2 изд. Род. И. Гл. 1 Дети Алоиса Ч. 3-7 Оговор

Астрахань,  предположительно – 1940 год.
Фотография – любительская и очень плохо сохранилась.
На снимке: Виктор Алониевич, его жена – Мария Алексеевна,
Справа  сыновья: - Анатолий и старший – Юрий.


ИСТОКИ   - РОДОСЛОВНАЯ  ИРАИДЫ
(ПЕРЕИЗДАНИЕ – 2018 год)
ГЛАВА 1 ДЕТИ  АЛОИСА
ЧАСТЬ 3-7  ОГОВОР


История, которую мы сейчас опубликуем, имеет два  различных варианта.

Первая история, связанная с Виктором Алониевичем, мне запомнилась со слов моей бабуси. Но я могла что-либо запомнить не так, как всё происходило на самом деле…
Время показало, что я действительно ошибалась. Меня поправила внучка Виктора Алониевича- Вика Смирнова.

Мой вариант…

Перед войной начались гонения на иностранцев, проживающих в России. На многих фабриковались дела, и предъявлялись обвинения, в результате – репрессии или высылка. Не обошла эта «горькая судьбина» и Виктора Алониевича.

Был издан приказ – выслать всех жителей, имевших иностранное происхождение из Астрахани в Сибирь. Виктор Алониевич Мейстрик, чех по отцу, и русский по матери (Прасковья Матвеевна), попал в списки высылаемых. У дяди Вити были больные лёгкие, и вообще, он был в то время слаб здоровьем. Он не выжил бы в  суровых условиях Сибири.

Но и до высылки, на многих фабриковались «дела».

Виктора Алониевича арестовали в 1938 году, обвинив в шпионаже. Видно плохо «сфабриковали» дело, потому что пришлось выпустить. Но высылки его семья не избежала.

Есть документ...

СПИСКИ  ЖЕРТВ
 
Мейстрик Виктор Алонович
Родился в 1889 г. еврей; образование высшее; юрисконсульт Волго-Каспийского госрыбтреста. Проживал: Астрахани. Арестован 8 августа 1938 г.
Приговорен: 6 декабря 1938 г., обв.: обвинен в шпионаже..
Приговор: дело прекращено на стадии предварительного следствия по реабилитирующим основаниям, из-под стражи освобожден.
Источник: Книга памяти Астраханской обл.

Когда встал вопрос о высылке из Астрахани Виктора Алониевича с семьёй, по причине иностранного происхождения,  в этот тяжёлый момент, на помощь пришла сестра (жены Виктора)  Маруси – Роза Розентул.
Она с мужем жила в Москве. Муж её был известным, очень богатым врачом – венерологом. У него лечился весь тогдашний, как сейчас сказали бы – московский «бомонд». И не только московский.  Жёны высокопоставленных чиновников, подцепив какое-нибудь венерическое заболевание, спешили к Розентулу. Лечились тайно, платили много...

Короче говоря, Роза с мужем собрали золото, деньги, драгоценности, и всё это было отдано в Астрахани тем, от кого зависела судьба семьи дяди Вити. За эти деньги ему изменили место высылки. Так он попал вместо Сибири в Ташкент – «город хлебный», где он и дожил до самой своей смерти.

ВИКА  МЕНЯ ПОПРАВЛЯЕТ...

Вике спасибо, ибо это история её семьи...

Больные легкие и даже туберкулез были у Толи – сына Виктора Алониевича, моего отца. Перед войной он вынужден был взять академический отпуск и пропустить год учебы, поэтому-то и не попал на фронт.

Роза с мужем никогда не расстались бы со своими накоплениями, тем более ради мужа сестры.

Как неблагонадежному В.А. было приказано в 24 часа покинуть  город и переселиться в казахский городок – Иргиз, актюбинской области. Взяли самое необходимое и по зимней ветренной, и снежной степной дороге были доставлены в эту ссылку, дед, кажется, даже без права работы.

А насчет помощи, и выкупа, в семье Гузиковых (Гузикова – мама Маруси – жены Виктора, и её сестры – Розы Розентул) была подобная ситуация, только с отцом бабушки Марии Гузиковой...

В 17 или 19 году, когда Отца Марии  забрали и держали в тюрьме, сильно избили, и ждали, когда этот богатый человек отдаст свои накопления.
Тогда семья сделала все, чтобы спасти его жизнь.

К слову, дом – 2-х этажный особняк, в котором жили Гузиковы, находится в самом центре Астрахани, недалеко от Кремля, объявлен памятником культуры и сейчас сохраняется. В нем расположен какой-то банк.

