9. Керала. Семья

Я уезжаю в Россию в октябре на месяц, максимум- полтора. Получить новую визу, решить накопившиеся вопросы, откормить сына и вернуться назад. Мы прощаемся с нашей квартирой в Кочине, Прадип вывозит все наши вещи в дом его семьи, двухэтажный, со множеством спален, еще недавно полным жизни, но опустевшим с уходом мамы. Теперь в нем живет один отец. Средний брат Прадипа, Дипак, уже давно как уехал в Дели и там вся его жизнь, семья и работа. Младший брат, Арун, живет с семьей в Канаде. Сестра покинула отчий дом совсем недавно, по-английски, не уведомив никого ни куда, ни на сколько. История их взаимоотношений уходит в далекое прошлое, хвост не прощенных друг другу обид и оскорблений вытянулся на десятилетия. Что-то из детства засело в памяти , укоренившись там прочно , как дерево , продолжая с годами только разрастаться.

И Прадип и Арун до последних дней общались только с матерью, отец будто не замечал этого, так же игнорируя сыновей и общаясь только с Дипаком, который в свою очередь возобновил отношения с ним только под влиянием жены, совсем недавно. Дочь умудрялась не разговаривать ни с кем, проживая в одном доме с обоими родителями и не выйдя из своей комнаты даже на похороны мамы. На настойчивые требования родственников в тот день вести себя по-человечески, она сообщила только, что поскольку она никому не нужна была в этом доме с детства , то и она не нуждается ни в ком более. Так, стремление родителей дать хорошее и дорогое образование детям, для чего они и отправлялись каждый в свои кто семь, кто девять лет, совсем малышами, в специальные школы, в другие города, жили и учились там , привыкая к самостоятельности с такого раннего возраста, приезжая домой только на каникулы, все это обернулось не только высоким уровнем образования, хорошей работой и статусом, но и засевшей глубоко внутри неудовлетворенностью от чего-то недополученного в детстве.

Сам Прадип считает те годы, проведенные вдали от дома, от родителей, без домашней еды и воскресных высыпаний, без поддержки семьи - тем не менее прекрасной порой его жизни, проживанием в неком инкубаторе, среди друзей, в абсолютно благополучной атмосфере, покинув которую после окончания школы , они неожиданно попали в реальную жизнь. Контраст был огромным. Однако приобретенные за это время настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, расчет во всем на свои собственные силы, конечно, помогали выпускникам устраиваться в жизни.
Последнее время мама просила взрослых детей помирится с отцом, уверяя, что он изменился и стал уже другим. Однако никто в это не верил, и до последнего вся система коммуникации в семье работала только через нее.

Каждое утро в дом приходит женщина для уборки и приготовления еды. Она так же отвечает за покупки в магазине продуктов и лекарств для отца. Она приходила при маме и продолжает свою работу без нее. Прадип печально констатирует каждый раз после посещения дома, что без мамы дом скатывается в запустение, никто не контролирует больше уборку и теперь все это походит на гостиницу со множеством опустевших комнат.

Отцу далеко за восемьдесят, после ухода мамы он боится жить в их прежней комнате и сначала переезжает в комнату Прадипа, но потом и это его не спасает от страха одиночества в огромном доме и он просит найти ему компаньона для совместного проживания. Прадипу удается найти мужчину средних лет, который радостно соглашается жить в доме, пользуясь всем, что есть, кушая бесплатно и еще и получая за это десять тысяч рупий в месяц. Зная характер отца, Прадип гарантирует, что квартирант не продержится больше месяца. Поначалу все идет мирно, но вскоре у них действительно начинаются конфликты на политические темы, перерастая в претензии отца к постояльцу по уже целому спектру вопросов. Предварительно заманив человека бесплатным питанием, теперь ему ставят в укор, что он слишком много ест. Он так же не разделяет взгляды отца по многим вопросам, что ко всему усложняет их общение.

