чтобы выгуливать их пока хозяева в отъезде. Время, таким образом, разминается, как пластилин, в цепких пальцах гипостазируемых объектов. Течение, давление, объём и дискретность времени в мысли зависит от ментальных «событий», и подразделяется мной на модусы: «t-ожидание», «t-проживание» и «t-удерживание». Что имеется ввиду? Вначале событие явлено в локусе ожидания и генетически связано с предыдущим опытом, затем – проживания (встречи), где сознание конструирует настоящее время (t-online) из трёх суперпозиций - локуса ожидания, локуса проживания (встречи) и локуса удерживания, который, забегая вперёд, воображает событие, которое вот-вот случится. Наконец, событие удерживается сознанием, как осмысливающая его ретроспекция. Классификация, данная мной, лишь отчасти совпадает с идеями Гуссерля, изложенными им в «Идеях I», где, говоря о формах «временного сознания», он выделяет три момента: 1) пра-импрессию (пра-ощущение), - ему соответствует «теперь» всякого временного объекта; 2) ретенцию, - сознание только что прошедшего, сознание бывшего актуальным «теперь»; 3) протенцию - ему соответствует ожидание ближайшего будущего, последующего после, переставшего быть актуальным «теперь». Гуссерля обуревала идея единства сознания. Ради неё он отбросил феноменологию внутреннего сознания времени своего учителя Брентано, найдя в ней столько блох, сколько не вычёсывал пудель Мефистофеля.
/
Мышление, с чего мы начали, образует бесконечное множество точек на плоской шкале. Но как эти точки преобразуются в события?
/
Здесь не обойтись без тождества мысли и мышления, - ни что так не раздражает сциентистов (позитивистов), как это пресловутое тождество. Однако я настаиваю, что мысль и мышление суть – единая бинарная система, как двойные звёзды в космологии.
/
Мышление – сумма инструментов, выработанных всеми операциями с вещами, всеми «опредмечиваниями». Но инструменты эти не спрятаны под стекло, как того хотели позитивисты. Мышление вовсе не застряло в пыльных учебниках, из которых его извлекают профессора логики к юбилейным торжествам по случаю погребения очередной идеи, почившей в бозе, на полках университетских библиотек. Мышление ещё кажет нос! И если хорошо поскрести мысль, в сусеках её обнаружится мышление, - живое, клокочущее, как кровоток. Таким образом, мысль и мышление – сообщающиеся сосуды. И если тромб закупорил мысль – мышление шунтирует сосуд; а в случае, когда мышление застряло в буреломе или угодило в стремнину – мысль протягивает ему спасительную руку.
/
Но что это за зверь - мысль и мышление?
/
Оба объекта расположены на плоскости с бесконечным числом точек, - здесь мысль абсолютно малая величина, подобно Апейрону Анаксимандра; Ничто Ареопагита; абсолютный Нуль или абсолютный минимум Николая Кузанского; монада Лейбница; числовая последовательность {;n} в высшей математике, которая называется бесконечно малой, если: limn;;an=0.
/
Но мысль и бесконечно большая величина, как «бесконечно бесконечное» в джайнистском трактате Сурья-праджнапти-сутра; апории Зенона; зло пифагорейцев; экстенсивная и интенсивная величина у Аристотеля; Ум Плотина; Континуум Оккама; Абсолютный максимум Николая Кузанского; бесконечно божественная субстанция Спинозы; неисчислимые миры Бруно; Бог Декарта; Универсум Лейбница; «Неопределённость» Канта; Абсолютный дух, как «истинная бесконечность» Гегеля; «Мощность» и непостижимое «бесконечное в Боге» Кантора; «Гипотетический императив» Рассела; финитизм Витгенштейна; имманентная бесконечность Кассирера. Вновь обратившись к высшей математике, укажем, что числовая последовательность {xn} называемая бесконечно большой, если для любого положительного числа ; найдется номер N = N(;) такой, что все члены последовательности с номерами n > N удовлетворяют неравенству |xn| > ;. Тогда бесконечно большую последовательность можно записать следующим образом: lim xn = ;, lim xn = +;, lim xn = ;;, что в символьной записи обретёт транскрипцию: lim xn = ; ; > 0 N = N(;) N : n > N |xn| > ;.
