Матвей-хан. Очерк о современных шаманах Байкала
Мы наконец устроились на ночевку; опознать искомый гостевой дом в темноте одноликих хужирских построек оказалось делом совсем не простым. В этом году шаманы остановились не в "Матрёшке", где год назад и случилось наше знакомство; я на всякий случай постучалась туда сегодня под вечер, но свободных мест уже не оказалось. "Наш" гостевой дом был сложен из массива лиственницы, как множество других в поселке: две комнаты по три кровати на первом этаже, большая спальня на втором – на шесть; рядом дом самих хозяев с небольшим двориком для парковки и принадлежащий им же небольшой магазин. Мы были наверху: я, Матвей, Сократ с девушкой Настей и бизнесмен Сергей, гость из соседней Хакасии, с сыном Климом.
Я рассказываю им о своем сборнике, о научных статьях и учебниках по экономике моего авторства. О том, что художественнопрозаических текстов моих не хватает пока на целую книгу.
- А ты напиши. Про нас напиши. Что есть в Ангарске такие шаманы, - Матвей и Сократ…
*** Матрёшка ***
Мы познакомились в прошлом году здесь же, в Хужире. Был день тайлагана: так называются буряты праздник-молебен с жертвоприношением онгонам, духам предков. Организация праздника – дело рук шаманской общины из Улан-Удэ "Тэнгэри". Название ее в переводе с бурятского означает "Поднебесье"; вообще "вечно синее небо" здесь - символ, имеющий божественный смысл.
Само праздничное действо я тогда не застала: приехала на остров только к вечеру, потом долго рассматривала дома, сувенирные лавки, туристов и местных; на закат устроилась в ущелье Шаманского мыса - отдыхать и фотографировать. А почти в полночь, направляясь обратно в поселок, зашла в случайный гостевой дом, - это и была "Матрёшка". "Места есть, только в комнате с шаманами с тайлагана спать будете", - юная бурятка-дежурная с явным сомнением осматривала мою славянскую наружность. Выбирать, впрочем, не пришлось, - я осталась.
*** Матвей и Сократ ***
Матвею двадцать девять, у него в Ангарске - жена и трехлетний сын. Он носит "ханскую" фамилию Ханхатов; в славянском переводе "хаты" означает "князья".
В девятнадцать духи рода призвали его на шаманство. Ответственность это огромная - работать с грехами предков, отмаливать, выправлять родовую карму; он отказался тогда, - молод был. О количестве контактов в своем телефоне в те годы говорит, - больше двух тысяч. Были и клубы, и девушки, - тогда и родилась у него дочь; ей теперь уже десять. Работал он в Братске, валил лес и сплавлял по Ангаре; услышав, что хочу искупаться в Братском водохранилище, стал отговаривать, - мол, трупов туда в свое время скинули много.
Со временем о том, что предков ослушался, Матвей пожалел, - "шаманская болезнь" началась. Ее проявления все мои собеседники описывали по-разному, но был и общий контекст: внезапные смерти близких; реже, но больнее – детей, мальчиков; аварии и увечья; крах всяких (особенно денежных) дел.
"Если предки выбирают тебя, отказаться нельзя, - говорить об этом для Матвея, похоже, очень важно. – Иначе станет еще хуже…"
И да, "хуже" действительно стало: на одной из стрелок бандитского Братска смертельно ранили двоюродного брата. Пока врачи разводили руками, - мол, не жилец, - Матвей пришел к местному багше (руководителю шаманского центра) Артуру Владимировичу и получил посвящение. Брат быстро пошел на поправку, а Матвей с тех пор "шаманит".
С Сократом мы успели пообщаться совсем немного - и в прошлый, и в этот раз. Несмотря на богатырскую бурятскую внешность и греческое имя, у Сократа русская фамилия – Васильев; признавая русские корни, он гордится бурятскими предками. О своем предназначении говорит – буду известным и могущественным шаманом; с тех пор, как я увидела его на тайлагане в полном облачении, сомнений в этом не осталось и у меня.
