Две пустоты, две смерти

Сбоку у южного фасада Кафедрального собора в Зальцбурге, в глубине аркадной ниши, выходящей на площадь Соборного Совета (Kapitelplatz), можно увидеть памятник Смерти работы чешской художницы и скульптора Анны Хроми. Эта бронзовая статуя была изготовлена в 1999 и установлена в 2003 году по поручению бывшего архиепископа Георга Эдера. У этого образа необычная история. Начнём с автора.

Анна Хроми родилась 18 июля 1940 года в Чески-Крумлов (Krumau) в Богемии и выросла в Зальцбурге и в Вене. Обучение художественному мастерству прошло в Париже, где на художницу сильное влияние оказали работы Макса Эрнста, Рене Магритта и Сальвадора Дали. Впоследствии, как отмечает сама Анна, сюрреализм «постепенно уступил место более иллюзорному подходу, с использованием мягкой колористики, подобной стилю Тёрнера, близкому к чешским и словацким художникам и Венской школе “фантастических реалистов“». (сайт художницы)

Одним из сквозных образов в её художественных и скульптурных работах проходит образ Смерти (он же — Образ Времени). Это сидящая женская фигура, контуры которой угадываются в складках накинутого плаща с капюшоном. Именно «угадываются», так как внутри плаща пустота. Поза фигуры выдаёт обречённость, поэтому в одном из её воплощений — а, именно, в зальцбургском варианте, — появляется название «Оплакивание» (Пьета) (от итал. piet; «жалость»), явно навеянное одноимённым шедевром Микеланджело из Собора Св. Петра в Ватикане. Хотя сама мастер определяет возникновение этого образа иначе: под воздействием оперы В.А. Моцарта «Дон Жуан» и пьесы Гуго фон Гофмансталя «Йедерманн». Как бы то ни было, образу Смерти в зальцбургской фигуре соответствуют не руки, сложенные на коленях под плащом, а контур костлявых фаланг скелета.

Впервые этот образ встречается в картине художницы «Быть или не быть» 1980 года. С 1992 года (пережив тяжелейшую автокатастрофу) Анна Хроми лепила в глине пластику этого образа и впервые сделала его бронзовый отлив. С этого времени начинается мистическое путешествие Плаща по выставкам в разных странах мира. К постановке оперы «Дон Жуан» сначала в Монако в 1996 году, а затем в 1998 году в Зальцбурге тематическая выставка к опере вызвала большой интерес у публики. Архиепископ Георг Эдер, большой почитатель оперного искусства, увидел эту работу на выставке и решил установить её около собора.

В 2000 году, в мессе памяти жертв катастрофы 11 ноября на подъёмнике в горнолыжном курорте Капрун в Зальцбургских горах (погибло 155 человек), архиепископ сделал Плащ центральной фигурой для своей проповеди, а на фоне мессы Моцарта до мажор Плащ появился в течение пяти минут на австрийском национальном телевидении и на Евровидении. Его название выкристализовывалось вместе с его миссией «послания доброй воли» по планете: от «Одежды пустоты» до «Плаща мира и сознания» (или «Плаща совести мира») под этим именем он известен с 2005 года.

В том же 2000 году мэр Старого города Праги увидел Плащ на выставке Анны Хроми «Дон Жуан» перед Сословным театром, в котором В.А. Моцарт провел мировую премьеру своей оперы в 1787 году. Он решил установить его навсегда перед входом в театр, всего в нескольких шагах от Старой мэрии, рядом с Астрономическими часами. В 2002-ом появилась пражская копия Плаща под названием «Командор» в память о премьере 29.10.1787 оперы. Фактически это было надгробием Командора, что не соответствовало фигуре рыцаря-защитника чести (по преданию, именно это надгробие произвело на Моцарта во время написания оперы сильнейшее впечатление), но являлось распространённой метафорой невосполнимой утраты сына Девой Марией и глубоко ранящим (=отрезвляющим) сознание языком современного искусства наступающей после каждого из нас материальной пустоты. Только в этой работе женский образ замещён всеобъемлющим понятием «ничто».

В этом контексте всплывает теория самообмана, выраженная Сартром в традиции экзистенциализма Сёрена Кьеркегора: самообмана, когда «человек рассматривает свою жизнь как совокупность прошлых событий. Отождествляя себя более с тем, что было раньше, чем с тем, что есть сейчас, человек отрицает себя нынешнего и подменяет его собой прошедшим, который уже не существует». Не так ли мы поступаем с нашей повседневной жизнью, перегружая её воспоминаниями недейственными, не ведущими к новому переосмыслению полученного опыта, чтобы привнести в жизнь исправления во благо добра и любви? Не так ли мы допускаем повторение варварства, жестокости, низости и оправдания несправедливости вместо прогресса гармонии и порядка в совести? Отсюда и лёгкость в совершении новых преступлений, развязывания новых войн, уничтожения тысяч людей.

Какой бы ни казалась людям по молодости или безответственности вечной безмятежность их существования, наступает в жизни каждого момент, предъявляющий счета для оплаты этой кажущейся лёгкости бытия и мнимого благополучия. Так в моралите Гофмансталя богач, на месте которого может оказаться каждый из нас, узнает, что ни его Капитал-Мамона, ни его псевдо-друзья, — никто не готов сопровождать его в последнем путешествии перед лицом Смерти. И только Вера и его Добрые дела остаются преданными ему. Одним словом, он обнаруживает свою совесть: поздно, но ещё не слишком поздно для последней минуты.