/
И если пространство идеального объекта – мысль, то его время – мышление.
/
Мысль – точка, штрих, с вложенной в неё актуальной бесконечностью (мышлением). Процедура по распаковыванию мышления в пространственно-временную последовательность, которую мысль (одновременно) разворачивает и сворачивает в ТОЛЩУ, - образует континуум идеального, где заточены; судьбы всех, когда-либо мысливших, где актуально присутствует совокупность индивидуумов, бытие которых подарило мышлению своё своеобразие и перипетии; где генезис, наследие и инстинкт выводят мысль из полудрёмы для со-участия, со-мыслия, со-творчества.
/
Мышление – и точка, и плоскость, и бесконечная последовательность событий, искривляющих пространство-время. И события эти - то ускоряются, то замедляются, в зависимости от экзистенциального напряжения мысли, никогда не забывающей, что она не только мысль о чём-то (Гуссерль), но и мысль кого-то (Сартр), конкретнее – мысль субъекта, взятого, как «ансамбль человеческих отношений» (Ильенков). Отсюда, мышление - это хронология, палеография, эпиграфика, геральдика, дипломатика, ономастика, география и генеалогия, в которых дух силён, и даже проводит изыскания, выталкивая на кончик пера все, выпавшие на его долю, испытания. Мышление, таким образом, стремится к Абсолюту. И нельзя исключать, что рано или поздно мыслящий субъект расширит своё бытие до размеров сущего. Для этого мышление хорошо снаряжено. Оно и: механика, и физика, и химия, и биология всех, когда-либо, пережитых им взлётов и падений. Но здесь и обнаруживает себя водораздел, отделяющий материалистов от идеалистов. Как я уже говорил, мысль и мышление, не имели, не имеют, и никогда не будут иметь материального субстрата. Они ИДЕАЛЬНЫ. На том стоят, и не могут иначе!
/
Логичен вопрос: а как возможны мысль и мышление, если принять за допущение их идеальную природу?
/
Следует различать мозг, психику, идеальное. В Советской философии даже была дискуссия на эту тему, - после статьи Д.И. Дубровского «Мозг и психика», опубликованной в № 8 журнала «Вопросы философии» за 1968 год, Э.В. Ильенков в № 11 разместил свою статью - «Психика и мозг». Уже в самом выборе доминант слышится скрип кожи на дуэлянтских перчатках.
/
Похоже, всё, где порылась собака нейрофизиологии, правда. Но лишь в той степени, где речь идёт о простейших психических функциях коры головного мозга. Там же, где мыслящий субъект конструирует идеальные объекты, - идеи, понятия, концепты, процедуры и акты, - судьба интенциональности отдана на откуп гипостазированным объектам, которые, будучи связаны пуповиной с мозгом, телом, реальностью, когда речь заходит об элементарной психической и биологической активности, обретают подлинную субстанциональность в мире ИДЕАЛЬНОГО, где души, ангелы и бог правят балом…
/
Остаётся лишь добавить, что вход в МИР ЧИСТЫХ И АБСОЛЮТНЫХ ИДЕЙ оплачивается усилием, которое В.А.Карпунин назвал «онтологическим импульсом», противостоящим энтропии. Отсюда я выдвигаю идею интенциональной этики, как движителя познания и способа структурирования морального субъекта. Всякий, кто взвалил на свои плечи мышление, гласит императив этой этики, кто несёт крест познания, выпавший из рук тех, кто предпринял попытку мыслить самостоятельно, поступает в соответствии со своей совестью и нравственным принципом долженствования. А тем, кто не пожалеет живота за други своя, бог отверзает уста. На том и стоит.


Рецензии