Все шаманы Ангарска принадлежат к местной городской организации "Вечно Синее Небо"; кстати, именно она на уровне города и региона лоббирует процедуру придания шаманизму официального статуса пятой конфессии. В дни, когда нет тайлаганов, обрядов или выездов в Бурятию, Хакасию и Алтай для обучения местных сакральному мастерству, они работают в автономных юртах в 15 километрах от города, на Ясачной поляне, - ее администрация города специально выделила под строительство Центра. Другие виды работ, кроме исполнения обрядов, шаманам запрещены; категорически нельзя пить, курение допускается с оговорками. В части других соблазнов и слабостей каждый принимает решение сам, зная доподлинно: своими словами и действиями он влияет на людей и пространство в разы сильнее, чем любой другой человек.
*** Сакральные корни расстановок по Хеллингеру ***
В бурятской культуре духи семьи или рода зовутся онгонами. Откровение этой поездки для меня - онгоны эти не обязательно должны быть бурятами. Правда, в большинстве случаев это так, - но, видимо, только по национально-территориальным причинам.
- Вот кто такой шаман? – мы с Матвеем заняли столик в кафе, пока готовится ужин. – Это тот, кто с духами предков говорит. Например, поссорились два человека, важных друг для друга, а помириться не могут. Тогда один или оба идут к шаману, - он призывает духов одного и второго и просит их о помощи…
На столе появились "позы" (в Улан-Удэ они же зовутся "буузами"), - по технологии приготовления это почти наши манты: мясо заворачивается в тесто и формуется в виде куполов с отверстием сверху. Еще одним открытием в бурятской кулинарной традиции стал для меня "бухлёр" - густая похлебка с картошкой и большими кусками жирного мяса. Чай здесь варят тоже густой, ароматный и терпкий, с молоком и душистыми травами. За ужином Матвей рассказывает о других обрядах шаманов их общины: простом родовом, - угощении предков; дарханском, - если в роду были мастера кузнечного дела; о подношениях хозяину воды, возвращении души и обмене жизнями.
Ощущение, что механизмы проведения родовых обрядов и расстановок по Хеллингеру сходны, было у меня давно. Уже в Иркутске мы разговорились об этом с Мэей Рин, моей подругой-психологом; она давно проводит расстановки и, кроме того, знакома с Бертом лично. Внутреннее чувство, как оказалось, не обмануло меня: методики расстановок были созданы Хеллингером после многолетних наблюдений за жизнью и обрядами одного из африканских племен.
*** Тринадцать сэрге ***
Почему тайлаган проводится именно здесь?
Все просто: остров считается сакральным центром северного шаманского мира. Конечный пункт маршрутки из Иркутска в Хужире – "Гастроном"; путь к скале Шаманка - через дорогу и до конца по улице Пушкина. Ограждение поселка – из толстых лиственничных бревен; напротив мыса Бурхан – высокие деревянные ворота и пара деревянных беседок. Отсюда хорошо виден мыс и тринадцать установленных на нем деревянных столбов-сэрге, обвязанных цветными лентами, - по количеству нойонов, потомков 99 небесных тэнгриев, сидящих вокруг Байкала и защищающих его от злых духов.
Каждый год в определенное время все нойоны собираются вместе на Ольхоне; в это время и проводится тайлаган.
*** Тайлаган ***
Утро было дождливым. По словам местных, так бывает часто, - духи приносят с собой непогоду; зато после жертвоприношения небо всегда становится ясным.
Мужчины уехали готовиться к празднику заранее, Сергей и Клим отправились чуть позже на джипе; я и другие девушки попросились в машину к ним. Мы направились на юг, выехали за границы поселка, миновали пристань бывшего рыбзавода и примерно на середине пути между поселками Хужир и Малый Хужир свернули направо, на большую огороженную площадку. Правой границей ее служили выстроенные в ряд тахилы - столы с подношениями духам: водкой, чаем с молоком и балинами - сложенными стопкой печеньями с мармеладом или зефиром сверху.
