Китайская тетрадь. Часть 92

11 мая 1853 г. в келье Александро - Невской лавры оставил мир Николай Яковлевич Пичуринский (Бичурин).  Иакинф Бичурин, до монашества Никита Яковлевич Пичуринский, сын священника Якова Данилова, родился в сентябре 1777 года в с. Акулево Свияжской окуги (стр. 90). В Китай выехал в 1807 году. Главная трудность в изучении китайского языка заключалась в отсутствии учебных пособий, а самое главное -китайско-русского словаря. Бичурин принялся за его составление. Один год ушел на описание Пекина, все улицы которого он промерял шагами.

Познание Китая ему давалось нелегко: масса ошибок в транскрипции личных имен и в географии страны, допущенных учеными Европы, привела к невообразимой путанице в написании и произношении китайских слов. Пришлось исправлять и делать работу, которая одному человеку, кажется непосильная. Иакинф привез в Петербург четыреста пудов книжной учености по философии, экономике, географии и истории Китая. Востоковеды Европы были вынуждены спешно исправлять свои прежние труды о Китае, Джунгарии и Монголии, ибо обнаружили немало ошибок.

Первый оригинальный труд И.Бичурина «Записки о Монголии». Работая в библиотеке, Бичурин встречался часто с И.А.Крыловым, бывшим тогда библиотекарем.
Вместо наград и признания, Бичурин за вольнодумство был сослан в Валаамский монастырь. Ссылку отбывал там с 1823 по 1826 года. Везли его туда из Санкт-Петербурга, через Охтинскую переправу на Валаамском галиоте по Неве, мимо Шлиссельбурга - Орешка. Принял Иакинфа (чуть ли не нашего  Акинфиева)  игумен Иннокентий, который безвыездно провел на Валааме шестьдесят  с лишним лет(!). Был лыс и сед. По преданию монастырь был основан на границе новгородских и шведских владений, еще в десятом веке. Получается, охраняли границу. С подобными: Борисоглебский и Печенгский на норвежской границе, Печорский – на эстонской, мне уже приходилось встречаться. В монастыре при Бичурине жило человек полтораста – иеромонахи, иеродиаконы, простые чернецы, рясофорные монахи и послушники.

Бичурин писал М.П. Погодину : «Нашим ученым, как детям, больше нравятся фраки французские, нежели правда русская». В Николаевской России многие обращались к Востоку, но предпочитали оставаться в Европе с Западом (Рязановский Н.В.).
Пржевальский со стороны Китая видел больше опасностей: «Развитие современной промышленности в Китае разрушит крепкую семью и традиционные промыслы, вызовет массовую безработицу и создаст многомиллионный пролетариат, который из-за большой перенаселенности будет еще более опаснее европейского....Население будет вынуждено искать спасения в эмиграции». Он считал большой ошибкой помощь Китаю в подавлении мусульманских восстаний, возвращения Кульджи. «Япония делает то, что должны были делать мы, надо помнить, что Китай это враг», - считал Пржевальский. Что Китай вскоре станет серьезным противником России и Европы, считал и А.Я. Максимов. Интересно высказывание Куропаткина: «Китай еще 187 лет назад претендовал на всю Сибирь до Тобольска включительно». Он полагал, что нужно быть с Европой, чтобы противодействовать Азии и предлагал создать с Китаем «пустынный буфер».

В 1858 г  в Айгуне начались русско-китайские переговоры. 48-261; 68-138; 76-40; 80-46.  переводил Я.П. Шишмарев( договор 16 мая 1858 г.) Пекинский от 2 ноября 1860 года его подтвердил.
После Восточной Сибири границы стали разграничивать (1862 г.)  в Западной, когда губернатором был А.О. Дюгамель. Переговоры начались в Чугучаке 17 июля. Случались  военные столкновения, китайские военные группы проникали на территорию казахских и киргизских земель. В конце концов цины приняли наш проект прохождения линии границы (28 августа 1863 г.) между Россией и Синьцзянем. Об этом был уведомлен наш поверенный в Пекине  Н.А. Глинка. На "утряску" ушел год. Протокол подписали только 25 сентября 1864 года. В этом году в Синьцзяне вспыхнуло мощное восстание мусульманских народов против китайцев.

Оно продолжалось 14 лет. Россия помогала Китаю подавить восстание, в частности путем снабжения войск на пути от Хами до Кульджи (1300 верст). Об этом вспоминал А.Н. Куропаткин в своей работе "Русско-китайский вопрос". 30 июля 1872 г. русские войска вошли в Илийский край, заняли территорию 1400 кв. миль с населением 130 тыс человек. Предлог - защита границы, оказание помощи китайцам в наведении порядка и восстановление хозяйственно-торговых отношений. После подавления восстания 20 сентября 1879 г.в Ливадии был подписан Договор об уточнении границы и порядке вывода русских войск из Или. Переговоры по передаче с российской стороны вели Управляющий делами МИДа Н. Гирс и посланник в Китае Е. Бютцов. 12 февраля 1881 г. был подписан договор. Договор о сдаче подписали 10 марта 1882 года. Тогда и обвинил Якуб-бек в Кашгаре о двоедушии русских - помогали и китайцам и мусульманам.

