Тёплые ступеньки

Моей бабушке Анне Ивановне.
И всем остальным бабушкам тоже...

Каждый год первого сентября на уроках русской литературы мы писали сочинение на тему «Как я провёл лето».
Кто-то рассказывал, что ездил на море и купался в тёплых водах Чёрного и Азовского морей.
Кто-то отдыхал в пионерских лагерях и вспоминал игру «Зарница», песни у вечернего костра и новых друзей.
Даже были счастливчики, что побывали в Артеке и писали длинные сочинения на тему дружбы народов.
«Я ездил в город-герой Ленинград и видел крейсер «Аврора».
«Я ездил в Москву и был в Мавзолее». Этим детям было хорошо — им было о чём написать, чтобы их сочинения похвалили и прочитали вслух в классе.
А мне удивить учителя и одноклассников было нечем. И мои сочинения не зачитывали вслух. Но до сих пор мои летние каникулы живут в памяти, греют душу и сердце; наполняют меня великим счастьем и несказанной радостью бытия, и дают энергию жить.
Я каждое лето ездила к бабушке!
С огромным нетерпением ждала летние каникулы и того волнующего момента, когда меня наконец-то посадят в поезд, а на конечной станции у вагона встретит дедушка.
Суетясь, радуясь и улыбаясь от счастья, мой дедушка — чернявый и кучерявый — самый красивый дедушка на свете, обнимая и целуя, всегда приговаривал: «Ну наконец-то, ну слава Богу, а то бабушка уж совсем заждалась!»
В ожидании электрички, в здании большого вокзала, шумевшего словно растревоженный улей, дедушка поил меня куриным бульоном, кормил пирожками, варёными яйцами, а после мы ели необыкновенно вкусное мороженое. Затем — электричка с деревянными лавками, автобус, заветная калитка и… бабушка — самая родная, самая любимая бабушка на свете!
Разогревалось долгое тёплое безмятежное лето.
Я не буду описывать, что писала в школьных сочинениях о том, как ходили купаться на Старую речку, в лес по грибы, ягоды, орехи. Как бабушка серьёзно занималась с нами русским языком и литературой, она ведь была учителем. Мы писали с ней диктанты, повторяли правила. Как всегда, ежегодно торжественно посещали краеведческий и другие музеи города и покупали памятные открытки.
Читали обязательную литературу, заданную на лето, и толстенную книгу про пионеров-героев. А ещё сказки народов мира, и всё подряд, что стояло в огромном книжном шкафу…
Мои сочинения не читали вслух в классе, но мои летние каникулы у бабушки живы со мной до сих пор, хотя сейчас я уже тоже бабушка.
…Ароматные пышки и пироги, пенки с варений, шутки-прибаутки и дарованная беззаветная любовь, которую не опишешь в сочинениях, и не расскажешь словами…
Я расскажу о тех ощущениях, которые не покидают меня до сих пор. Когда жизнь придавливает, и становится тяжело справляться с трудностями; когда весь мир, кажется, ополчился против; когда жизнь крутит мной, как внезапно налетевшая гроза в летний день, я прячусь в маленькую девочку, которая проводит летние каникулы у бабушки. Я отогреваюсь в тёплых воспоминаниях её безграничной любви и заботе счастливого лета.
                * * *
Раннее утро. Я не слышала, как встала бабушка — я слышала, как предательски скрипнула дверь в сенях. Бабушка, стараясь не шуметь, тихо вышла из дома. С улицы через открытое окно, прикрытое тюлевой накрахмаленной занавеской, доносятся звуки раннего-раннего утра: перекликаются первые петухи, соревнуясь, кто громче и колоритнее; уставшие от ночной бдительности лениво кое-где ещё погавкивают дворовые собаки. Под лучами восходящего солнца то тут, то там слышны птичий щебет и приглушённые нерешительные трели. Аромат малины, смородины, цветов из палисада!
Я не встаю — нет! Я лениво переворачиваюсь на другой бок и ещё слаще засыпаю. Солнышко ещё не поднялось — оно только проснулось и, радуясь ему, пробуждается природа, а я продолжаю летать в сновидениях на заре долгого летнего дня. Просыпаюсь от запаха блинчиков, что напекла бабушка. Тоненькие, как кленовые листочки, ажурные, с хрустящими краями, они обильно политы сливочным маслом. О, как бы я ни старалась — блинчики никогда не получаются у меня такими тонкими и вкусными…