Часть площадки была отведена под шаманские облачения. На кольях висели ленты, бубны и медвежьи шубы; последние – обязательный атрибут сильных и признанных. Шуб было точно больше семидесяти, всего же шаманов, по официальным сообщениям, на празднике было девяносто семь.
У дальней границы площадки начиналось действо; шаманы выстраивались полукругом и готовили для камлания бубны, прогревая их над кострами. Духи тринадцати нойонов традиционно спускаются по ветвям берез, вкопанных в землю в Священной роще; так было и в этот раз. Затем березы вырвали из земли и три раза пронесли по часовой стрелке по кругу.
Тем временем настало время "отправления барана". Женщинам-гостям к месту приношения подойти не разрешили, потому пересказываю со слов: во время обряда баран должен быть подвешен вверх ногами, по брюху его проводят острым ножом, вспарывая живот; шаман находит руками сонную артерию еще живого животного и пальцами разрывает ее.
К слову, животных для жертвоприношений в бурятской культуре всего пять: конь, бык, козел, баран и верблюд. Каждый из них находится на своем месте в обрядовой иерархии и используется в зависимости от важности события, относительно которого проводится обряд; об этом я узнала уже позже, в Улан-Удэ, из экспозиции выставки "Тотемы и хранители" Музея истории Бурятии им.Хангалова.
*** Женщины в шаманизме ***
Могут ли женщины принимать посвящение; есть ли отличия в статусе мужчин и женщин в шаманизме?
Этот вопрос интересовал меня еще в прошлом году, - теперь ответ на него сформировался для меня окончательно.
На тайлагане я познакомилась с Ольгой, женой руководителя ангарской общины; она стала обучаться шаманизму после замужества. По словам самого Артура, в Центре наряду с мужчинами живут женщины, - в разное время от 20 до 30.
Девушкам-буряткам, даже самым молодым, очень хорошо знакомы духовные основы сакральной культуры. Кто-то уже посвящен; кто-то признается, что "время еще не пришло", - такова, например, изящная Галя, с которой мы разговорились в машине по пути на поляну.
А вот жена Матвея, по его словам, - "не верит", "не практикует".
Мой интерес к женским посвящениям, конечно, не случаен.
- Матвей, а вот скажи, почему так... - спрашиваю я. – В нашем роду последние четыре поколения одни только девочки рождаются.
Тайлаган завершен; шаманы отдыхают, Сергей с сыном осваивают баню. Я отогреваюсь под одеялом и ловлю то уютное ощущение "на своем месте", по которому очень скучаю несколько последних месяцев.
- Род твой угасает, - отвечает Матвей. – Приедешь в следующий раз, поедем на нашу поляну. Там есть она - та, что знает…
С этой женщиной из Шаманского центра я не увиделась в этот раз, но именно встреча с ней была переломным моментом всех историй посвящения, которые я здесь услышала.
*** Вечно синее небо ***
- Это тебе. - Матвей положил на мою подушку плотную атласную ткань. – Хадаг…
Слово это тибетское, в переводе на бурятский означает "тэнгэри", "небо", и называет ритуальный прямоугольный шарф с воздушными кистями и выбитыми по ткани буддийскими животными и символами.
Красного, зеленого, белого, желтого и синего цветов бывают хадаги; энергии Земли, Воды, Огня, Ветра и Пространства символизируют они.
Синий из всех цветов чтят и любят особенно, - за небесную чистоту, благородность и силу помыслов, гармонию и спокойствие, вечность неба и мужского начала, которые он дает.
Синий из всех цветов самый близкий мне: цвет моих глаз и моих горизонтов; городов с крыш и мелодии рек, если смотреть на них сверху, с мостов.
А теперь и цвет вечно синего байкальского неба, которое мне подарил ангарский шаман...
6.08.2018
Свидетельство о публикации №218081201352