12 мая 1951 г.  Скончался синолог В.М. Алексеев. Он написал книгу «Шедевры китайской классической прозы». Алексеев родился 14 января 1881 года а Питере. Стал основным переводчиком В.И. Ленина на китайский язык. В 1940 г. выпустил сборник «Китай». Умер 12 мая 1951 года. Большую часть своей жизни он изучал китайскую классическую прозу, в частности «Чуские строфы» Цюй Юаня. Стихотворения в прозе — это «фу». Великий китайский писатель Су Ши (1036-1105) говорил, что литература это «чистейшее золото», «прелестнейший нефрит».
 Возможно, это он говорил: Стоит дереву скривиться в крюк, как на него уже летят гнездиться птицы, стоит лишь образоваться щели, как ветер уже туда взлетел.
Мы не просветлены, считали древние. При Яо и Юе потоп длился девять лет, потом была засуха семь лет. Тогда на первых местах было «пять хлебов» и ни во что ни ставили золото и яшму. Беда проявляется в том, чем люди пренебрегают. И тогда «шура» была совет. Сейчас состояние напоминает плоскостопие. Сейчас рты и языки расплавляют металл. Все стараются нести таз на голове и, при этом, смотреть вверх.

Во время Цинь люди стыдились образования «вэнь сюэ», всецело отдавались лишь войне. ( до этого она длилась с 5-го по 3-й века, период Чжань Го. В почете были отвага и храбрость, а также люди, служившие в тюрьме.... А кто говорил правду, считались гнусными клеветниками....В то время правил всесильный министр Ли Сы, сторонник легизма. И он оказался в тюрьме. Там он и принял яд.

Начал делать вставки из старых записей по Китаю. Одна из них вроде мне уже попадалась: «В древнем Китае виновность обвиняемого судьи определяли по его: речи, выражении лица, дыхании, реакции на вопросы и взгляде». Опыт у китайцев в вопросах управления имелся огромный и монголы пригласили их для управления. Так, китайские чиновники (эксперты) якобы проводили на территории Золотой орды переписи, чтобы определить размеры выхода дани, установили новое деление (двор), ввели понятие «черные земли» , установили круговую поруку, установили челобитье с падением ниц. По новым правилам князь выходил за город встречать ханских послов и их баскаков и пеший вел его лошадь под узды до дворца.

В Китае ораторское искусство еще со времен Конфуция, ценилось не высоко, даже рассматривалась как признак недобросовестности человека. У китайцев важна краткость, сжатость (иероглифы на черепках негде было писать).
Чжуржэни боролись с тунгусскими племенами в XII веке. Тогда первый министр Юэ Фэй (якобы предатель) был казнен. Памятник ему поставили, чтобы каждый мог плюнуть на него.
Индия и Китай не знали религиозных войн. У них не было монотеистических вер (христианство, мусульманство).
Счастье в Китае бывает пяти видов: долголетие, везение, многодетность, почет, богатство. Под несчастьем прежде всего понималось скудость знаний, бездетность, отсутствие друзей, нищета, краткая жизнь.

14 мая 1970 г. во время встречи с Эдгаром Сноут Мао назвал себя «хэшан дасань» - «одинокая обезьяна, держащая зонтик». На самом деле Мао жил по своим законам и считает богом лишь самого себя. Он часто говорил: «Я окончил университет бунтарей». «У нас китайцев свои обычаи. Почему мы должны следовать иноземцам?» Он стал носит френч и коричневые кожаные туфли, как великий Сунь Ятсен. Другие лидеры стали одеваться как вождь. В свободное время он изучал историю двадцати четырех династий с 221 до н.э. до 1644 г. н.э.. Идеалом Мао был император Чжоу династии Шан, правивший в 9-м веке до н.э., другим любимцем был Цинь Шихуан. Мао ценил и императрицу У Цзэтянь.

В этот день в 1965 г. был произведен взрыв атомного устройства в Китае. 35-42. В феврале 1965 г. в Пекине побывал один из основных руководителей КПСС и СССР того времени, член политбюро ЦК партии, председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин. Тогда и состоялась встреча А.Н.Косыгина и Ю.В. Андропова, также входившего в делегацию, с Мао Цзэдуном. Это была, по сути, последняя встреча Мао Цзэдуна с советскими руководителями.

В ноябре 1965 года начались репрессии. Ян Шанкуня, директора общего отдела,  сменил Ван Дунсин. Подверглись смещению Пэнь Чжэнь, Ло Жуйцин, Лу Диньи, директор отдела пропаганды. Ло выдвигал теорию модернизации армии, что противоречило установке Мао «на первом месте человек». Мао высказывался: «Одежда, которую носит Ло, дороже его» . Начальника ГШ Ло Жуйцина сменил Ян Чэну.

Когда от приступа панкреатита скоропостижно скончался Кэ Цинши, его место занял Чжан Чунцяо. Он приблизил к себе Яо Вэньюаня, редактора «Цзефан Жибао». Началась критика драматурга У Ханя за его пьесу «Хань Жуй, уволеный со службы». Началась «культурная революция» ("Вэнь хуа да гэмин»). Чтобы наладить руководство страной Мао учредил специальный политический комитет.В него вошли члены «Центральной малой группы культурной революции»,а также Чжоу Эньлай, министр ОБ Се Фучжи, жена Линь Бяо Е Цунь и Ван Дунсин.


Рецензии
Тем не менее Чжоу Эньлай подвергался критике во время "Вэнь хуа да гэмин".

Татьяна Буторина   11.08.2018 16:11     Заявить о нарушении