Дедушка. Глава 17. Великая жертва

Ж. Жирарден

Дедушка

Перевод с французскогор

Н. Моисеевская

В понедельник вечером, накануне контрольной по истории, я лёг спать позднее, чем обычно, потому что потерял много времени с Фалиганом. Я учил его искать слова в словаре. Когда он убедился, что слова расположены в алфавитном порядке, он начал искать самостоятельно, но тут возникла новая трудность; по привычке написав слова, как их произносят, он искал их не в том месте. Я слышал, как он вздыхал сначала, потом охал и бормотал вполголоса: "Чёрт возьми! Вот чёрт возьми!" Наконец он мне говорил:
- Этого слова нет в словаре!
- Посмотрим! Ещё бы! В слове "иллюминировать" два "л", а ты искал с одним. Вот это слово.
- Однако правильно! - восклицал он с восхищением.
Итак, я лёг спать позднее обычного, потому что мне хотелось выучить историю до последней строчки. Я едва приклонил голову к подушке, как мгновенно заснул. История рассказывает, что Александр Великий и Конде накануне больших сражений засыпали глубоким сном. История умалчивает, просыпались ли эти герои внезапно, в два часа ночи. Итак, в два часа ночи я проснулся, и проснулся полностью. Я подумал:"Я знаю всю мою историю, за исключением тех страниц, которые разорвала Мюгетта, когда мои учебники оставались на чердаке." В доме не было другого учебника, и я не знал, что мне делать. Немного поплакав от огорчения, я решил: "Будь что будет!" и снова заснул. Меня разбудил дедушка. Умывшись и позавтракав, я взял подмышку папку, в которой лежали только перья и белая бумага.

В этот день ученики не рассеялись, как всегда, по группам, а объединялись и говорили о контрольной. Слышались фразы: "Ты готов к контрольной?" - "Я? Нет!" "Я - да!" "Какая тема будет?" "А я даже книгу не открыл!" Наконец все вошли в класс.  Посреди торжественной тишины папаша Барре продиктовал тему контрольной работы. Для меня это был стакан холодной воды, горячо желаемый. Это была моя тема, которую я хорошо знал! Я начал писать, но следил взглядом за тем, что происходит в классе. Я заметил, что сын фининспектора не пишет. Вдруг он внезапно встаёт, придерживая платок у носа и говорит о том, что ему надо выйти, так как у него, якобы, идёт кровь носом. Я заканчивал вторую страницу, когда увидел, что Ларош уже писал. Когда я проверял мою третью страницу, я услышал, как сосед Лароша сквозь зубы пробормотал:"Если ты мне это не передашь..." Сосед стал писать, подглядывая под листок белой бумаги. Заметив, что я на него смотрю, он шепчет мне на ухо:"Не говори ничего, я тебе передам, когда кончу." Я не спрашиваю объяснений его слов. Под конец моей работы потребовались те, изгрызанные Мюгеттой, страницы. Видно, придётся мне сдать её незаконченной. Прощай, премия! Вся моя работа погибла из-за каких-то строчек! "Подними локоть!" - прошептал сосед. Я машинально приподнял локоть и увидел белую бумагу, которая медленно продвигалась ко мне. "Подними уголок, но не вытаскивай!" - добавил сосед. Я тихонько отогнул уголок, там были спрятаны отпечатанные листы, вырванные из книги. Это была страница, которую я не выучил. Я быстро подтолкнул подсказку соседу. "Тебе не надо?" - "Нет, не надо!" - "Значит, ты знаешь тему?" - "Да, знаю!" Но я лукавил: я не всё знал. Я спросил себя:"Что бы сделал дедушка на моём месте?" Он бы не стал переписывать, это значит жульничать, украсть награду, поступиться честью. В этот момент я решил оставить работу незавершённой. По крайней мере я получу похвальный лист. Но мой сосед, может быть, будет говорить о страницах, которые он мне передал. Появятся люди,склонные думать, что я украл мой бедный похвальный лист. Тогда я принял единственное решение, которое мне оставалось принять, если я хотел сразу покончить с трудностями. Я свернул мою контрольную вчетверо, потом опять вчетверо и медленно разорвал её на мелкие кусочки. Эту жертву я принёс по доброй воле, потому что был уверен заранее, что дедушка её одобрит.

По дороге домой я слышал, как Жубер сказал:
- Есть такие, которые списывали!
"Это не я!" - думал я про себя и чувствовал себя счастливым, от решения, которое я принял. Ларош, шедший впереди Жубера, обернулся, и я прочитал в его глазах злое выражение. "Ты ничего про это не скажешь!" - прошипел он, поровнявшись со мной. И тут я всё понял. Это Ларош вырвал листы из книги, а сосед заметил обман и потребовал у него страницы.

Дедушка,как обычно, встретил меня у порога.
- Ты знаешь, - сказал я, - что я тебе  никогда не лгу.
- Я знаю. Я также доверяю тебе полностью
- Понимаешь, в чём дело... Я отлично знал тему, за исключением нескольких строчек  в конце.
- Только нескольких строчек?
- Только нескольких строчек.
- Тогда можно надеяться...
- Нет, дедушка, надеяться не на что. Произошло нечто, о чём я не могу сказать тебе теперь, и что заставило меня не выполнить работу.
- Что-нибудь серьёзное? - спросил он с беспокойством.
- Да, дедушка, что-то очень серьёзное, только я об этом знаю.
Он посмотрел на меня серьёзно несколько секунд и мягко сказал:
- Мой маленький Поль, я тебе доверяю.
Я был счастлив, чувствуя, что он доверяет мне.


Рецензии