Как и большинство мужчин в жаркой и душной Керале дома, и отец и постоялец одеты в юбки. Через голое плечо постояльца перекинута плетеная веревка белого цвета и я спрашиваю как- то Прадипа- это еще зачем?- Это его принадлежность к высшей касте, браманам. Это новость для меня. В моей голове не укладывается высшая каста и неимение своего жилья, согласие жить за еду у чужих людей. Прадип объясняет мне, что принадлежность к высшей касте, переведя на язык наших исторических аналогий, как дворянское происхождение после революции в России - с одной стороны, приятный факт для осознания , с другой стороны нечто, создающие одни проблемы в повседневной жизни. Ведь в открытую о своей принадлежности к высшей касте говорить не принято, особенно если ты планируешь получить хорошее рабочее место или хочешь попасть для обучения в университет. После ухода колонизаторов, в середине прошлого века, правительство специально поддерживало низшие касты, предоставляя им всевозможные льготы и когда вопрос вставал о выборе между претендентом на что-то из низшей касты и высшей, по политическим соображениям выбор делался не в пользу высшей. К тому же высшая каста очень малочисленна, особенно по сравнению с другими нижестоящими, и при очередных парламентских выборах вообще не рассматривается серьезно в качестве поддержки ни одним из кандидатов. А в последнее время все чаще на первый план выдвигаются представители касты торговцев, являясь реальной финансовой , банковской и политической силой в обществе.

Когда первые европейцы прибыли в Индию, чтобы определить их место в сложившейся уже веками кастовой системе, был найден компромисс, устраивающий всех. Браманы, по-прежнему, являлись высшей кастой, европейцы за свой цвет кожи автоматически попадали в следующую, то есть вторую касту, что тоже считалось неплохо. В обществе до сих пор существует некое благоговение перед белыми людьми, нечто передаваемое на генном уровне из поколения в поколение. Мое положение в нашем доме, однако, не стабильно и может колебаться между верхом и низом, понижая касту каждый раз, когда я затеваю уборку, и автоматом повышая ее до " белого человека" по окончании.

В Индии нет фамилий , имя человека складывается из его собственного имени, к нему добавляется имя семьи матери на юге страны или имя отца на севере. На юге также могут добавлять вторым имя отца, но реже. В качестве второго или третьего так же может выступать кастовое имя, что сразу дает окружающим понимание твоего места в обществе. На севере к имени человека не редко добавляется Кумар, что значит "вечно молодой", а уже потом идет имя отца или кастовое имя.

Разница между югом и севером , да и между всеми вообще штатами в Индии ,есть и в подходе к наследственным делам. Еще недавно, до 1971 года, в Керале , например, при делении фамильной недвижимости в приоритете оказывалась женская половина семьи, получая долю на себя и каждого из своих детей, дети сыновей при этом не учитывались и свою долю получали только сыновья. Север традиционно плыл в противоположную сторону, и представлял интересы мужской половины. Однако суд вмешался в рассмотрение наследственных дел и было вынесено решение о гарантированной одинаковой доле каждому из детей, независимо от пола, что и контролируется судом по настоящий момент. Но это распространяется на деление передаваемой по наследству собственности, а если речь идет про купленную родителями, то как и во многих странах, завещание может быть составлено хоть в пользу любимой коровы и оспорить в суде данный факт не получится.

Короче, надолго отца не хватило и, несмотря на его страх опять остаться одному, представитель высшей касты вскоре покинул дом. Вся свою жизнь отец проработал юристом, имея хорошие связи , стабильное финансовое положение и даже теперь, когда ему было за восемьдесят, некоторые из его бывших клиентов обращались к нему по старой дружбе за советом или юридическим проведением какой-либо сделки. Ибо в таких делах очень важно доверие, если и не ко всем участвующим сторонам, то как минимум к юристу.

Так и появилась у него фикс идея о скором получении богатства, начавшаяся с безобидного обращения к нему одним из старых клиентов с просьбой содействия в продажи имущества, земли и строений, за определенный процент от сделки. Земля находилась в прекрасном экологически чистом месте рядом с рекой и пальмовым лесом и сразу была оценена ,как подходящая под строительство аюрведического центра или другого места отдыха , то есть востребованность ее на рынке , как продаваемого товара, была высокой.