Так Лоренцо да Понте, автор либретто «Дон Жуана», назвал командора «Il Convitato di Pietra» (Каменный гость). Когда Дон Жуан принимает приглашение командора, жертвы совершённого им убийства, он знает, что пришел его день расплаты. Представшая перед ним статуя демонстрирует тем самым, что наконец-то он уступает своей совести. Анна Хроми показывает пражской скульптурой в виде пустого Плаща командора, согнутого усталостью долгой жизни, оболочку-воспоминание, населенную его душой или его совестью. Он скорбит перед Анной, своей прекрасной дочерью, униженной Дон Жуаном.

Такой чертой в жизни художницы стала трагедия автокатастрофы, перенесённая ею в 1992 году, после которой она 6 лет не могла заниматься любимым творчеством. Всего в нескольких шагах от Кафедрального собора в Зальцбурге, на историческом монастырском кладбище Святого Петра, стоит крест из кованого железа, датируемый временем Моцарта, и расположенный рядом с могилой его любимой сестры Наннерль в последней 54-ой склеповой нише. Крест отмечает то место, где по собственному желанию скульптор-художница Анна Хроми в конечном итоге найдет свое последнее место упокоения. А пока мы живы, мы несём свет добра и помощи другим, друг другу. Работы Анны Хроми для нас хранят образы Герберта фон Караяна (бронзовая скульптура, 2001; около моста Макартштег, с южной стороны дома, где родился и жил Караян). В 2003 году она создала портретный бюст Герберта фон Караяна для площади приходского храма в Анифе. Позже, бюсты Йоханнеса Графа фон Мой, Норио Ога и доктора Ханса Крюгера. По всей Европе и Китаю было установлено более 60 скульптур Анны Хромы.

Другие плащи в бронзе последовали в Пьетрасанте, в Болонье, в Афинах ... до того июньского дня 2005 года, когда во время празднования сороковой годовщины свадьбы художницы настоятель монастыря и базилики Св. Франциска в Ассизи спросил Анну, может ли она представить Плащ как пространство медитации, согласно словам святого Франциска: «использовать в отсутствии посвященного пространства наше собственное тело как место для молитвы и созерцания». Это был момент, когда начался проект, который Анна лелеяла с момента ее первой картины Плаща, — создать «Каменного гостя» как универсальный символ совести в измерении, никогда не предпринимавшемся раньше. Так появился замысел Плаща-часовни. Чтобы вырезать эту часовню из одного блока белого карарского мрамора, Анна ждала целый год, пока в канун Рождества 2006 она не получила известия о том, что знаменитый карьер Микеланджело в горах Апуан в Тоскане наконец-то «породил» кусок в 250 тонн.

СМОТРЕТЬ на мир ИЗ своего ВЛАДЕНИЯ (=своей души).

Белый мрамор и барочные, тканеподобные складки облегчают мрачное качество Плаща в бронзе и передают скульптуре чувство надежды и уверенности в будущем. Этот эффект подобен Моцарту, чередующемуся между серьезными, темными и радостными светлыми переходами в своих работах. Рассматривая восходящую спиральную стену внутри Плаща или мягко текущую ткань мрамора, неизбежно вспоминается динамика мелодий Моцарта.

Но барочные складки — это не только эстетическая особенность; они также являются частью послания Плаща. Как и во времена барокко нам нужно сегодня драматическое переосмысление, разрыв с нашей способностью "делать вещи" во всех сферах жизни. Граждане нашего мира должны вновь открыть свой «Liber Arbiter», их свободное движение ума и взять на себя ответственность за свои собственные действия, исходя из своей совести и чувства этики. Это основное послание Плаща является и целью «Института Сознания» (или совести) с его представленностью в Интернете, позволяющем всем участвовать и делиться.

В продолжение своей деятельности по распространению «искусства совести» Анна Хроми создала «Институт совести» — гуманитарную организацию, содействующую защите человека и окружающей среды. По этому случаю в 2008 году Анна подарила статуэтку «Плащ Совести» Папе Бенедикту XVI. «Институт совести» ежегодно вручает премию Хроми. Лауреатом премии в 2012 году стал Пол Уотсон. В числе номинантов 2013 года князь Монако Альбер II, Билл Гейтс, Анджелина Джоли, Даниэль Баренбойм, Джордж Сорос, Джоан Баэз, Опра Уинфри, Пауло Коэльо, Стиви Уандер и другие.

На протяжении всей нашей жизни мы стремимся к красоте, красоте того, что было создано, красоте наших близких, красоте повседневных окружающих нас предметов. Красота порождает любовь в наших сердцах. Замерзшая музыка Плаща с мягкими волнообразными складками древнего белого мрамора заставляет людей полюбить его (=свои воспоминания) и прислушаться к его посланию (=голосу своей совести).

Источник: https://www.sn.at/wiki/Anna_Chromy © Salzburger Nachrichten VerlagsgesmbH & Co KG 2018


28.07.-11.08.2018, Крк-Зальцбург

Алла Чурлина, Зальцбург
Ваш русский гид в Австрии


Рецензии
Алла, информация интересная, но не репортаж это.

Белявская Ольга   11.08.2018 14:39     Заявить о нарушении
Спасибо. Знаю, что это другой жанр, но подходящего нет в программе: для моей повседневной работы экскурсоводом это "растянутое" повествование с места событий. По сути это описание объекта в его хронологии и бытовании. С каждым рассказом, с каждой группой туристов, с каждым новым сообщением о творчестве Анны Хроми видоизменяется, уточняется, обрастает новыми смыслами её произведение, как снежный ком наслаиваются направления интерпретаций. Возможно, у гидов "свои репортажи".

Алла Чурлина   12.08.2018 01:18   Заявить о нарушении