Не спеша встаю, лениво потягиваюсь и, открыв скрипучую дверь, выхожу на крылечко. Оно деревянное, некрашеное. Уже с утра тщательно вымыто хозяйственным мылом и до блеска выскоблено ножом. Ласковое солнышко приветливо светит уже свысока и согревает его. Ступеньки для моих босых ножек приятно тёплые и я, чувствуя их нежность, не иду дальше, а продолжаю стоять, наслаждаясь и щурясь от яркого солнца, радостно приветствую мир.
С восторгом гляжу на цветные космеи, что растут напротив крыльца. Они слегка покачиваются под лёгким, почти неощутимым ветерком и, кажется, улыбаются мне, приветствуя. Лилии, цинии, флоксы, петуньи, астры и георгины — да разве перечислишь все! И конечно же, королевы-розы! В этой летней сказке они все мои друзья, и я тоже здороваюсь с ними. Но в памяти остались незамысловатые космеи, я их называла ромашками, и играла с ними, как с живыми человечками. Терпкий их запах помню до сих пор… Вдоль забора высокие мальвы.
Яблони, усыпанные зреющими плодами. Тяжёлые, наливающиеся тёмные грозди смородины. Крыжовник. Малинник. Всё это создаёт неповторимый аромат моего лета. И над всем этим трудятся неугомонные пчёлки. Они угрожающе для меня жужжат и торопливо перелетают с цветка на цветок. Чем-то своим заняты мухи и другие насекомые. Всё это жужжит, попискивает, пощёлкивает… во дворе квохчет наседка…
Щурясь, смотрю вверх. Небо бездонно-голубое, высокое, без конца и без края, и лишь кое-где видны невесомые, как небрежный мазок кистью, прозрачные облака и след пролетевшего самолёта.
И я стою на тёплых ступеньках, и впереди мой новый длинный день благословенного лета — день без конца и без края, как небо надо мной. Яркий, как ослепительное солнце, и тёплый, как деревянные ступеньки чистого крыльца.
А на грядках что-то рыхлит моя любимая бабушка. Увидев, что я проснулась, так радостно мне улыбается, что я смеюсь ей в ответ, не зная отчего — наверное, от переизбытка чувств! От безмерного счастья! Она тотчас бросает работу и бежит меня кормить — ей всё время кажется, что я голодная.
Сейчас, окружённая техникой и всеми удобствами, я не могу представить, как удавалось бабушке всё успевать и создавать нам, внукам — а нас было четверо — такой рай на земле? Видя нас, она всегда улыбалась. Улыбалась, несмотря на нелёгкую судьбу, трудный быт деревенской жизни. Улыбалась, и её добрые глаза излучали столь великую любовь к нам, что мы все до сих пор в ней купаемся.
Бабушки уже давно нет. И все мы — внуки её — солидные взрослые и даже пожилые. Но когда становится плохо на душе и не спится, я закрываю глаза и вспоминаю лето, бабушку… так хочется прижаться к ней…
Цветы, смородину, пышки, варенье… тополь у калитки… вечерние прогулки и сказки на ночь.
И тёплые, нежные, словно бархат, ступеньки крыльца ощущаю, согреваясь, озябшими ногами…
Благостное неземное умиротворение и тепло входят в моё сердце, и душа излечивается, успокаивается и очищается воспоминаниями от ненужного беспокойства.
Эти воспоминания — самое дорогое и самое ценное в моей жизни богатство. Они не только поддерживают в трудные минуты, они наполняют меня мощнейшей жизненной энергетикой, что даёт силы нести свой крест дальше.

 
Картина вверху: художник Е.Лебедев. Флоксы цветут...
 


Рецензии
"Затем — электричка с деревянными лавками, автобус, заветная калитка и… бабушка — самая родная, самая любимая бабушка на свете!" -

Может быть и наши внуки будут так же нас вспоминать...

Надежда Байнова   19.05.2023 21:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Надежда!
Будем надеяться.
С уважением, Людмила

Людмила Колбасова   23.05.2023 10:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.