И проект заработал во всю мощь. Сначала был откомандирован на место Прадип, осмотрев все и сделав фотографии , а после этого обсудив условия продажи с собственником и выяснив ситуацию по документам. Следующая стадия подразумевала сам процесс продажи. Он тоже начался с энтузиазмом , подогреваемый высоким процентом с гипотетической сделки, который уже был поделен отцом между сыновьями, дочерью и даже всеми внуками. Но поначалу информация об этом держалась в секрете и знали о ней только в штабе по сделке, куда входили отец и Прадип, осуществляющий всю коммуникацию с покупателями. Покупателей было не мало и местных, и иностранных, как раз подыскивающих себе хорошее место в Керале для развития уже существующих сетевых лечебных центров. Сначала Прадип связывался с ними или их представителями, производилось ознакомление с фотографиями, документами, назначались даты встреч, затем эти даты могли корректироваться и переносится от недели до нескольких месяцев. В лучшем случае состоялись выезды на место с осмотром и земли, и реки, и леса, перерастая в завершающую стадию обсуждения прайса и финансовой стороны сделки. В худшем случае, договоренность о встрече переносилась по разным причинам и не перерастала дальше ни во что.
Первые полгода процесс протекал активно и все участвующие в нем стороны, верили в успех . Солидность получаемого куша оправдывала медлительность процесса . Постепенно об уже придуманной схеме деления денег сообщалось остальным родственникам, как о чем-то гарантированно получаемом, оставалось только подождать. За это время менялись потенциальные покупатели, подходы к работе с ними, привлекались к сотрудничеству разные посредники, но это все- равно не давало результата. На ожидание обещанных денег это не влияло, отец уже свыкся с их существованием и разрушить мечту уже не могло ничто.

В следующие полгода участие в сделке сводилось к пассивному общению по телефону с редкими покупателями, уже без выездов на место. Вновь вводимые в курс дела родственники уже никак не реагировали на обещанные отцом деньги. Еще через год , не желая отпускать утекающую из рук возможность, отец по-прежнему еженедельно информировал Прадипа об очередных стопроцентных покупателях, которые тем не менее так и не приезжали, Прадип же просто выслушивал эти сводки, держа все комментарии при себе.

Уверенность отца при этом подкреплялась еще и прогнозом астролога, полученного им еще в молодые годы, после свадьбы. Сказано было о больших деньгах, которые придут к нему в старости после потери жены. И теперь, когда , казалось бы, все части предсказания уже сбылись- и старость, и потеря жены , и продавец с реальной возможностью получения денег по его сделке, чего-то явно не доставало и процесс тормозился. Отец вторично решился посетить астролога , выяснить причины и, по возможности, подтолкнуть процесс. Прадип сопроводил его, по-прежнему не питая никаких иллюзий и не вмешиваясь в происходящее. Астролог однако заверил, что все идет по плану и для ускорения процесса можно провести ритуал, тогда результат будет стопроцентный. Была озвучена доля самого астролога от всего полученного, что меня только порадовало. Когда при магическом ритуале, проводящая сторона заранее оговаривает свою долю, я вижу настоящих профессионалов в сфере продаж, и это, на мой взгляд, гарантирует успех предприятию. И вот, в очередной раз, вселив надежду в сердца посвященных во всю эту историю, стоя у финишной черты, с уже распахнутым для упаковки денег чемоданом ,отец неожиданно взял тайм-аут и после двухдневных раздумий отказался проводить ритуал. Идя к астрологу, он был настроен на свой скорый уход вслед за мамой и, напоследок, хотел лишь уладить финансовые дела, оставив гипотетические деньги детям и внукам. Астролог же дал ему еще не менее десяти лет жизни, что и повлияло на кардинальную смену хода его мыслей. Понимая, что суть ритуала в использовании черной магии, а значит за полученное надо будет расплатиться чем-то другим, он решил не подвергать неизвестному риску ни себя, ни семью.

Мое разочарование было полным. Я решительно заявила, что больше не участвую даже в разговорах на эту тему, а историю с охватившей семью денежной паранойей считаю закрытой.


Рецензии