ПРОДОЛЖАЕТ  ИРАИДА…

Вот такая еврейская родня есть у Степановых. Их родственники в Астрахани – Цехинштейны, позже разъехались в другие города России, кто-то осел в Москве, и Подмосковье. Но кто где, не знаю. Где-то все растерялись. Связь с ними не поддерживаем ни с кем, кроме Вики...


В книге памяти в  записи о Викторе Алоньевиче Мейстрик проставлена фамилия – еврей.
Естественно, сразу же возник вопрос – как у отца, чеха по национальности, могли быть сыновья – еврей и латыш. Тем более, что  у Виктора и Николая мать была русская, Прасковья Матвеевна.???

Моя версия такая. Ещё задолго до войны, начались гонения не только на евреев, но и на всех иностранцев, проживающих в России. Виктор Алоньевич, имея жену – еврейку, сумел поменять в документах национальность с чеха на еврея. А Николай Алониевич каким-то образом, находясь в оккупации, в городе Ставрополе, сумел назваться латышом. Но это лишь моя версия.

В отношении национального вопроса. Недавно моя дочка – Стэлла беседовала на эту тему с одним католическим священником, приехавшим в Москву из Пражского предместья. Когда она рассказала ему о, том, что наши корни идут из Чехии, и мы до сих пор не знаем истинной национальности  её  прапрадеда, священник сказал – «У нас фамилия – Мейстрики встречается часто. И принадлежит она чешским евреям».

В отношении Виктора Алониевича, Вика, его внучка, предполагает, что Мейстрики были или чешскими евреями, или чистокровными евреями.
 
Её дед – Виктор Алониевич женился на Астраханской  еврейке - красавице Марии. Поэтому Вике очень хочется найти  подтверждение тому, что собственно у всех Мейстриков тоже течёт еврейская кровь.

Это теперь мы можем свободно обсуждать эту тему. А в те далёкие годы, да ещё во время войны!!!...

УТОЧНЕНИЕ  ВИКИ:

Когда являешься носителем редкой фамилии, очень хочется узнать откуда она произошла, документы, которые у нас были определенно говорили, что фамилия чешская и прадед – чех.
Но в нашей стране любая иностранная фамилия – еврейская, а если гонение на немцев, то немецкая. Меня в прежние времена, когда к евреям было "особое" отношение, всегда задевало, что фамилию Мейстрик считали(ют)   еврейской, хотя трудно и самой различить фамилию бабушки по маме – Гузик (польско-еврейскую) от чешской – Мейстрик. 

(Примечание Ираиды: я росла под фамилией – Степанова, а Вика до самого замужества оставалась - Мейстрик. Вероятно, не раз ей приходилось, сталкиваясь с действительностью тех лет, задумываться на эту тему)...

А вот Юра, после призыва в армию, изменил написание фамилии на Мейстриков, чтобы не считали немцем, т.к. при произношении Мейстрик звучало, на немецкий лад, как – Мейстрих. Вот и  похоронка пришла на фамилию Мейстриков.

ПРОДОЛЖАЕТ  ИРАИДА…

1943-ый год был тяжёлым годом для всех, а для моей бабуши Мори – особенно.   Умер в ссылке бабусин брат – Коля, и погиб на войне племянник, сын Виктора Алониевича – Юра. Юра – родной брат Анатолия, отца Вики.

В дневнике бабуси  есть запись:

26.09.43.
Вчера получила известие,  что Юра,  мой племянник, убит  на войне под Харьковым.  Я разрыдалась. Кошмарное, тяжёлое известие.
Дочка (так бабуся часто называла меня, свою маленькую внучку – Идочку) начала напоминать о погибшем герое - лейтенанте.  Она припомнила, как  будучи  в Астрахани, вместе с родителями были в гостях у дяди Вити, и как  Толя (Юрин брат) стоял на голове,  а Юра водил её в какую-то комнату  и показывал  ей  лодочку,  которую они сделали сами вместе с братом.  Ах, какой даровитый юноша погиб!  Возможно,  будущий крупный ученый.  Гордость родителей! Горе родителей не поддается описанию...

Младший сын - Юра был ещё  мальчишкой, но пошёл добровольцем на фронт,  и погиб в первом же бою  под Харьковом, в июле 1943 года.

(Фотография вверху была сделана в наш приезд в Астрахань.
В 40-м году мне было 6 лет.)

Виктор Алониевич Мейстрик умер в 1966 году и похоронен в Ташкенте, где он прожил со своей семьёй до самой смерти...



Рецензии